ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1274
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
дения;
- обучаемости как основного для задач образования психолого-педагогического критерия. Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специали-
стами консилиума, но безусловно должны быть оценены непосредственно психологом. Так, врач- психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния об- следуемого ребенка.
Для педагога и учителя-логопеда наиболее важным критерием, определяющим возможности ус- воения ребенком образовательной программы, является степень его обучаемости, адекватность поведе- ния в процессе обучения. Психологу в равной степени важны все три критерия, позволяющие ему про- вести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагностическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение данного ребенка к той или иной группе (поставить психологиче- ский диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи.
Применительно к деятельности психолога можно говорить, что совокупность перечисленных принципов (комплексности, стереогнозиса, структурно-динамического изучения и учета трех крите-риев) лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции — интегративного подхо- да, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.
Особенности непосредственно консультационного процесса воплощены в принципе соблюденияинтересов консультируемого ребенка, понимаемом как определение и доведение до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития как в школе, так и дома. Правильная постановка и объяснение родителям психолого-педагогического диагноза — необхо- димое, но не достаточное условие для этого. Родителям следует разъяснить возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возмож- ностями. Отсюда вытекают следующие принципы психологической деятельности: щадящая форма со-общения поставленного диагноза и проведение психокоррекционной работы, с родителями на всехэтапахконсультирования.Оба эти принципа непосредственно определяют эффективность кон- сультации как таковой.
В беседе с родителями необходимо не просто сообщить диагноз и решение специалистов. Важно довести до их понимания психологическую структуру отклонений в развитии ребенка, доступным для них языком рассказать о его особенностях, указать на положительные качества, объяснить, какие спе- циальные занятия необходимы их ребенку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как с ним заниматься в домашних условиях, на что следует обратить пристальное внимание. Кроме того, консультационный процесс необходимо проводить исходя из учета условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня, для того чтобы рекомендации и советы не оказались для семьи трудно- выполнимыми или непонятными, чтобы у родителей не возникало вторичное чувство вины перед ре- бенком и собственной беспомощности.
Следует отметить, что принципы организации непосредственно консультативного процесса так- же являются неотъемлемой частью интегративного подхода. Трудно не согласиться с тем, что обследо- вание и диагностика состояния ребенка не могут протекать изолированно от непосредственного кон- сультирования родителей по данному поводу, что, в свою очередь, требует от специалиста также и оценки состояния родителей. Таким образом, процесс самого обследования ребенка и консультирование его родителей практически сливаются в единую диагностико-консультаци-онную систему, вычленить из которой отдельные составляющие можно только в теоретико-методологическом плане. Подобная процедура консультирования и непосредственная работа с родителями обладают собственными закона- ми и структурой построения, поэтому в связи с ее особой важностью будет нами детально обсуждаться в отдельном издании.
Логика психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, в особенности на этапе вы- явления проблем и диагностики его состояния, предполагает реализацию принципа индивидуально-коллегиального проведения обследования. Этим принципом закрепляется приоритет защиты прав ре- бенка, в том числе право ребенка на адекватное выявление и диагностику его проблем, право на мини- мизацию диагностических ошибок. Реализация данного принципа еще в большей степени закрепляет ведущую роль психолога как организатора и координатора всего процесса сопровождения ребенка. В данном случае, не присваивая себе функций диспетчера, психолог может сыграть важную, иногда опре- деляющую роль в последовательности проведения обследования, а затем и развивающе-коррекционной работы с ребенком.
Практика консультативно-диагностической работы с современными детьми показывает, что только индивидуальное, углубленное и тщательное обследование проблемного ребенка различными специалистами дает возможность полноценной диагностики и прогноза дальнейшего развития. С дру- гой стороны, необходимость совместных обсуждений и выработки общих подходов настоятельно тре-
бует коллегиальности обсуждения и принятия решения, что отражено в обсуждаемом принципе дея- тельности консилиума в целом и психолога в частности.
Применительно к проблеме организации проведения коррекционной работы можно отметить следующее. Коррекционная работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического со- провождения ребенка школьным консилиумом должна определяться не правилом простого сум- мирования действий специалистов: «все вместе, одновременно, чем больше, тем лучше», но по опреде- ленной схеме и в определенной последовательности. В данном случае определяющий принцип разви- вающе-коррекционной работы: «в нужное время и в нужном месте» — в прямой зависимости от осо- бенностей состояния и уровня развития всей структуры психической сферы ребенка. Тем более что са- ма психологическая составляющая работы с ребенком в рамках сопровождения должна иметь опреде- ленную схему, последовательность и направленность, а также точно согласовываться (коорди- нироваться) с деятельностью других специалистов. Именно в этом и только в этом случае подобная ра- бота имеет право называться комплексной и интегративной. Такой подход, несомненно, требует четких, согласованных действий всех специалистов в соответствии с конкретной схемой работы.
В случае развивающе-коррекционной работы в функции психолога необходимо включать коор- динационную работу по объединению всех специалистов консилиума в единый комплекс - четко рабо- тающий «механизм» сопровождения. Таким образом, может быть сформулирован еще один аспект пси- холого-медико-педагогического сопровождения и его психологической составляющей: координация деятельности специалистов сопровождения с ведущей ролью психолога.
Современное состояние детской популяции в целом, более глубокое раскрытие современными исследователями процессов психического развития ребенка заставляют обратить пристальное внимание на терминологический аппарат психолога, уточнить и конкретизировать основные понятия, наиболее
адекватно и эффективно отражающие современный этап развития психологической науки.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 55
Понятие «отклоняющееся развитие»
Крайне актуальной в настоящее время является проблема, связанная с использованием в реаль- ной практике детского психолога психологически адекватной терминологии, позволяющей четко отгра- ничить ее от понятий смежных дисциплин.
Среди специалистов, в той или иной степени имеющих отношение к работе с детьми, сегодня существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный»
ребенок, где границы, с одной стороны, индивидуальных различий в пределах условно возрастной нор- мы, с другой — некой «патологии» развития. Дать четкие определения и обозначить содержание тер- минов и понятий, относящихся к этим сферам, — означает раскрыть содержание функционала как воз- растного, так и «специального» психолога. Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «де- ти-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики» и просто — «ненормальные», «дефективные», как абсолютно не отвечающие ни современным гуманистическим принципам, ни этике специалиста, ни тем более — психологическому содержанию. Примерно к таким же не соответствующим «по гумани- стическим соображениям» понятиям относится и термин «аномальные дети».
В то же время официально используемое сейчас определение «дети с ограниченными возможно- стями здоровья» также, на наш взгляд, не отражает психологического содержания состояния этой части детской популяции. С другой стороны, в нем не содержится уточнении, какое «здоровье» имеется в ви- ду: физическое, психическое, социальное или «позитивное» и т.п. В нашей стране не прижился и тер- мин «дети с особыми потребностями» (в некоторых вариантах — «нуждами»). Он фактически является прямым переводом англоязычного термина «children with special needs» и в условиях нашей социокуль- турной обстановки не определяет, какие, собственно, «нужды» имеются в виду, какие из них «специ- альные» (или особые), а какие — нет. В то же время понятие «дети с нарушениями развития» не выдер- живает критики с точки зрения определения, что является нарушением, а что — недоразвитием, не-