ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1277
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Таким образом, одной из первых задач, решаемых в контексте уровневого подхода к работе с эмоционально-аффективными структурами, является преимущественная ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы.
Несмотря на то, что разработано множество психотерапевтических приемов и методов, направ- ленных на изменение эмоционального состояния, необходимо учитывать, что любое (выделено авт.)вмешательство в аффективную сферу «...воздействует не только на конкретное патологическое прояв- ление, но ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции» [35]. По- этому второй, и важнейшей, задачей психологической работы является ориентация на структуру уров- ней в патологически измененной или несформированной аффективной системе. Таким образом, психо- коррекционная работа уже с самого начала ориентируется не на деактуализацию определенных эмо- ционально травмирующих ситуаций, купирование отдельного патологического симптома, а на опреде- ленный уровень проявления этого симптома. Ведь отработка, даже очень качественная, правильных со- циально приемлемых эмоциональных реакций в одной конкретной ситуации не может гарантировать адекватности ребенка в других обстоятельствах.
Поэтому третья задача состоит в поиске места данного симптома в иерархии признаков аффек- тивной дезадаптации. Правильно выбранные психокоррекционные приемы должны помочь ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективной адаптации к окружающему (в широком смыс- ле этого слова), обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с окружающим миром,
побудить к углублению этого контакта, к усложнению возникающих аффективных задач, тем самым формируя механизмы эмоциональной адаптации нового, более «высокого» уровня регуляции.
Вместе с тем выбор точных психокоррекционных приемов еще не может сам по себе обеспечить успех. Психокоррекционный подход должен сочетать прицельную «тактическую» работу над дефици- тарными механизмами аффективной адаптации с общим «стратегическим» воздействием на аффектив- ную структуру в целом, то есть отладку целостной структуры базальной аффективной организации. По- этому четвертой задачей психолога в его работе с базальной эмоциональной сферой является опреде- ление синдрома имеющегося отклонения аффективного развития, то есть выявление «искажений» ие- рархии отношений внутри системы аффективной организации и связанная с этим разработка коррекци- онных воздействий, направленных на переструктурирование данной системы.
Такая организация коррекционной работы включает, во-первых, укрепление смысловой иерар- хической связи между аффективными уровнями, в которой доминирующую роль играет четвертый уро- вень, организующий эмоциональное взаимодействие с другими людьми и контролирующий с этой точ- ки зрения включение низших отделов, и, во-вторых, она предполагает стимуляцию развития тонической функции всех базальных уровней. Это способствует поддержанию активности, устойчивости, направ- ленности ребенка на контакт с окружающим миром, адекватное общение с людьми, стремление к пре- одолению трудностей.
Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы, обеспечение для этого притока необходимых аффективных впечатлений является пятой задачей, решаемой в программе уровневой регуляции аффективной сферы. Необходимая интериоризация приемов тонизирования аф- фективной регуляции достигается отработкой приемов поведения в адекватных культуре играх и навы- ках социального поведения. Идеальной целью коррекционных программ, в основе которых лежит уров- невой подход к строению аффективной сферы, является формирование устойчивых поведенческих ме-
ханизмов, обеспечивающих на доступном ребенку уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Программа гармонизации уровневой регуляции представляет собой определенный последова- тельный ряд этапов, опирающихся на выявленный характер дезадаптации или несформированности аф- фективной сферы, складывающийся в целостный синдром аффективной дезадаптации (соответству- ющий тому или иному типу отклоняющегося развития) (см. раздел 2). Точно так же выявление сохран- ных уровней аффективной организации, чувствительность ребенка к стимулам следующего (несформи- рованного или дезадап-тированного) аффективного уровня позволяют непосредственно актуализи- ровать ту зону ближайшего развития, которая актуальна не только в работе с интеллектуальным недо- развитием, но может быть определена и по отношению к работе со сферой аффекта и эмоций.
Таким образом, основные принципы построения коррекционных программ, приведенные в нача- ле раздела 4, сохраняют свою актуальность и в программе уровневой регуляции аффективной сферы. Еще раз подчеркнем, что характер, последовательность и организация каждого этапа программы отра- жают не только особенности работы с детьми с искаженным развитием преимущественно эмоциональ- но-волевой сферы (ранний детский аутизм), на модели которого она и была разработана, но и могут быть «транслированы» на различные виды отклоняющегося развития.
Первоначальными условиями проведения эффективной коррекционной работы является выявле- ние «глубины» аффективной дезадаптации и ее соотношения с уровнем несформированности (недораз- вития) познавательной деятельности.
На начальном этапе работы необходимо установить аффективный контакт, эмоциональное взаи- модействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации. Психологическая коррекция данного типа предполагает одновременное развитие тонической основы аффективной регу- ляции и отработку способов аффективного приспособления к окружающему. Первая тенденция должна
несколько опережать вторую. Вначале необходимо «поднять» эмоциональный тонус ребенка за счет привычных ему впечатлений, соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен. Одновременно с помощью соответствующих приемов должна развиваться потребность ребенка во впечатлениях доступных ему уровней, находящихся исходно в «угнетенном» состоянии, и формироваться социально адекватные способы их получения во взаимодействии с внеш- ним миром.
Регуляция эмоционального взаимодействия с ребенком также сначала должна происходить на основе доступного ему уровня организации. На высшем из доступных уровней проводится достаточно длительная отработка взаимоотношений с окружающим, восстановление адекватной этому уровню аф- фективной картины мира, способов реагирования на его (мира) воздействия.
Следует отметить, что любое коррекционное воздействие должно осуществляться под эмоцио- нальным контролем четвертого уровня с «настройкой» ребенка на эмоциональное сопереживание. Воз- можность такого эмоционального включения и сопереживания является критерием формирования адек- ватных способов тонизирования.
На основе достигнутого «благополучия» в контактах с миром становится возможным усложне- ние этого взаимодействия с одновременным формированием механизмов следующего уровня, что спо- собствует формированию более сложных способов поведения, соответствующих этому новому уровню. Но и эта работа не может быть изолирована от эмоционального сопереживания и контакта с близкими, расширения «стереотипов» взаимодействий с ребенком и форм эмоционального контакта.
Подобное «упорядочение базальной аффективной организации дает возможность перейти к ра- боте по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам» [35].
-
Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Описание основ метода при- водится с незначительными сокращениями по монографии Я.Л. Обухова «Символдрама: Кататимно- имагинативная психотерапия для детей и подростков». — М.: Владос, 1998г.)
Как уже отмечалось, метод символдрамы (метод «переживания сновидений наяву») как один из методов глубинно-психологически ориентированной психотерапии оказался высокоэффективным при работе с детьми с различными типами дисгармонического развития (психосоматическими заболе- ваниями, невротическим развитием личности), преимущественно интрапунитивного типа, и является наиболее глубоко, системно проработанным и технически организованным.
Название метода происходит от греческих слов ката — «соответствующий», «зависящий» и тимос — одно из обозначений «души» (в данном случае имеется в виду эмоциональность). На русский язык название метода можно перевести как эмоциональнообусловленноепереживаниеобразов.
Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [20]. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функции. Концептуальная основа метода — глу- бинно-психологические, психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и пред- сознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного разви- тия (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология ««Я»» X. Хартман- на, ««Self-Psychology»» X. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, И. Лихтенберга). Оставаясь на прин- ципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллек- тивного бессознательного К.Г.