Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 728

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Детям предлагается вспомнить стихотворение, которое заучивалось накануне («Шутка»), и выбрать из него слова, в которых надо поставить ъ.

Слова съехали, въехали и другие читаются (с доски) и выкладываются из букв разрезной азбуки. С этими словами дети составляют предложения, некоторые из них выкладываются и печатаются.

Примерные предложения: Дети съехали с горки. Дети подъехали к дому. Дети объехали яму. И т.п.

Аналогично выкладываются слова ели – съели и предложения Мы ели яблоки. Мы съели все яблоки.

Текст для чтения: Старик. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».


Послебукварный период обучения

Основная задача этого периода обучения (май) – закреплять и совершенствовать все полученные детьми знания и навыки. К этому времени сказывается усталость детей. Поэтому на занятиях в этот период еще в большей мере, чем до этого, необходима частая смена упражнений. Учебные упражнения должны чередоваться с игровыми.

Основным содержанием обучения является: а) чтение слов, предложений и небольших текстов с соблюдением интонации (точка, вопрос, восклицание), ответы на вопросы по прочитанному тексту и его пересказ, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение деформированного текста (для чтения может быть использована «Азбука» для первого класса массовой школы); б) выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов различного звуко-слогового состава и предложений с применением пройденных правил (по типу предупредительных диктантов); в) выкладывание слов по схеме; г) подбор слов, состоящих из твердых и мягких звуков по пятии шестизвуковым схемам.

К тем игровым приемам, которые описывались выше, добавляется ряд новых.

Опишем некоторые упражнения, проводимые с целью совершенствования анализа звукового состава слов и чтения.

1. Упражнение в форме кроссворда. Кроссворды составляются логопедом по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов. Начальное слово пишется по вертикали – каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Приведем два примера.

В первом примере (рис. 3) исходное было слово белка. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подобрать некоторое количество подходящих слов. Одно из предложенных детьми слов вписывается в клеточки. В первом ряду клеточек это могут быть слова булка, Бобик, бутон, батон; во втором – лента, кепка, ветка, весна; в третьем – полка, пилка, вилка, палка; в четвертом – мука, река, рука, маки; в пятом – баран, лампа, сапог, балка.

Во втором примере (рис. 4) исходное слово ручей. В первом ряду могут быть слова трава, грибы, груша, дрова; во втором – утка, ужин, утюг, урок; в третьем – речка, сучок, дочка, тачка; в четвертом – река, репа, пена, Лена; в пятом – майка, зайка, лейка, лайка.


При вписывании в клеточки подобранных детьми слов логопед напоминает детям о правилах правописания – о необходимости подбора проверочных слов к словам, оканчивающимся на глухой звук (сапог – сапоги; утюг – утюги) или имеющим в своем составе требующий проверки гласный звук (река – речка); кроме того, он напоминает, что после ш и ж пишется и (ужин).

2. Упражнение в добавлении пропущенных слогов. Это упражнение может быть проведено как соревнование команд.

На доске напечатано (или выставлено) три-четыре слога, например: ба, ро, ка. Доска делится на две части, в каждой из них напечатан ряд слов с пропущенным слогом. Слова в правой и левой частях примерно равны по трудности. К доске выходят два ребенка – представители от каждой команды. Они должны вписывать пропущенные слоги (в приводимых ниже примерах слоги даны в скобках). Подбирают слова все участники соревнования. Выигрывает та команда, которая быстрее дополнит все слова.

Примерные слова для первой команды: во(ро)на; ма(ка) роны; (ба) ран. Примерные слова для второй команды: ко(ро)ва; (ка)пуста; (ба)рабан.

Возможны и другие варианты проведения упражнений, направленных на анализ звукового состава слова, в занимательной форме. Приведем примеры.

