Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1274

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


дения;
- обучаемости как основного для задач образования психолого-педагогического критерия. Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специали-

стами консилиума, но безусловно должны быть оценены непосредственно психологом. Так, врач- психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния об- следуемого ребенка.

Для педагога и учителя-логопеда наиболее важным критерием, определяющим возможности ус- воения ребенком образовательной программы, является степень его обучаемости, адекватность поведе- ния в процессе обучения. Психологу в равной степени важны все три критерия, позволяющие ему про- вести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагностическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение данного ребенка к той или иной группе (поставить психологиче- ский диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи.

Применительно к деятельности психолога можно говорить, что совокупность перечисленных принципов (комплексности, стереогнозиса, структурно-динамического изучения и учета трех крите-риев) лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции — интегративного подхо- да, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.

Особенности непосредственно консультационного процесса воплощены в принципе соблюденияинтересов консультируемого ребенка, понимаемом как определение и доведение до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития как в школе, так и дома. Правильная постановка и объяснение родителям психолого-педагогического диагноза — необхо- димое, но не достаточное условие для этого. Родителям следует разъяснить возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возмож- ностями. Отсюда вытекают следующие принципы психологической деятельности: щадящая форма со-общения поставленного диагноза и проведение психокоррекционной работы, с родителями на всехэтапахконсультирования.Оба эти принципа непосредственно определяют эффективность кон- сультации как таковой.

В беседе с родителями необходимо не просто сообщить диагноз и решение специалистов. Важно довести до их понимания психологическую структуру отклонений в развитии ребенка, доступным для них языком рассказать о его особенностях, указать на положительные качества, объяснить, какие спе- циальные занятия необходимы их ребенку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как с ним заниматься в домашних условиях, на что следует обратить пристальное внимание. Кроме того, консультационный процесс необходимо проводить исходя из учета условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня, для того чтобы рекомендации и советы не оказались для семьи трудно- выполнимыми или непонятными, чтобы у родителей не возникало вторичное чувство вины перед ре- бенком и собственной беспомощности.


Следует отметить, что принципы организации непосредственно консультативного процесса так- же являются неотъемлемой частью интегративного подхода. Трудно не согласиться с тем, что обследо- вание и диагностика состояния ребенка не могут протекать изолированно от непосредственного кон- сультирования родителей по данному поводу, что, в свою очередь, требует от специалиста также и оценки состояния родителей. Таким образом, процесс самого обследования ребенка и консультирование его родителей практически сливаются в единую диагностико-консультаци-онную систему, вычленить из которой отдельные составляющие можно только в теоретико-методологическом плане. Подобная процедура консультирования и непосредственная работа с родителями обладают собственными закона- ми и структурой построения, поэтому в связи с ее особой важностью будет нами детально обсуждаться в отдельном издании.

Логика психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, в особенности на этапе вы- явления проблем и диагностики его состояния, предполагает реализацию принципа индивидуально-коллегиального проведения обследования. Этим принципом закрепляется приоритет защиты прав ре- бенка, в том числе право ребенка на адекватное выявление и диагностику его проблем, право на мини- мизацию диагностических ошибок. Реализация данного принципа еще в большей степени закрепляет ведущую роль психолога как организатора и координатора всего процесса сопровождения ребенка. В данном случае, не присваивая себе функций диспетчера, психолог может сыграть важную, иногда опре- деляющую роль в последовательности проведения обследования, а затем и развивающе-коррекционной работы с ребенком.

Практика консультативно-диагностической работы с современными детьми показывает, что только индивидуальное, углубленное и тщательное обследование проблемного ребенка различными специалистами дает возможность полноценной диагностики и прогноза дальнейшего развития. С дру- гой стороны, необходимость совместных обсуждений и выработки общих подходов настоятельно тре-

бует коллегиальности обсуждения и принятия решения, что отражено в обсуждаемом принципе дея- тельности консилиума в целом и психолога в частности.

Применительно к проблеме организации проведения коррекционной работы можно отметить следующее. Коррекционная работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического со- провождения ребенка школьным консилиумом должна определяться не правилом простого сум- мирования действий специалистов: «все вместе, одновременно, чем больше, тем лучше», но по опреде- ленной схеме и в определенной последовательности. В данном случае определяющий принцип разви- вающе-коррекционной работы: «в нужное время и в нужном месте» — в прямой зависимости от осо- бенностей состояния и уровня развития всей структуры психической сферы ребенка. Тем более что са- ма психологическая составляющая работы с ребенком в рамках сопровождения должна иметь опреде- ленную схему, последовательность и направленность, а также точно согласовываться (коорди- нироваться) с деятельностью других специалистов. Именно в этом и только в этом случае подобная ра- бота имеет право называться комплексной и интегративной. Такой подход, несомненно, требует четких, согласованных действий всех специалистов в соответствии с конкретной схемой работы.

В случае развивающе-коррекционной работы в функции психолога необходимо включать коор- динационную работу по объединению всех специалистов консилиума в единый комплекс - четко рабо- тающий «механизм» сопровождения. Таким образом, может быть сформулирован еще один аспект пси- холого-медико-педагогического сопровождения и его психологической составляющей: координация деятельности специалистов сопровождения с ведущей ролью психолога.

Современное состояние детской популяции в целом, более глубокое раскрытие современными исследователями процессов психического развития ребенка заставляют обратить пристальное внимание на терминологический аппарат психолога, уточнить и конкретизировать основные понятия, наиболее
адекватно и эффективно отражающие современный этап развития психологической науки.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Понятие «отклоняющееся развитие»


Крайне актуальной в настоящее время является проблема, связанная с использованием в реаль- ной практике детского психолога психологически адекватной терминологии, позволяющей четко отгра- ничить ее от понятий смежных дисциплин.

Среди специалистов, в той или иной степени имеющих отношение к работе с детьми, сегодня существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный»

ребенок, где границы, с одной стороны, индивидуальных различий в пределах условно возрастной нор- мы, с другой — некой «патологии» развития. Дать четкие определения и обозначить содержание тер- минов и понятий, относящихся к этим сферам, — означает раскрыть содержание функционала как воз- растного, так и «специального» психолога. Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «де- ти-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики» и просто — «ненормальные», «дефективные», как абсолютно не отвечающие ни современным гуманистическим принципам, ни этике специалиста, ни тем более — психологическому содержанию. Примерно к таким же не соответствующим «по гумани- стическим соображениям» понятиям относится и термин «аномальные дети».

В то же время официально используемое сейчас определение «дети с ограниченными возможно- стями здоровья» также, на наш взгляд, не отражает психологического содержания состояния этой части детской популяции. С другой стороны, в нем не содержится уточнении, какое «здоровье» имеется в ви- ду: физическое, психическое, социальное или «позитивное» и т.п. В нашей стране не прижился и тер- мин «дети с особыми потребностями» (в некоторых вариантах — «нуждами»). Он фактически является прямым переводом англоязычного термина «children with special needs» и в условиях нашей социокуль- турной обстановки не определяет, какие, собственно, «нужды» имеются в виду, какие из них «специ- альные» (или особые), а какие — нет. В то же время понятие «дети с нарушениями развития» не выдер- живает критики с точки зрения определения, что является нарушением, а что — недоразвитием, не-