ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 751
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
в) заучивание после предварительных полных ответов на вопросы (логопед требует четкого произнесения и правильно составленного ответа на каждый вопрос) текстов типа «Котик» или «Мишка-лакомка».
г) обучение детей постановке вопросов к текстам.
Приведем примерный план занятия на звук л.
Тема занятия: звук л.
Цель занятия: четкое произнесение звука л в слогах, словах, в предложениях; анализ и синтез слов типа палка; правильное употребление предлогов с(со) и из.
Примерный ход занятия
I. Произнесение звука л.
Логопед предлагает детям рассмотреть и назвать выставленные на наборном полотне картинки: лампа, кукла, лодка, пол, полка, потолок, луна, волы, палка, белка, лом.
Логопед задает вопросы: «Какой звук есть в названиях всех этих картинок?» (Звук л.) «Какой это звук?» (Согласный, твердый.) Далее логопед говорит: «Вспомним, как надо правильно произносить звук л». (Широкий язычок поднимается за верхние зубки.)
Дети по вызову логопеда произносят слоги со звуком л – ла, лу, ло, лы, ал, ол, ул, ил.
II. Сравнение на слух звука л со звуками р, р’, л’.
Детям предлагается хлопать в ладоши, когда логопед произносит слог со звуком л. Для сравнения даются различные слоги – прямые, обратные со стечением согласных, например: лпа, пли, лю, кри, ал, ро и т.п.
III. Выделение звука л из состава слова.
Детям предлагается выбрать из выставленных на наборном полотне картинок такие, в названиях которых звук л находится в середине слова.
IV. Анализ слов типа палка.
1. Логопед говорит: «Сейчас мы будем составлять схему слова».
На наборном полотне выставляется картинка с изображением палки.
Логопед задает вопросы: «Что это?» (Палка.) «Сколько слогов в слове палка?» (Два.)
Одновременно логопед задает ряд вопросов: «Какой первый слог?» (Пал.) «Сколько звуков в этом слоге?» (Три.) «Какие это звуки?» (П, а, л.) «Какой второй слог?» (Ка.) «Какие звуки в этом слоге?» (К, а.) «Какой гласный звук в первом слоге?» (А.) «Какой гласный звук во втором слоге?» (А.) «Значит, сколько всего гласных?» (Два.) «А слогов сколько?» (Два.)
Кроме того, логопед может попросить ребенка найти в схеме место того или иного звука, в частности изученного на данном занятии звука л.
Можно также, указывая на изображающие звуки отдельные кружки, спросить ребенка, какие это звуки.
2. Самостоятельное выкладывание детьми схем слов кукла и булка.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы: «Дети, какой звук вы учили сегодня?» (Звук л.) «Кто помнит, какие картинки были выставлены на наборном полотне?» (Лампа, луна, кукла…)
Приведем еще один план занятия на звук л, в который включено упражнение в анализе слогов и слов со стечением согласных.
Тема занятия: звук л.
Цель занятия: четкое произнесение звука л в слогах, словах и предложениях; анализ слов со стечением согласных; распространение предложений с помощью вопросов; образование родительного падежа множественного числа.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Дети стоят. Перед каждым из них лежит картинка с изображением предмета (или предметов), в названии которого есть звук л. Дается задание назвать картинку, добавив слово много (т.е. образовать родительный падеж множественного числа).
II. Постановка цели занятия.
Логопед обращается к детям со следующими словами: «Дети, сегодня мы будем повторять звук л». Выясняется, что звук л – согласный, твердый. По требованию логопеда дети произносят звук л изолированно или в составе слогов и слогосочетаний (пла – пло; плу – плы – пла и т.п.).
III. Сравнение на слух звука л со звуками л’, р, р’.
Логопед говорит: «Сейчас я буду называть разные слова, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда я скажу слово со звуком л».
Логопед произносит примерно такие слова: рак, лампа, липа, решето, вилка, кормушка, волк, одеяло, варенье и т.п.
IV. Распространение предложений с помощью вопросов.
1. Дети упражняются в правильном и четком произнесении слов, которые позднее будут включены в предложения. С этой целью им предлагается вспомнить имена детей со звуком л. Затем вслед за логопедом отдельными детьми и хором произносятся слова и словосочетания (особенно наиболее сложные по звуко-слоговому составу): слепил – слепила; сделал – сделала; катался – каталась; слоненок, пластилин, голубая коляска, двухколесный велосипед.
2. В форме игры в «живые слова» дети упражняются в составлении и распространении (по сюжетным картинкам) предложений с помощью вопросов: кто? что делает? и др. Так, например, составляется предложение Клава катала. Предложение распространяется при помощи вопроса «Кого?». Составляется предложение Клава катала куклу. Это предложение последовательно распространяется при помощи вопросов «В чем?» и «В какой?». В конечном счете составляется предложение Клава катала куклу в голубой коляске. В процессе составления предложений они многократно проговариваются. Подсчитывается количество слов в каждом из составленных предложений. Внимание детей обращается на то, что если в предложении уже есть предлог (катала в коляске), то второй опускается (катала в голубой коляске). Ребенок, символизирующий предлог в, становится перед тем, кто символизирует слово голубой.
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
1. Логопед задает детям вопросы: «Дети, из каких звуков состоит слог ла?» (Л, а.) «Если прибавить вначале звук п, какой получится новый слог?» (Пла.) «Какой гласный звук в этом слоге?» (А.)
Аналогично проводится упражнение в добавлении звука вначале слога: ло – кло; ло – пло и т.п.
Затем звук добавляется в середину слога, т.е. логопед просит назвать звуки, входящие в состав слога па; затем слог па преобразовывается в пла; ка в кла и т.п.
2. Зарисовываются на доске или выкладываются схемы нескольких слов типа Клава, а затем типа стол (это упражнение может быть проведено на следующем занятии). В последнем случае необходимо обратить внимание детей на то, что в односложном слове может быть четыре звука.
Как обычно, логопед просит составляющего схему ребенка сказать, сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, указать, какие звуки входят в состав первого слога, второго слога, указать и выделить гласные, назвать последовательно все звуки слова, указать, где в слове находится звук л, выделить ударный гласный.
VI. Подведение итогов занятия.
Детям предлагается вспомнить по одному слову со звуком л.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л
Лапа, лампа, лак, лото, лом, лук, луна, лодка, лопата; одеяло, вилка, палка, кукла, полка, пенал, мел, пол, потолок, волк, юла, мыло, пилот, голуби, вилы, балкон, клоун, булка, белка, дятел, факел, блокнот, яблоко, каблук, флаг, клоун, клубок, клубника, галка, иголка, футбол, плот, халат, галстук, платье, луноход.
Все эти слова не содержат других трудных звуков (с, ш, з и пр.), поэтому их целесообразно использовать на начальных этапах закрепления звука л, а также в тех случаях, когда звуки с, з, ш и другие еще недостаточно свободно произносятся.
Слон, стол, стул, скалы, лось, велосипед, скакалка, осел, весло, свекла, глобус, подсолнух, сеялка, косилка, солонка, глаза, козел, зал, вокзал, ландыш, калоши, вешалка, школа, лошадь, шило, шланг, шлагбаум, желуди, голубой, белый, сладкий, кислый, спелый, смелый, холодный, голодный.
Все эти слова включаются в материал упражнений при отсутствии у детей затруднений при произнесении звуков с, з, ш.