ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 764
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
Цель занятия: выработка правильного употребления в словах звуков л’ – йот; анализ звукового состава слова; чтение прямых слогов; согласование существительных с притяжательными местоимениями мой и моя.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит о том, что сегодня будет повторяться мягкий звук л’.
II. Произнесение слов со звуком л’.
Детям предлагается произносить слова, начинающиеся на звук л’. Каждый раз их внимание обращается на то, что в этих словах на первом месте стоит мягкий звук л’.
III. Дифференциация звуков л’ и йот в слогах.
Дети вслед за логопедом произносят слоговые сочетания типа йа – ля, ле – йо, йу – лю и т.п.
IV. Сравнение звуков л’ и йот на слух.
Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в тех случаях, когда сказанное логопедом слово начинается на звук л’ (но не йот). Для сравнения подбираются слова, в которых звук йот стоит в начале слова, например: Лена, Лева, Юра, лимон, юбка, Люба, ежик, листья, елка и т.п.
V. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой и моя.
1. На наборном полотне выставляются картинки, названия которых содержат звуки л’ или йот. Вначале все картинки называются.
Логопед следит за четкостью произнесения слов и правильностью употребления звуков л’ и йот. Для того чтобы дети имели возможность подвигаться, эту часть занятия можно провести следующим образом. Детей ставят в шеренгу и раздают им по одной картинке. Каждый поочередно подходит к доске, четко называет свою картинку и ставит ее на наборное полотно.
2. Затем детям предлагается отобрать все картинки, про которые можно сказать мой; после этого так же отбираются картинки, про которые можно сказать моя.
Варианты. По образцу, описанному в разделе «Звук йот» (изменение лица и числа глаголов), можно провести упражнение на сравнение, а затем активно использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени 3-го лица множественного числа. В этом случае вначале внимание детей обращается на то, что если действие происходит сейчас, сегодня, то мы говорим играют, пускают, собирают, а если оно происходило вчера, то мы говорим играли, пускали, собирали и т.п. Затем детям предлагается самостоятельно преобразовывать время глаголов. Для этой цели по картинкам, по демонстрации (или по образцу, данному логопедом) составляются предложения типа Юля и Валя пьют кофе. После того как дети правильно произнесут это предложение, им предлагается сказать то же самое о вчерашнем дне. Может быть задан вопрос: «Что делали Юля и Валя?» Аналогично составляются предложения с глаголами: купают (купали), катают (катали), помогают (помогали) и т.п.
Внимание детей привлекается к глаголам наливает, выливает, поливает в единственном и множественном числе. Используются рисунки 54, 55 и д (СНОСКА: Здесь и дальше ссылки на рисунки пособия Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (М., 1979) Кроме того, может быть использован прием демонстрации действий.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Среди других включаются слова: яма – ям; линейка – линеек; кофейник – кофейников; юбка – юбок.
VI. В форме соревнования проводится упражнение в закреплении навыков фонемного анализа и синтеза. Задаются примерно такие вопросы: «Если сказать вместе к и у, что получится? Какой гласный звук в слове мох? Какой последний звук в слове кот? Есть ли звук о в слове дом? Сколько звуков в слоге му? Какие это звуки? Есть ли звук т в слове туфли? На каком месте?» И т.д.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
Кроме описанных, в подгрупповые и фронтальные занятия этого времени начинают регулярно включаться упражнения, имеющие целью учить детей правильно строить предложения, наблюдать связь слов в предложении, уметь отвечать на вопросы одним словом или полным предложением.
Приведем примерные упражнения.
1. Цель упражнения: выделение слов из состава простого распространенного предложения с прямым дополнением; умение ответить на вопрос одним словом; развитие произвольного внимания и памяти.
