ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1261
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Программа основана на становлении избирательной активации, формировании навыков программирования и регуляции и контроля деятельности (3-й функциональный блок организации деятельности человека по А.Р. Лурия).
Данная методика представляет собой четкую технологичную программу, которую может исполь- зовать в своей работе, в первую очередь, школьный психолог во внеурочном компоненте работы с детьми, имеющими подобные трудности.
Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом, во-первых, потому, «что овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса» [27]. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой ма- териал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоя- тельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозированно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повы- шения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
В ходе дошкольного и школьного обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, порядке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться воз- можности произвольного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способ- ствуя решению этих задач, преимущественно направлена на другое — на формирование (или коррек- цию) навыков программирования и контроля.
Принципиальная основа выполнения разработанных авторами заданий — совместная деятель-
ность психолога (педагога) и ученика. Ее организация должна последовательно изменяться таким обра- зом, чтобы программа действия, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ре- бенка. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку «взять» программу, а взросло- му — контролировать, насколько ребенок ею овладел. Эти условия: вынесение вовне (материализация, наглядное представление) программы и особая организация совместной деятельности учителя и учени- ка, обеспечивающая последнему переход от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам. В данном случае полностью реализуются принципы, разработанные Л.С. Выгот- ским и П.Я. Гальпериным.
Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого (психолога, педагога) по ус- воению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы:
-
совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого — на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом; -
совместное пошаговое выполнение действия по наглядной программе — на этом этапе про- граммирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком: психолог организует следование программе и контрольные действия ученика — сличение результата с программой; -
совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы — на этом этапе роль специалиста в программировании и контроле сокращается; -
самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной, внутренней) про- грамме с возвращением к наглядной программе при затруднениях: ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия; взрослый следит, обращается ли ребенок при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает' об этом; -
самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый ма- териал. Возможность переноса контролируется взрослым.
Предлагаемые в программе задания [27] объединяются в пять циклов (последовательных этапов):
-
Числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов, наборные панели телефонов ит.п.). -
Числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам). -
Количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способность к одномоментному схва- тыванию количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру, когда в пунктах маршрутов, таблицах (типа таблиц Шульте) и др. заданиях помещаются не цифры, а множества пред- метов от 1 до 10. В ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятельно абстрагировать признак количества, что делает эти задания более сложными, чем предыдущие.). -
Обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретных рядов, с ис- пользованием материала упроченных ситуаций: этажи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.). -
Параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфавиту, разнонаправленные ряды цифр).
На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. Внутри каждого этапа первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом слож- ность программирования увеличивается от этапа к этапу.
Наиболее эффективной программа будет тогда, когда подобрана индивидуализированная в соот- ветствии с возможностями ребенка, адекватная система заданий с исходным уровнем сложности, инди- видуальным темпом продвижения. Каждый раз следует выбирать необходимую меру помощи в зависи- мости от успехов ребенка.
- Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование базо- вых составляющих психического развития ребенка (произвольности психической активности и пространственных представлений)
Предлагаемый комплекс программ существует в двух вариантах: развивающем и коррекционном (рис. 4.1).
Рис.4.1.Развивающе-коррекционныепрограммыформированияпроизвольнойрегуляцииипространственныхпредставлений(базовых составляющихпсихическогоразвития)
Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми среднего и старшего дошколь- ных возрастов для адекватного и своевременного формирования предпосылок овладения программным материалом начальной школы. В соответствии с ведущим типом мотивации и деятельности в дошколь- ном возрасте данный вариант программы осуществляется в виде тематических заданий-игр.
Для детей с выраженными нарушениями речевого развития и детей с нарушениями умственного развития данный комплекс является коррекционно-развивающим, пропедевтически необходимым для подготовки их к овладению программами соответствующего типа.
Второй вариант ориентирован на непосредственно коррекционно-развивающую работу в рам- ках начального обучения в соответствующих типах специального (коррекционного) обучения и обще- образовательных школах, в том числе в классах КРО. Работа проводится с возможным включением иг- ровых и соревновательных заданий.
Далее приводится схема основных этапов и подэтапов коррекционного комплекса без детального описания конкретных занятий (уроков) и проводимых упражнений (игровых и соревновательных зада- ний). Конкретное содержательное наполнение программ применительно к конкретным возрастным осо- бенностям будет описано в соответствующих книгах серии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
Контингент детей, нуждающихся в работе по формированию произвольной регуляции деятель- ности, включает в себя достаточно широкий спектр типов отклоняющегося развития. Однако в рамках работы с каждой подгруппой детей этот вид работы может иметь как основное, так и вспомогательное значение. В работе с детьми группы «Тотальное недоразвитие аффективно неустойчивого типа» этот вариант коррекционной работы в большинстве случаев может быть применен только после проведения адекватного медикаментозного лечения. Для простого уравновешенного типа тотального недоразвития этот вариант может быть одним из вспомогательных в коррекционной работе.
Аналогичные задачи (вспомогательный элемент развивающей работы наряду с использованием других развивающих программ) решаются 'при работе с детьми, у которых выявляется темпово задер- жанный тип психического развития (гармонический инфантилизм).
В качестве основной коррекционной программы ФПР выступает при работе с детьми с парци- альной несформированностью ВПФ преимущественно регуляторного и вербально-логического компо- нентов. Причем в последнем случае несформированность произвольности психической активности на- блюдается не всегда, но достаточно часто за счет сложности собственно речевой регуляции поведения.
В отдельных случаях такая коррекция бывает необходима при работе с детьми с дисгармонич- ным, преимущественно экстрапунитивным типом развития.
Для различных вариантов дефицитарного развития эта программа может быть рекомендована как один из базовых компонентов общего психического развития детей.
ПротивопоказаниякиспользованиюпрограммыФПР
Использование данной программы для работы с детьми с вариантами искаженного развития как