Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 743

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Далее проводятся различные упражнения с фишками и буквами. Опишем эти упражнения.

Детям предлагается выложить обратный слог, например ат (объясняется, что квадратики выкладываются слева направо); сначала кладется красный квадратик – это звук а, а затем – черный – это звук т. Дети водят указками и «читают» слог ат. При этом может быть использован игровой прием «живые звуки». Два ребенка становятся на некотором расстоянии друг от друга – это «звуки» а и т, затем сближаются – это слог ат. Остальными детьми красные и черные квадратики кладутся на расстоянии один от другого, затем соединяются и «читается» слог ат.

Вслед за этим проводятся различные преобразования слогов путем замены звуков: «Какой слог вы выложили?» (Ат.) «А если вместо звука а будет звук у, какой получится слог?» (Ут.) Аналогично заменяются согласные звуки: «Если вместо звука т будет звук п, какой получится слог?» (Уп.) Новый слог каждый раз «читается»; при этом дети синхронно водят указками. (При устном преобразовании слогов могут быть использованы и другие согласные звуки, в частности, к, м, н.)

Следующий этап – замена фишек, буквами и чтение получившихся слогов. В данном примере у детей из фишек сложен слог уп. «Где у вас звук у?» - спрашивает логопед. (Дети показывают указками.)

Затем логопед говорит: «Вместо красного квадратика положите букву у. Читайте.» «Вместо черного квадратика положите букву т. Читайте.» Продолжаются упражнения в заменах на этот раз не звуков, а букв, например слог уп преобразуется в слог ап или ип и т.д.

Такого рода упражнения начинаются на втором занятии на звук т, а затем включаются в каждое из последующих занятий. Следует отметить, что с этого времени из двух занятий, проводимых на тот или иной звук, первое занятие посвящается преимущественно устным упражнениям и знакомству с буквой; второе – преимущественно работе с фишками и буквами.


Занятие на звуки к и к’

Занятия назвуки к и к’ проводятся примерно так же, как на звук т. В слоговые упражнения включаются оба звука (ка – ку – ко; тка – пка; ки – ке – ко и т.д.). Для произнесения подбираются слова с твердым и мягким звуком, например: кот, конь, ком, кофе, комната, канава, камень, конфета, каток, мука, тыква, кино, коньки, утка – утки; мак – маки; танк – танки; паук – пауки; нитка – нитки; веник – веники; кепка – кепки: ветка – ветки и т.п. Внимание детей привлекается к различному звучанию звуков к и к’. Упражнение в образовании множественного числа существительных может быть проведено в какой-либо игровой форме, например, дети подбирают картинки с изображением одного и нескольких предметов или поочередно (проводится как игра в «Телефон») называют предмет то в единственном, то во множественном числе и т.п.

Для упражнений в образовании множественного числа родительного падежа существительных используются слова комнат, конфет, котов, веток, кепок, уток, пауков, котов и т.п. (Упражнение можно провести в форме игры в мяч.)

Для упражнений в различении звуков к – г – х можно взять слова корка – горка; икра – игра; мука – муха. Или из трех сказанных логопедом слов детям предлагается выделить и произнести слово со звуком к. Например: Галя, Коля, Тома; тыква, вагон, пух.

Продолжается анализ и синтез обратного слога. К ранее пройденным добавляются слоги ак, ук, ок, ик. Дети многократно выкладывают (с помощью фишек и букв) слоги и читают их. Дети знакомятся с буквой к, пишут ее и обратные слоги.

Кроме анализа и синтеза обратных слогов, в это время на занятиях рекомендуется упражняться в выделении последнего согласного из слова. Надо сказать, что легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные. Для выделения последнего звука подбираются следующие (из числа правильно произносимых детьми) слова: кот, кнут, каток, мак, танк, паук, веник и т.п.

Упражнения в выделении звука проводятся примерно в такой форме.

Вызванный ребенок подходит к столу логопеда, вытаскивает из конверта или берет одну из разложенных на столе картинок, показывает ее детям, четко называет, выделяет последний звук. Затем слово и последний звук произносятся хором. После этого картинка, название которой оканчивается на к, выставляется на одной стороне наборного полотна; на другой – слово, оканчивающееся на т. После того как все картинки окажутся расставленными, слова еще раз проговариваются.


Можно провести и другое упражнение.

Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау… без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук).

Четвертая неделя обучения

Звуки м, м’, буква м – два занятия.

Звук л’ – два занятия.

