Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1277

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

щение к базальной аффективной сфере. Таким образом, работа психолога должна ориентироваться не только на совершенствование высших личностных образований, но и на направленную стимуляцию ба- зальных механизмов, на которую опираются, в свою очередь, высшие личностные структуры. И здесь можно говорить об использовании принципа онтогенетического становления, в данном случае — аф- фективных структур. Подобный путь оказывается значительно более эффективным, чем «работа с фе- номеном».

Таким образом, одной из первых задач, решаемых в контексте уровневого подхода к работе с эмоционально-аффективными структурами, является преимущественная ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы.

Несмотря на то, что разработано множество психотерапевтических приемов и методов, направ- ленных на изменение эмоционального состояния, необходимо учитывать, что любое (выделено авт.)вмешательство в аффективную сферу «...воздействует не только на конкретное патологическое прояв- ление, но ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции» [35]. По- этому второй, и важнейшей, задачей психологической работы является ориентация на структуру уров- ней в патологически измененной или несформированной аффективной системе. Таким образом, психо- коррекционная работа уже с самого начала ориентируется не на деактуализацию определенных эмо- ционально травмирующих ситуаций, купирование отдельного патологического симптома, а на опреде- ленный уровень проявления этого симптома. Ведь отработка, даже очень качественная, правильных со- циально приемлемых эмоциональных реакций в одной конкретной ситуации не может гарантировать адекватности ребенка в других обстоятельствах.

Поэтому третья задача состоит в поиске места данного симптома в иерархии признаков аффек- тивной дезадаптации. Правильно выбранные психокоррекционные приемы должны помочь ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективной адаптации к окружающему (в широком смыс- ле этого слова), обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с окружающим миром,
побудить к углублению этого контакта, к усложнению возникающих аффективных задач, тем самым формируя механизмы эмоциональной адаптации нового, более «высокого» уровня регуляции.

Вместе с тем выбор точных психокоррекционных приемов еще не может сам по себе обеспечить успех. Психокоррекционный подход должен сочетать прицельную «тактическую» работу над дефици- тарными механизмами аффективной адаптации с общим «стратегическим» воздействием на аффектив- ную структуру в целом, то есть отладку целостной структуры базальной аффективной организации. По- этому четвертой задачей психолога в его работе с базальной эмоциональной сферой является опреде- ление синдрома имеющегося отклонения аффективного развития, то есть выявление «искажений» ие- рархии отношений внутри системы аффективной организации и связанная с этим разработка коррекци- онных воздействий, направленных на переструктурирование данной системы.

Такая организация коррекционной работы включает, во-первых, укрепление смысловой иерар- хической связи между аффективными уровнями, в которой доминирующую роль играет четвертый уро- вень, организующий эмоциональное взаимодействие с другими людьми и контролирующий с этой точ- ки зрения включение низших отделов, и, во-вторых, она предполагает стимуляцию развития тонической функции всех базальных уровней. Это способствует поддержанию активности, устойчивости, направ- ленности ребенка на контакт с окружающим миром, адекватное общение с людьми, стремление к пре- одолению трудностей.

Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы, обеспечение для этого притока необходимых аффективных впечатлений является пятой задачей, решаемой в программе уровневой регуляции аффективной сферы. Необходимая интериоризация приемов тонизирования аф- фективной регуляции достигается отработкой приемов поведения в адекватных культуре играх и навы- ках социального поведения. Идеальной целью коррекционных программ, в основе которых лежит уров- невой подход к строению аффективной сферы, является формирование устойчивых поведенческих ме-

ханизмов, обеспечивающих на доступном ребенку уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Программа гармонизации уровневой регуляции представляет собой определенный последова- тельный ряд этапов, опирающихся на выявленный характер дезадаптации или несформированности аф- фективной сферы, складывающийся в целостный синдром аффективной дезадаптации (соответству- ющий тому или иному типу отклоняющегося развития) (см. раздел 2). Точно так же выявление сохран- ных уровней аффективной организации, чувствительность ребенка к стимулам следующего (несформи- рованного или дезадап-тированного) аффективного уровня позволяют непосредственно актуализи- ровать ту зону ближайшего развития, которая актуальна не только в работе с интеллектуальным недо- развитием, но может быть определена и по отношению к работе со сферой аффекта и эмоций.

