ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1298
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
б)Имеетрядличностныхособенностей:
— внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей;
-
мнителен, недоверчив к предложениям других людей; -
излишне зависим от принятых норм поведения; -
не терпит нарушений в принятых им взаимоотношениях.
4Б. При гиперфункции уровня
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
— легко вступает в контакты с людьми, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием;
-
допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми; -
не требователен к качеству общения; -
под влиянием других может легко преодолевать трудности, но может и легко отказаться от принятого решения; -
испытывает огромную потребность в «симпатии» со стороны всех других людей.
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
— конформен;
-
несамостоятелен, труслив; -
слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.
Примечание. Несмотря на то, что сбор подобных сведений занимает много времени, он не мо- жет быть полностью исключен из работы психолога, так как мало что может сравниться с ценностью сведений, получаемых при сборе анамнеза. К тому же некоторые сведения могут быть получены уже в период адаптации к детскому коллективу или какой-либо иной ситуации.
Анализируя симптомы, выявленные у ребенка в процессе наблюдения за ним в естественных ус- ловиях, характер этих проявлений согласно положениям об уровневой организации эмоциональной ре- гуляции можно прийти к заключению о характере дисфункций базальной системы аффективной регу- ляции. Сопоставляя эти представления с результатами психологической диагностики и сведениями, по- лученными из анамнеза, можно описать психологическую структуру эмоциональных особенностей ре- бенка и, самое главное, разработать для него индивидуальный вариант коррекционной программы, ос-
нованный на понимании значения пропорционального развития и системного иерархичного строения уровней аффективной регуляции в онтогенезе.
Приложение 5
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста
Предлагаемое диагностическое обеспечение представляет собой достаточно небольшой и наибо- лее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которого можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. В данном Прило- жении приводится лишь перечисление диагностикумов с возрастным соотнесением каждого метода ис- следования. Краткие описания методик и пояснения приводятся в разделе 3. Детальное описание пред- лагаемых методов исследования имеется в соответствующей литературе, руководствах по использова- нию конкретных методик и тестов.
Разделение методического обеспечения на методики для исследования когнитивной сферы и эмоционально-личностной достаточно условно, поскольку в рамках интегративного подхода большин- ство психологических методик может быть использовано как для тех, так и для других целей.
Каждая методика и тест, входящие в предлагаемый набор, характеризуются следующими показа- телями:
-
имеют длительный срок апробации на достаточной по численности популяции детей в нашей стране, включая детей с различными типами отклоняющегося развития; -
представляют неизменяемые в течение длительного периода (некоторые клинические мето- дики - начиная с 30-40-хх годов) тестовые изображения, технологии предъявления и обработку, что мо- жет говорить о данных методах как о стандартизированных; -
практически каждая методика или тест охватывает возрастной диапазон от 3,5-4-х лет до 13- 15-летнего возраста, тем самым, реализуя единый методический подход к исследованию какой-либо ха- рактеристики психического развития ребенка; -
для каждой используемой методики или теста получены качественные (в некоторых случаях и количественные) условно-нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей; -
авторские методы исследования создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и также апробированы на достаточном количестве детей (от 500 до 1,5 тысяч); -
практически все предлагаемые методики и тесты обладают полифункциональностью, то есть способностью оценивать самые различные показатели состояния и характеристик деятельности ребен- ка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенную характеристику той или иной сферы психического развития. Несомненно, что для адекватного и эффективного владения предлагае- мым инструментарием необходимы специальная подготовка и опыт работы. Отметим также, что реко- мендуемый набор диагностикумов нисколько не отрицает возможности использования психологом ка- кого-либо иного инструментария.
Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности
Вкладныеразноцветныестаканчики(коробочки,пирамидки)Комплекты от 3-х до 10-ти разно- цветных вкладных элементов используются для детей начиная с 1,5-2-летнего возраста.
Методика«ДоскиСегена»(в нашей стране используются доски №1, №3, №4, №5) (для детей от 3-х до 6-7-ми лет.
«СтандартныепрогрессивныематрицыДж.Равена:
— цветной вариант (серии: А, Ав, В);
-
черно-белый вариант (серии: A, B, C, D, E).
(Методика используется для детей и подростков, начиная с пятилетнего возраста.)
Методика«Классификацияпредметов»:
-
серия 1 (для детей 3,5-5 лет); -
серия 2 (для детей 5-8 лет); -
серия 3 (для детей от 8 лет).
МетодикаВыготского-Сахаровадляисследованияуровнясформированностипонятийногомышления:
-
модифицированный вариант для детей 3-7 лет; -
стандартный вариант (для детей старше 8-ми лет).
Методика«Классификацияобъектовподвумпризнакам»(методикаВ.М.Когана):
-
вариант (5х5) — для детей 4-7 лет; -
вариант (7х7) — для детей 7-10 лет.
Методикидляисследованиямнестическойдеятельности:
— методика «10 слов» (по А.Р. Лурия) (для детей от 7-ми лет);
-
методика «Запоминание двух групп слов» (для детей от 4,5 лет); -
методика опосредованного запоминания (методика А.Н. Леонтьева) (для детей 4,5-8 лет); -
методика «Пиктограмма» (для детей от 9-ти лет); -
методики для исследования зрительной (тактильной) памяти.