Звуки а, у, и, э (повторно) – одно занятие.

Занятие на звуки м, м’ и букву м

При повторении пройденных согласных п, п’, т, к, к’ и усвоении звуков м, м’ ибуквы м закрепляются все полученные детьми знания и навыки. Планы занятий (как фронтальных, так и подгрупповых) строятся с учетом всех возникающих у детей затруднений. В то же время, учитывая возросшие возможности детей, логопед постепенно усложняет виды работ, вводит новые упражнения. Так, по возможности усложняются предназначенные для воспроизведения слоговые ряды (кту – кто – кта; пта – кта – фта; ми – ви – ни и т.п.) и ряды слов.

Новым является использование для упражнений в составлении и чтении обратных слогов пособия «Окошечки». Используются ленты с напечатанными буквами а и у – на первой ленте и п, т, к, м – на второй. При проведении упражнения даются примерно такие задания: «Поставьте букву у в первое окошечко, а букву м – во второе. Читайте». Или: «Сложите слог ут, читайте». Или: «Измените одну букву так, чтобы получился слог ум». И т.п.

С целью закрепления навыка различения гласных и согласных звуков вводится такое упражнение: логопед называет знакомые детям гласные и согласные звуки (или слова, начинающиеся на эти звуки). Услышав гласный звук (или гласный в начале слова), дети поднимают красные фишки; согласный – черные. Это упражнение может быть проведено с буквами.

В то же время дети постепенно овладевают различением твердых и мягких звуков («Послушайте, как я скажу: ам – ам’. Это одинаковые слоги или разные? Послушайте еще раз (произносит два-три раза), произнесите. В слоге ам звук м твердый, а в слоге ам’ – мягкий»).

Во время изучения звука л’ происходит закрепление всех полученных ранее знаний.

Надо сказать, что мягкий звук л изучается значительно раньше, чем твердый, что соответствует постепенности формирования звуков при нормальном речевом развитии. При овладении мягким л дети сравнивают на слух мягкое и твердое звучание, при этом звук л’ они произносят, а его твердую пару (звук л) лишь воспринимают на слух.


К моменту закрепления звука л’ уже несколько расширяется правильно произносимый детьми словарь. Впервые появляется возможность включать в материал занятий не только существительные (липа, лента, лимон и др.), но и некоторые глаголы прошедшего времени множественного числа (пели, пили, купили, катали, лепили и др.).

Приведем примерный план занятий на звук л’.


Тема занятия: звук л’.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука л’ в слогах и словах; сравнение мягкого и твердого звучания (л и л’); развитие внимания, памяти; закрепление навыка анализа и чтения обратного слога.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит о том, что на данном занятии будет знакомить детей со звуком л’. Затем показывает детям картинку с изображением лимона, произносит слово лимон и обращает внимание на то, что в этом слове первым звуком является согласный, мягкий звук л. Аналогично логопед произносит еще несколько слов, начинающихся на звук л’; слова подбираются так, чтобы звук л’ сочетался с разными гласными (Лева, Люба, Ляля). Из слов выделяется первый звук л’.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

Отдельные дети по требованию логопеда произносят звук л’ и слоги, в состав которых входит звук л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

Логопед просит детей внимательно слушать слова, которые он будет произносить. Затем он произносит несколько слов, в состав которых входит звук л’, а затем – слог ал’ обращая каждый раз внимание детей на мягкое звучание звука л’.

После этого логопед произносит слоги ал’ и ал, меняя порядок их произнесение. Детям дается задание внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение слога ал’. Это упражнение можно провести в игровой форме, что даст возможность детям подвигаться. Дети становятся в круг с мячами в руках. В ответ на произнесение слога ал’ они должны подбрасывать мячи. При произнесении слога ал мячи подбрасываться не должны.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

В ответ на предъявление картинок дети должны произносить слова со звуком л’. Примерные слова: лимон, лента, валенки, лев, липа, лифт, малина, калина, калитка, вафли, филин, улитка, поляна, пальто, клен, клюква, хлеб, плита, клюв, пулемет.

Затем в игровой форме проводится упражнение, имеющее целью запоминание рядов слов (см. занятие на тему «Звук т») или фраз. В этом случае упражнение проводится так: дети вслед за логопедом произносят три-четыре предложения (Леля лепит оленя. Папа пилит липу. Киму купили пальто), которые им предлагается запомнить. Затем дети должны по первому слову (Киму… Папа… Леля…) одно за другим точно воспроизвести все предложения.