Детям предлагается: а) добавить по одной букве к словам рот, вол, сон, ось так, чтобы получились названия животных (крот, волк, слон, лось); б) изменить одну букву в словах рот, липа, майка, булка так, чтобы получились названия животных (кот, лиса, зайка, белка); в) заменить глухой звук парным звонким (или наоборот) в словах точка, кора, Паня, корка, почка так, чтобы получились новые слова – дочка, гора, баня, горка, бочка и т.п.

При проведении перечисленных упражнений слова выкладываются из букв разрезной азбуки.

3. Упражнение в подборе слов по цепочке. Один из детей называет любое слово, следующий ребенок должен определить последний звук (подбираются слова, преимущественно оканчивающиеся на согласные звуки) и подобрать начинающееся на него слово. При этом если предыдущее слово оканчивалось на мягкий звук, то на этот же звук должно начинаться подбираемое слово (соль – лист; девять – телефон).

К словам, оканчивающимся на парные глухие звуки, подбираются проверочные слова (дуб – дубы), следующее слово должно начинаться на звук б.

Ряд упражнений проводится с целью дальнейшего усвоения детьми правил правописания слов с мягкими согласными, с конечными глухими согласными, а также закрепления умения выделять в словах ударный гласный. Приведем примеры.


Выбрать из ряда слов (с помощью картинок) и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых все звуки мягкие. Перечислим некоторые из таких слов: дети, сети, пять, семь, сени, девять, десять, неделя, лебеди, осень, орехи, кисель, метель, апельсин, лилия, сирень, тюлень, бельё, деревья, мяч, лещ, вещи.

Выбрать с помощью картинок и сложить слова, в которых слышится глухой звук, а надо писать буквы в, з, ж, б, д, г. Примерный ряд слов: дуб, суп, кот, зуб, нос, таз, нож, душ, воз, бык, гриб, ёж.

Подобрать (устно) или выбрать из ряда записанных слов слова с определенным местом ударения.

Эти и подобные упражнения также могут проводиться как игра или соревнование. За правильные ответы выставляются фишки. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.


Занятия по развитию речи

Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее овладение словарем, грамматическим строем речи и умением рассказывать. В первом и втором периодах обучения материал по всем этим направлениям коррекционного обучения подбирался с учетом усваивавшихся детьми звуков и включался в занятия по произношению. На третьем этапе развитие речи происходит на специальных занятиях (один-два раза в неделю). Все занятия по развитию речи так или иначе взаимосвязаны с дальнейшим совершенствованием её звуковой стороны. В процессе проведения этих занятий постоянно обращается внимание на правильность произношения звуков и слов различной звуко-слоговой сложности. Кроме того, часть времени (2 – 5 минут) может отводиться на отработку произношения наиболее трудных звукосочетаний, слов или словосочетаний (которыми насыщен материал данного занятия). С целью дальнейшего совершенствования дикции можно предложить детям заучивание скороговорок и потешек. Если в период закрепления правильного произношения звуков речь детей была несколько скандированной, то теперь появляется возможность поставить специальной задачей развитие интонационной выразительности речи.

Развитие словаря.

В третьем периоде обучения закрепляются знания и навыки, касающиеся морфологического состава слов. Выше, при описании упражнений в словообразовании при помощи приставок, суффиксов и словосложения, был дан разнообразный материал. Однако он был несколько ограничен, т.е. подбирался лишь на определенные звуки. Теперь, планируя эти занятия, логопед имеет возможность значительно расширить материал упражнений.

Различные упражнений в течение второго периода обучения проводились на подбор глаголов с данной основой, но разными приставками или с определенной приставкой, но разными основами. Подводя итоги проделанной работы, логопед планирует занятия в процессе проведения которых внимание детей обращается на звуковой состав и смысловое содержание слов, образованных путем присоединения приставок.

Приведем примерный план одного из таких занятий.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

Цель занятия: образование глаголов с разными приставками; закрепление правильного произношения звука йот в условиях стечения согласных.

Примерный ход занятия