ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 734
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
В конце второго периода обучения проходятся звуки р и р’ и осуществляется их дифференциация от л и л’.
Отметим, что звуки р, р’, и л, л’ после их постановки, как правило, очень хорошо различаются детьми (звуки р и р’, как вибранты, резко отличны от прочих звуков речи). В то же время звуки р, р’ и л сложны в артикуляционном отношении и их введение в речь требует большого количества упражнений. В материал занятий вводятся не только простые, но и разнообразные сложные по звуко-слоговому составу слова, предложения, тексты.
С усвоением звуков р и р’ значительно расширяется активный, правильно произносимый словарь. Если в начале и даже в середине второго периода обучения дети упражнялись в составлении предложений, то теперь появляется возможность шире практиковать составление рассказов.
Приведем примерный план занятия на звуки р и р’.
Тема занятия: звуки р и р’.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков р и р’; анализ звукового состава слова; распространение предложений с помощью вопросов; различение глаголов совершенного и несовершенного вида.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, послушайте стихотворение:
Затем он задает вопросы: «Как вы думаете, какие два звука мы будем сегодня учиться правильно говорить?» (р и р’) «Как мы говорим эти звуки?» (Язычок поднимается вверх и дрожит.) «Какие это звуки – гласные или согласные?» (Согласные.) «Чем отличается звук р от звука р’?» (Звук р твердый, а р’ мягкий.)
Логопед проверяет правильность произнесения звуков р и р’ отдельными детьми.
II. Закрепление правильного произношения звуков р и р’.
Проводится как игра «Эхо». Одной половине детей дается задание произносить какой-либо прямой слог со звуком р (т.е. ра, ро, ру или ры) или слоговое сочетание. Вторая половина детей («эхо») повторяет аналогичный слог (или сочетание) с мягким звуком, например: первая группа – ра-ра-ра; вторая – ря-ря-ря и т.п.
III. С помощью картинок детям предлагается подобрать слова типа крыша к схеме.
Примерные картинки: рак, портфель, смородина, крыша, груша, ворона, трава и т.п., т.е. слова, намеченные для анализа (крыша, груша, трава), чередуются со словами другого слогового состава.
Последовательно разбирается слоговой и звуковой состав каждого из выделенных для анализа слов.
IV. Распространение предложений по вопросам.
(При проведении этого упражнения составление и распространение предложений сочетается с привлечением внимания детей к несовершенному и совершенному виду глаголов.)
1. На наборном полотне выставлены две картинки, на одной из них изображен мальчик, который рубит сухое дерево, на другой – сухое дерево уже срублено. Предложив детям догадаться, какая картинка задумана, логопед произносит слово срубил. После ответа детей задается вопрос: «Как вы догадались, что я задумала эту картинку?» Примерный ответ: «Тут дерево еще стоит, а тут уже упало, значит, оно срублено». Четко произносятся предложения.
Внимание детей привлекается к звуковому и смысловому различию между словами рубил и срубил – прибавили к началу слова звук с и получили новое слово.
Аналогичная работа проводится еще по ряду парных картинок. По этим картинкам можно подобрать глаголы несовершенного и совершенного вида: красил – выкрасил; строил – построил; рисовал – нарисовал. Проводится сравнение этих слов, как это указано. Внимание детей привлекается к тому, что добавление к началу слова того или иного слога меняет его значение.
2. Выставляется какая-либо пара картинок (например, мальчик строит – мальчик построил). Детям предлагается составить предложение из трех слов со словом построил. Дети составляют предложение (Рома построил дом.) и указывают, к какой из двух картинок оно относится. Затем составленное предложение распространяется при помощи вопросов (используется прием «живые слова»): какой? из чего? из каких? Получается предложение: Рома построил одноэтажный дом из деревянных кубиков.
Аналогично составляются и распространяются предложения по остальным парным картинкам, например: Боря срубил сухое дерево острым топором. Игорь красит ракету красной краской. Вера нарисовала красивые разноцветные шары.
3. Еще раз внимание детей привлекается к глаголам несовершенного и совершенного вида. С этой целью логопед произносит слова, обозначающие действия: рубил, рисовал, строил, красил. Детям предлагается дополнить слова таким образом, чтобы было видно, что действие уже закончено (срубил, нарисовал, построил, выкрасил).
