ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 732
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
II. Повторение звука ш.
Логопед говорит: «Давайте все вместе скажем звук ш». Дети произносят.
Затем логопеда задает вопросы, на которые дети отвечают: «Звук ш гласный или согласный?» (Согласный.) «Звук ш глухой или звонкий?» (Глухой.) «При произнесении звука ш язычок внизу или вверху?» (Вверху.) «Узкий или широкий?» (Широкий.) «Губки «улыбаются» или вытянуты вперед?» (Вытянуты вперед.)
Вызывая детей с еще недостаточно закрепленным произношением звука ш, логопед просит четко произнести этот звук.
III. Произнесение слов со звуком ш, развитие внимания и памяти.
1. Логопед предлагает детям прослушать и повторить ряд слов, в состав которых входит звук ш (инструкция дается одни раз).
Примерные ряды слов: шина, катушка, лягушка, подушка; мышь, ковш, шапка, шутка.
2. Детям предлагается из ряда слов выбрать такие, в которых есть звук ш. Для сравнения предлагаются слова, содержащие звуки с, ш, ж, например: мышка, весна, желуди; лягушка, вещи, машина и т.п.
IV. Выделение звука ш из слова.
Логопед просит детей еще раз посмотреть на картинки, выбрать слова со звуком ш в начале, а затем в середине слова
V. Анализ двусложных слов с закрытым слогом.
1. Один из детей вызывается к доске и составляет схему слова мышка. Затем составляется схема еще двух-трех слов (мышка, шапка, мушка).
2. После этого проводится упражнение в преобразовании слов путем дополнения одного звука.
Логопед просит послушать, как он произносит слово каша. Затем задает вопросы: «Какой звук надо вставить в это слово, чтобы получилось новое слово кашка?» (Звук к.) «А какой звук надо добавить, чтобы из слова Миша получилось слово мишка?» (Звук к.)
3. Добавление пропущенного в слове звука.
Логопед говорит: «Я буду говорить слоги, вы добавляйте звук так, чтобы получилось слово».
Далее логопед произносит слова с пропущенным звуком и задает вопросы: «Какое получится слово? Какой звук надо добавить?» Дети его вставляют: Ко . ка (Кошка, надо добавить звук ш.) Мы . ка (Мышка, надо добавить звук ш.) Ша . ка (Шапка, надо добавить звук п.)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
Детям предлагается составить (с помощью сюжетной картины, на которой изображен маленький мальчик, катающий на машине своего мишку) следующие предложения, используя отдельные слова: Два, Алеша, год – Алеше два года; купить, мишка, Алеша – Алеше купили мишку; Алеша, у, машина – У Алеши машина; Алеша, мишка, катать, на машина – Алеша катает мишку на машине.
Составляется и заучивается текст: Алеше два года. Алеше купили мишку. У Алеши машина. Алеша катает мишку на машине.
VII. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук ш.) «Звук ш глухой или звонкий?» (Глухой.)
Затем он просит вспомнить по одному слову со звуком ш (слова не должны повторяться).
При закреплении правильного произношения звука ш используются предметные и сюжетные картинки, подбираются стихи, потешки, загадки, рассказы.
С целью образования родительного падежа множественного числа могут быть использованы слова: шуба – шуб; шкаф – шкафов; вишня – вишен; шина – шин; шашка – шашек; шахматы – шахмат; уши – ушей; мешок – мешков; катушка – катушек; лягушка – лягушек.
Уменьшительно-ласкательная форма образуется от слов: ухо – ушко; петух – петушок; шкаф – шкафчик; шуба – шубка; каша – кашка; камень – камешек; муха – мушка; вишня - вишенка; башня – башенка и др.
Постепенно усложняются упражнения, направленные на согласование прилагательных с существительными. Детям предлагается самостоятельно сравнивать окончания прилагательных мужского и женского рода единственного и множественного числа. Используется прилагательное большой, имеющее ударное окончание.
Примерный лексический материал: большой – кувшин, мишка, шкаф, мешок; большая – машина, шуба, шапка, башня; большие – уши (у зайца), башмаки, подушки, шишки. Проводятся упражнения, как это описано выше (см. материал на звуки с и с’).
Для выбора нужной картинки из ряда картинок детям предлагается ориентироваться на прилагательное или только на окончание. Можно также предложить детям подбирать прилагательные к существительным.
В зависимости от реальных возможностей детей каждой данной группы постепенно вводятся упражнения, направленные на согласование прилагательных с существительными и числительными в косвенных падежах. С этой целью детям предлагается договаривать предложения определенными словосочетаниями. Приведем примеры.