Таким образом, основные принципы построения коррекционных программ, приведенные в нача- ле раздела 4, сохраняют свою актуальность и в программе уровневой регуляции аффективной сферы. Еще раз подчеркнем, что характер, последовательность и организация каждого этапа программы отра- жают не только особенности работы с детьми с искаженным развитием преимущественно эмоциональ- но-волевой сферы (ранний детский аутизм), на модели которого она и была разработана, но и могут быть «транслированы» на различные виды отклоняющегося развития.

Первоначальными условиями проведения эффективной коррекционной работы является выявле- ние «глубины» аффективной дезадаптации и ее соотношения с уровнем несформированности (недораз- вития) познавательной деятельности.

На начальном этапе работы необходимо установить аффективный контакт, эмоциональное взаи- модействие с ребенком на основе доступных ему уровней аффективной организации. Психологическая коррекция данного типа предполагает одновременное развитие тонической основы аффективной регу- ляции и отработку способов аффективного приспособления к окружающему. Первая тенденция должна
несколько опережать вторую. Вначале необходимо «поднять» эмоциональный тонус ребенка за счет привычных ему впечатлений, соответствующих тому уровню аффективной организации, к которому он максимально приспособлен. Одновременно с помощью соответствующих приемов должна развиваться потребность ребенка во впечатлениях доступных ему уровней, находящихся исходно в «угнетенном» состоянии, и формироваться социально адекватные способы их получения во взаимодействии с внеш- ним миром.

Регуляция эмоционального взаимодействия с ребенком также сначала должна происходить на основе доступного ему уровня организации. На высшем из доступных уровней проводится достаточно длительная отработка взаимоотношений с окружающим, восстановление адекватной этому уровню аф- фективной картины мира, способов реагирования на его (мира) воздействия.

Следует отметить, что любое коррекционное воздействие должно осуществляться под эмоцио- нальным контролем четвертого уровня с «настройкой» ребенка на эмоциональное сопереживание. Воз- можность такого эмоционального включения и сопереживания является критерием формирования адек- ватных способов тонизирования.

На основе достигнутого «благополучия» в контактах с миром становится возможным усложне- ние этого взаимодействия с одновременным формированием механизмов следующего уровня, что спо- собствует формированию более сложных способов поведения, соответствующих этому новому уровню. Но и эта работа не может быть изолирована от эмоционального сопереживания и контакта с близкими, расширения «стереотипов» взаимодействий с ребенком и форм эмоционального контакта.

Подобное «упорядочение базальной аффективной организации дает возможность перейти к ра- боте по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам» [35].

      1. Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) (Описание основ метода при- водится с незначительными сокращениями по монографии Я.Л. Обухова «Символдрама: Кататимно- имагинативная психотерапия для детей и подростков». — М.: Владос, 1998г.)


Как уже отмечалось, метод символдрамы (метод «переживания сновидений наяву») как один из методов глубинно-психологически ориентированной психотерапии оказался высокоэффективным при работе с детьми с различными типами дисгармонического развития (психосоматическими заболе- ваниями, невротическим развитием личности), преимущественно интрапунитивного типа, и является наиболее глубоко, системно проработанным и технически организованным.

Название метода происходит от греческих слов ката — «соответствующий», «зависящий» и тимос одно из обозначений «души» (в данном случае имеется в виду эмоциональность). На русский язык название метода можно перевести как эмоциональнообусловленноепереживаниеобразов.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) [20]. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функции. Концептуальная основа метода — глу- бинно-психологические, психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и пред- сознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного разви- тия (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология ««Я»» X. Хартман- на, ««Self-Psychology»» X. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Шпитца, Д.В. Винникотта, М. Малер, О. Кернберга, И. Лихтенберга). Оставаясь на прин- ципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллек- тивного бессознательного К.Г.