ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 750
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Затем логопед говорит: «Звук о мы произносим свободно, его можно петь. Это гласный звук».
IV. Узнавание о в ряду гласных.
Логопед произносит любые гласные звуки (а, у, о, и, э, о, у, о и т.п.).
Дети должны поднимать руку при произнесении звука о. (При проведении этого упражнения логопед становится позади детей или просит их закрыть глаза.)
V. Произнесение слов со звуком о и развитие слуховой памяти.
1. Дети вслед за логопедом или в ответ на предъявление картинок четко произносят слова: ком, кот, окна, мох, Оля, дом, конь, кофе, лимон, каток и т.п.
2. В игровой форме, например по типу игры в «Телефон», проводится упражнение в запоминании ряда слов. Детям предлагается запомнить ряд из четырех-пяти слов, например: окно, Оля, дом, кот. Каждый из первых четырех детей произносит по одному слову, строго придерживаясь заданной последовательности. Пятый ребенок должен начать со слова окно и т.д. Допустивший ошибку повторяет весь ряд. Затем предлагается запомнить новый ряд, например: ком, каток, окна, конь и т.п.
Вариант. Логопед просит детей четко произнести и запомнить два-три предложения, затем воспроизвести их по первому слову. Примерные предложения: Оля лепит домик. У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
Еще раз повторяется произношение звука о. После этого логопед, предложив детям внимательно слушать, произносит различные (доступные для произношения) слова с ударным о, у или а. Дети проговаривают слова, слушают себя и друг друга, определяют, есть ли в словах звук о.
Примерные слова: ком, танк, паук, кот, муха, мох, дом, кнут, кофе и т.п.
VII. Знакомство с буквой о.
1. Показ детям буквы о. Буква о выставляется в таблицу гласных.
2. Упражнение с фишками и буквами. Выкладывание, чтение (с использованием пособия «Окошечки» и таблицы слогов) обратных слогов с ранее знакомыми буквами и буквой о.
3. Письмо буквы о.
VIII. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы, а дети на них отвечают: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук о.) «Как называются звуки, которые мы произносим свободно?» (Гласные.) «Как мы назовем звук о?» (Звук о – гласный.)
В приведенных занятиях показано, как сочетаются упражнения в произношении звуков и слов с выделением гласного из середины слова.
Напомним, что в занятие, посвященное повторению гласных звуков, включено наиболее легкое упражнение – выделение гласного звука у (звук у выделяется из слова легче других гласных) из слов, которые дети имеют возможность слышать (слова произносятся логопедом) и произносить.
На этом упражнения в выделении гласных из середины слова не заканчиваются. В некоторые из последующих занятий (как групповых, так и фронтальных) следует включить упражнения в самостоятельном выделении гласного из середины слова. Дети произносят слова и сами выделяют гласный звук. Следует помнить, что упражнения направлены только на выделение звуков а, у, о. Пройденные ранее звуки э, и не включаются по следующим причинам: в русском языке мало слов со звуком э после твердых согласных (исключение составляют слова со звуками ш и ж и некоторые слова иноязычного происхождения), и в тех и в других произнесение (шэст, жэсть, кашнэ, отэль) не совпадает с написанием (шест, жесть, кашне, отель); прямые слоги со звуком и (типа пи, ки) предлагаются для анализа позднее.
Перечислим несколько вариантов упражнений в самостоятельном выделении звука а, у, о из середины слова. Во всех случаях вначале повторяются звуки а, у, о. Для называния вслух и выделения звуков подбираются по два экземпляра следующих предметных картинок: танк, мак, мох, дом, конь, кот, ком, пух, дуб, кнут.
1-й вариант. На столе (или в конверте) у логопеда находятся картинки. Вызванный ребенок должен взять (или вытащить из конверта) одну картинку, четко произнести название изображенного на ней предмета, затем указать, какой из трех звуков (а, у, о) есть в составе слова. Так последовательно вызываются все дети. Правильно выполнивший задание берет картинку себе, допустивший ошибку возвращается на свое место, но обязательно через некоторое время вызывается еще раз.
