ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1271
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Особенности эмоцио Может наблюдаться самый широкий спектр Может наблюдаться достаточно широкий спектр
нально-личностного развития
аффективных проявлений: от полного отсут
ствия до выраженных вариантов аффективных и эмоционально-личностных реакций. В боль шей степени для этого типа отклоняющегося развития, особенно в первое время после по вреждения, характерны эмоциональная ла
бильность, аффективная неустойчивость в це лом, парадоксальность аффективного реагиро вания. Со временем эти проявления могут либо в той или иной степени нивелироваться (при компенсации повреждения и адекватном меди каментозном лечении), либо нарастать и при обретать брутальный, в некоторых случаях
аффективных и эмоционально-личностных про явлений: от эмоциональной «вялости», общего
снижения аффективного и эмоционального тону са до выраженной аффективной неустойчивости, возбудимости. Подобные особенности, в свою очередь, напрямую влияют на специфику как игровой, так и познавательной деятельности, учебную мотивацию, обучаемость ребенка в целом. Характерным для этой группы детей яв- ляется то, что аффективная сфера и эмоцио- нально-личностное развитие ребенка в целом наиболее «ригидны» и с трудом поддаются кор- рекции. Это со временем может приводить к
необратимый характер (патологическое форми- патологическому формированию личности ре- рование личности, психопатоподобные прояв- бенка
ления). В ситуации, когда то или иное повреж- дение имеет тяжелые инвалидизирующие по- следствия, то в сочетании с достаточно поздни- ми сроками повреждения (в возрасте после 7-9 лет) часто отмечаются глубокие аффективные реакции, результатом которых могут явиться выраженные депрессивные состояния.
Необходимая развиваю- В первую очередь следует отметить адекватное Среди психолого-педагогических рекомендаций ще-коррекционная рабо- лечение, наличие психолого-педагогического на первом месте стоит необходимость (при лю-
та сопровождения в соответствии с типом повреж- бом виде коррекционной работы и собственно дения. Показана коррекционная работа, осно- учебы ребенка) учета особенностей работоспо- ванная на нейропсихологическом подходе, собности, темповых характеристик и особенно- групповая психотерапевтическая работа с деть- стей аффективного реагирования. Важнейшим ми (реже индивидуальная), в большей степени правилом следует считать оптимальность (а психокоррекционная работа с родителями ре- подчас и минимизация!) учебных нагрузок для
бенка
данного ребенка, напрямую зависящая от харак- тера поврежден ий
Другие специалисты, Ведущим специалистом является врач (невро- Показана коррекционная работа, основанная на
необходимые ребенку
лог, врач восстановительного лечения, по пока- нейропсихологическом подходе, психокоррек- заниям психиатр, врачи других специализаций). ционная работа с родителями и ребенком. Ве- Вторым по значению специалистом для данно- дущим специалистом является врач (невролог, го типа отклоняющегося развития следует счи- врач восстановительного лечения, по показани- тать нейропсихолога. Также необходим клини- ям психиатр, врачи других специализаций), спе- ческий психолог, психотерапевт, специальный циальный педагог (дефектолог), нейропси-холог педагог (дефектолог) (в соответствии с типом
поражения)
Приложение4
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА
-
йуровень(уровеньполевойреактивности)
1А. При гипофункции уровня
а)Ребенокчувствителенкинтенсивностиизмененийвпроцессеконтактаивзаимодействиясдругимилюдьми:
— чувствителен к резкой перемене силы голоса;
-
не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, так- же для него труден длительный зрительный контакт с другими людьми; -
чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает; -
испытывает беспокойство, напряжение, если кто- либо резко меняет дистанцию во время об- щения (садится близко, касается коленями); -
замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности.
б)Ребенокчувствителенкинтенсивностиизмененийврасположенииокружающихобъектоввпроцессеосвоенияжизненного пространства:
-
не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях; -
боится маленьких, закрытых помещений; -
любит порядок, подолгу раскладывает вещи на парте, пытается, как бы все расклассифициро- вать, разложить по группам.
в)Чрезмерночувствителенккачествусенсорныхвпечатлений:
-
не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже не- значительных перепадов температуры;
г)Вповеденииребенкачащевсегопроявляютсяследующиеособенности:
-
боится новых впечатлений;
-
боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах часто пере- страховывается в оценке возможных сложностей или трудностей; -
стремится следовать заведенным правилам, легко усваивает их, часто свой отказ или страх мотивирует именно тем, что это противоречит порядку; -
чаще имеет пониженное настроение, быстро возникают перепады в настроении; -
любит играть один.
1Б. При гиперфункции уровня
а) Ребенок не испытывает дискомфорт при интенсивных изменениях в окружающем во время взаимодействия и общения с другими:— не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе;
-
не боится прикосновений чужих людей; -
нечувствителен к изменению дистанции во время общения; -
нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке.
б)Нечувствителенккачествусенсорныхвпечатлений:
— устойчив к холоду, голоду, боли;
-
неразборчив в еде; -
не имеет выраженных сенсорных привычек; -
стремится к частой смене впечатлений;
в)Ребенокнечувствителенкинтенсивномуизменениюобъектоввокружающемвовремяос-военияпространства:
— не боится высоты, достаточно ловко карабкается, залезает
на высоко расположенные предме- ты, любит смотреть вниз с высоты;
— не испытывает страха в просторном или тесном помещении;
г)Вповедениичащевсегопроявляютсяследующиеособенности:
— любит частые перемены во внешних обстоятельствах;
-
не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в новых, незнако- мых местах; -
склонен к бродяжничеству (в подростковом периоде особенно); -
неадекватно оценивает свои возможности, недостаточно критичен; -
с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить; -
имеет повышенное настроение.
-
йуровень(уровеньаффективныхстереотипов)