Вначале по сюжетным картинкам дети вслед за логопедом четко произносят ряд предложений: Лена поливает маки. Алик копает яму. Валя лепит утку. Юля покупает майку. Детям предлагается запомнить эти предложения. Затем логопед предлагает им по тем же картинкам отвечать на его вопросы одним словом, например: «Кто это?» (Лена.) «Что делает Лена?» (Поливает.) «Что поливает Лена?» (Маки.) Логопед обращает внимание детей на то, что в этом предложении три слова, интонационно их разделяя (Лена, поливает, маки). Еще раз произносятся отдельные слова и предложение полностью. (Самостоятельного подсчета детьми количества слов в предложении или составления схемы предложения на этом этапе обучения не проводится, так как в это время они учатся выделять звуки из состава слогов и слов. Совмещение этих двух задач может привести к их взаимному торможению.)
2. Цель упражнения: учить детей составлять простое распространенное предложение с прямым дополнением из слов, данных в нужной грамматической форме, но в иной последовательности, чем они должны находиться в предложении.
а) логопед произносит три-четыре слова, интонационно их разделяя, например: купает, Алика, мама; моет, Валя, окно; пьет, Юля, какао; пилит, папа, липу. Детям предлагается составить предложение так, чтобы вначале было сказано: кто?, затем: что делает? и наконец, кого? (или что?).
б) следующее упражнение носит аналогичный характер. Разница состоит в том, что слова частично или полностью даются в начальной форме, например: Леня, мама, помогать. Дети составляют предложение самостоятельно без помощи вопросов (Леня помогает маме).
3. Цель упражнения: воспитание навыка правильно строить предложения, отвечать на вопросы полным предложением; развитие внимания, памяти.
Дети вслед за логопедом четко и правильно повторяют (по сюжетным картинкам или без них) три-четыре предложения, которые им предлагается запомнить. Например: Мама купает маленького Ваню. Валя покупает хлеб и вафли. У дома клен и липа. Затем детям после6овательно задаются вопросы («Кого купает мама? Что делает Валя? Что у дома?»), отвечая на которые они должны полностью воспроизвести произнесенные ими предложения.
Вариант.
Дети воспроизводят предложение по первому слову, т.е. Мама… - Мама купает маленького Ваню.
К этому времени дети уже владеют достаточным запасом правильно произносимых слов. Появляется возможность для заучивания наизусть подбирать небольшие тексты. Приведем примерные тексты: 1. Леня маленький. Мама купает Леню в ванне. У Лени лев. Леня моет льва. 2. Валя и Коля помогают маме. Валя моет окно. Коля покупает хлеб. 3. Ехали мы ехали, до ямы доехали, яму объехали, домой поехали.
В зависимости от конкретных затруднений тексты могут заучиваться либо на фронтальных или на подгрупповых занятиях, либо они могут быть даны в виде задания на вечер или на дом.
Как видно из приведенных выше планов, материал заданий становится постепенно все более и более разнообразным. Некоторые звуки широко используются для развития навыков анализа звукового состава слова. Регулярно включаются упражнения в выкладывании и чтении слогов. Правильное произношение звуков л’ и йот закрепляется главным образом в связи с введением в активный, правильно произносимый словарь различных грамматических форм.
Овладение звуком ы предусматривает упражнения в его выделении из состава слова. В это время детям вполне доступно выделение ударного гласного как из середины, так и из конца слова (дым, дубы). При закреплении правильного произнесения звука ы целесообразно предложить детям доступные для произношения существительные, имеющие во множественном числе или в родительном падеже окончание –ы (У Томы конфеты или У Томы нет конфеты).
Продолжается начатая работа по составлению предложений из данных слов. Воспитывается навык краткого и полного ответов.
При дифференциации звуков и и ы в примерный план занятия включаются упражнения, направленные на правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Понятно, что на этом этапе обучения, когда активный, правильно произносимый словарь уже довольно значителен, для закрепления правильного произношения звуков ы и и логопед может подобрать и другой материал.
Приведем примерный план занятия на звук ы.