2-й вариант. Последовательно выделяется первый гласный из слов: Алик, окна, утка. Соответствующие картинки выставляются в наборное полотно на значительном расстоянии друг от друга. Затем дети по вызову логопеда произносят по картинкам слова с гласными а, о, у и выставляют их в наборное полотно под соответствующей картинкой.
3-й вариант. Упражнение проводится в форме игры «Раз, два, три».
Дети получают по две-три картинки. По сигналу логопеда последовательно поднимают картинки, в названия которых входят звуки у, о, а.
4-й вариант. На наборном полотне выставляются все картинки. Детям предлагается выбрать картинки, в названия которых входит какой-либо один гласный звук (а, о или у). Затем отбираются слова с другим гласным звуком и, наконец, проверяется, какие картинки остались на наборном полотне.
Как видно, в первом и втором случаях слова произносятся вслух, что облегчает выделение гласных, а в третьем и четвертом – слова произносятся про себя, что труднее.
Занятие на звуки х и х’
После гласного о изучаются звуки х и х’.
Занятие строится по обычному плану. Оно начинается с произнесения звуков х и х’ и слогов, в состав которых входят эти звуки. В состав произносимых слов входят звуки х и х’ (мох, мех, петух, пух, муха, охотник, мухи, петухи и т.п.). Внимание детей обращается на то, что в каждом из этих слов есть звук х (или х’), который находится в начале, середине или конце слова. Дети учатся правильно произносить слова со звуками х или х’, затем они произносят предложения, в состав которых входят указанные звуки.
Затем дети упражняются в анализе и синтезе слогов типа ГС и СГ и в выделении гласных из середины слова.
Первая пара близких по акустико-артикуляционным признакам согласных звуков, в различении которых дети упражняются на специальных занятиях, - это задненебные звуки – взрывной к и фрикативный х. Следует иметь в виду, что некоторые дети могут испытывать затруднения при необходимости дифференцировать эти звуки (особенно те, которым эти звуки недавно поставлены); с этими детьми необходимо заранее поупражняться в закреплении произношения и различении звуков к и х в часы выделенные для индивидуальных занятий.
Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков к и х.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
Цель занятия: различение звуков к и х и правильное употребление их в словах и предложениях; развитие внимания; выкладывание и чтение слогов; употребление существительных в нужной грамматической форме.
Примерный ход занятия
I. Повторение пройденного.
Перед каждым из детей лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть гласный звук а, о или у (из числа перечисленных выше, т.е. типа мак, мох, кнут). Логопед предлагает четко произнести слова и сесть тем детям, у которых в названии картинок есть звук а. Затем последовательно садятся дети, у которых в названиях картинок есть звуки о и у.
II. Сравнение звуков к и х.
Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять знакомые вам согласные звуки к, к’ и х, х’. Послушайте внимательно, как я произношу эти звуки». (Логопед поочередно произносит звуки к и х, стараясь обратить внимание детей на краткое произнесение первого и длительное – второго.)
Затем логопед просит сказать, чем отличаются звуки к и х. (Выясняется, что звук к произносится быстро, отрывисто, а звук х – длительно.) Потом он еще раз произносит эти звуки. При этом краткое произнесение звука к сопровождается резким взмахом руки в вертикальном направлении, а длительное произнесение звука х сопровождается плавным движением руки в горизонтальном направлении.
По просьбе логопеда дети произносят слог ак. При этом еще раз обращается внимание на отрывистое произнесение звука к. Затем произносится слог ха (при этом звук х произносится протяжно – ха). Обращается внимание на длительное произнесение звука х.
Затем детям предлагается вполголоса произносить звуки к и х, стараясь ощутить взрыв при произнесении к и длительность при произнесении х.
III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).
Логопед по одному разу произносит сочетания типа ка – ха, ки – хи, ак – ах и т.п. Вызванный ребенок должен точно воспроизвести сочетания. Если он ошибается, то сочетание произносится логопедом или кем-либо из детей; затем он предлагает повторить сочетание допустившему ошибку ребенку.