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
VI. Подведение итогов занятия.
Логопед оценивает активность и ответы детей.
Тема занятия: звуки р – л.
Цель занятия: закрепление правильного произнесения звуков р и л; развитие слухового восприятия; преобразование слов; согласование прилагательных с существительными.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Перед детьми разложены предметные картинки. Логопед предлагает назвать картинки и сесть тем детям, у которых в названиях картинок есть звук р. Затем садятся те, у которых в названиях картинок есть звук л.
II. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки л и р. Какие это звуки? Гласные или согласные? Твердые или мягкие?»
Затем он задает вопросы: «Чем отличаются эти звуки?» (Когда мы говорим р – язычок дрожит, а когда говорим л – не дрожит.)
III. Упражнение в произнесении слов и развитие памяти.
Логопед говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас умеет хорошо слушать».
Логопед произносит по четыре-пять слов со звуками р и л. Дети должны их запомнить. Примерные ряды слов: полка, рубашка, топор, лампа; вилка, рама, ворона, пенал, труба и т.п.
IV. Преобразование слов.
Детям предлагается заменять в словах один звук звуком р или л так, чтобы получилось новое слово. Примерные слова для преобразования (звуки, подлежащие замене, могут находиться в начале, конце или середине слова): мак – рак; дом – лом; сук – лук; мама – рама; мука – рука; нога – рога или нора; папа – лапа или пара. Ответы детей даются примерно в такой форме: «Я заменил в слове кот звук к звуком р, получилось слово рот».
Вариант.
Из ряда слов (с помощью картинок) детям предлагается выбрать такие, в которых первый звук твердый согласный, второй – гласный, третий – твердый согласный.
Примерные картинки: рак, лес, лапа, лом; луна, пар, лев, лук, куры.
V. Согласование прилагательных с существительными.
1. Детям предлагается заканчивать предложения словами белый кролик с последующим произнесением предложения полностью. Примерные предложения: У нас в живом уголке жил… (белый кролик.) Дети любили… (белого кролика.) Дети заботились… (о белом кролике.) Они приносили морковку и капусту… (белому кролику.) Дети подолгу любовались… (белым кроликом.)
2. Детям предлагается самостоятельно составлять предложения так, чтобы в них входили слова белый кролик (три-четыре разных предложения), белого кролика, белому кролику, о белом кролике, белым кроликом.
3. Заучивается рассказ «Белый кролик».
VI. Подведение итогов занятия.
Кроме включенных в занятие, перечислим некоторые упражнения, при проведении которых закрепление правильного произношения звуков р и р’ и дифференциация звуков р – р’ – л – л’ сочетается с лексико-грамматическими упражнениями. Предлагаемые упражнения используются логопедом (или воспитателем) выборочно как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Количество упражнений зависит от уровня речевого развития детей каждой конкретной группы.
При подборе материала для упражнений в образовании именительного и родительного падежа множественного числа существительных рекомендуется включить среди ряда других следующие слова: простыня – простыни – простынь; шофер – шоферы – шоферов; торт – торты – тортов; петля – петли – петель; рейтузы – рейтуз; мандарины – мандаринов; рубашки – рубашек, а также слова перо – перья – перьев аналогично крыло, воробей, дерево, бреет.
Продолжаются упражнения в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением: орех – орешек; крыло – крылышко; рога – рожки; воробей – воробушек; корова – коровка – коровушка; трава – травка – травушка; дерево – деревцо; платье – платьице; зеркало – зеркальце и т.п.
Детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. Это могут быть отдельные слова, словосочетания или специально подобранные тексты.
Приведем пример.
а) детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением: зверь серый – зверек… (серенький); глаза черные – глазки… (черненькие); зубы острые – зубки… (остренькие); хвост длинный – хвостик… (длинненький).
б) детям предлагается преобразовать загадку так, чтобы она звучала ласково, ведь речь идет о маленьком зверьке. Логопед предлагает такой текст: Маленькие звери, серые шубы, длинные хвосты, черные глаза, острые зубы. (Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинненькие хвостики, черненькие глазки, остренькие зубки.)
Упражнение в словообразовании.
I. Образование слов с помощью приставок.
1. Сравнение глаголов прыгать, подпрыгивать, перепрыгивать, спрыгивать.