а) как обычно, вначале дети правильно и очень четко произносят словосочетания, например: плюшевая кошка, плюшевый мышонок (т.е. прилагательные с существительными мужского и женского рода).
б) детям предлагается договаривать такого типа предложения (словосочетания включаются в разных падежах; исключение составляет родительный падеж с окончанием –ого): Алеше купили… (плюшевую кошку.) Мы любуемся… (плюшевой кошкой.) Нам понравился… (плюшевый мышонок.) Мы завяжем бант… (плюшевой кошке.)
Аналогично с числительным два и во множественном числе, например: У нас два… (плюшевых мышонка.) У нас нет… (плюшевых мышат.) И т.д.
К ранее упоминавшимся упражнениям, касающимся работы над предложением, добавляются новые. Сюда относится составление предложений с последующим их распространением однородными и второстепенными членами.
Теперь, когда навык звукового анализа слов достаточно закреплен, в упражнения включается подсчет слов в предложении. Эти упражнения удобно проводить в форме игры в «живые слова».
Опишем примерные упражнения.
а) детям предлагается правильно произнести и запомнить несколько предложений. На первом занятии подбираются простые распространенные предложения без предлогов и союзов типа Бабушка шьет шубу. Наташа катает Пашу.
б) логопед объясняет детям, что сейчас они будут составлять предложения из «живых слов»: слова будут изображать дети. Задаются вопросы к каждому из предложений, дети должны отвечать на вопросы одним словом: «Кто это?» (Наташа.) Один из детей выходит к доске. Он символизирует слово Наташа. Задается следующий вопрос: «Что делает Наташа?» (Катает.) Затем к доске выходит следующий ребенок. Он символизирует слово катает. И т.п. Когда предложение составлено, каждый из детей называет свое слово, затем произносится все предложение и подсчитывается количество входящих в него слов.
Обычно такого рода упражнения не затрудняют детей. Очень скоро оказывается возможным перейти к составлению предложений с предлогами. При этом предлог символизируется кем-либо из детей. Таким образом, например, символизируется пятью детьми предложение Миша вешает шубу в шкаф.
Следующий этап – распространение предложений при помощи вопросов. Составляется предложение: Миша вешает шубу в шкаф. После этого логопед задает вопрос: «Какую шубу?» (Меховую.) Ребенок, символизирующий слово меховую, должен найти свое место в «предложении».
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
Шапка, шуба, шина, шахматы, шинель, шиповник, уши, машина, мешок, кушетка, кувшин, мышь, душ, кошка, пушка, камыш, вишни, вышка, башня, катушка, дедушка, бабушка, лягушка, кукушка, кадушка, шкаф, шляпа, швея, школьник, швейная машина.
Мишка
Купили Наташе мишку. Наташа любит мишку. Она надевает на мишку штанишки и шапку. Наташа и мишка идут гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.
Подвижные игры на закрепление звука ш (проводятся преимущественно воспитателями во время фронтальных занятий или на прогулке).
«Наша машина».
Дети становятся в круг. Два ребенка стоят вне круга спиной друг к другу. Все хором произносят: У нашей машины нет шины, шагом иди, меня догони. После этого вне круга стоящие дети шагом обходят круг. Кто первый обойдет круг, тот выигрывает. Проигравший придумывает два слова со звуком ш или выполняет какие-либо другие задания.
«Не мешайте Маше».
Один из детей – Маша (или Миша) – находится в конце игровой или прогулочной площадки. Дети ходят вокруг и говорят: Тише, тише, Маша (или Миша) пишет, наша Маша буквы пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет. После этих слов дети перебегают на другой конец игровой площадки. Маша должна кого-либо осалить. Осаленный становится Машей.
При проведении игр воспитатель следит за четкостью речи детей и за правильным произнесением звука ш.
Дифференциация ш – с
Дифференциации звуков с и ш уделяется большое внимание в процессе обучения. Умение хорошо различать эти звуки на слух и в собственном произношении облегчает в будущем дифференциацию з и ж, ч и т и других пар артикуляционно близких звуков. При сопоставлении звуков с и ш особенно важно обратить внимание детей на различение артикуляции – при произнесении с кончик языка внизу, а при произнесении ш – вверху.
Приведем примерный план занятия на дифференциацию с – ш
Тема занятия: дифференциация с – ш.
Цель занятия: различение звуков с и ш; закрепление полученных навыков анализа звукового состава слов; согласование прилагательных с существительными.
Примерный ход занятия