ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 762
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Звук и буква ч
Изучаются на 26-й неделе обучения.
После первого занятия на звук ч планируется занятие по грамоте, на котором дети знакомятся с буквой ч.
В начале занятия одним детям можно предложить вспомнить слова со звуком ч в начале слова, другим – в середине, третьим – в конце.
Затем логопед напоминает об артикуляции звука ч, при этом он акцентирует внимание детей на том, что звук ч – мягкий и у него нет твердой пары. После того как дети познакомятся с буквой ч, для выкладывания используются слоги и слова.
Особое внимание обращается на сочетания ча и чу. Дети узнают, что после ч пишутся буквы а и у (вывешивается таблица с этими сочетаниями).
Примерные слова, которые можно использовать для чтения и выкладывания из букв разрезной азбуки: чай, чайник, чайка, чашки, час, часы; чулан, чулки, чугун; очки, тачка, ручка, бочка, качели, лётчик, девочка, мальчик, бабочка, удочка, чемодан, пчела.
Предложения для чтения и выкладывания: Дети пили чай. На столе чайник. Около речки чайки. Миша разбил чашку. В чулане мыши. Леночка надевает чулки. Мальчик решил задачу. Девочка играет в мячик.
Слова для чтения: ваза – вазочка; утка – уточка; рамка – рамочка; булка – булочка; лодка – лодочка; платок – платочек; кусок – кусочек; звонок – звоночек; замок – замочек; стакан – стаканчик.
Детям может быть предложено читать предложения, а затем составлять (устно) аналогичные предложения, но с местоимением мы. Образец предложения: Я хочу играть в мячик. – Мы хотим играть в мячик. Я хочу сделать тачку. Вовочка хочет иметь часы. Леночка хочет слепить чашку. Танечка хочет купить чулки. Девочка хочет научиться читать. После выполнения этого задания можно предложить ребенку найти в прочитанных предложениях ча и чу и подчеркнуть их.
Для чтения может быть предложен такой, например, текст: Лодочка. Наступила весна. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.
Для чтения можно использовать текстовой материал, предлагаемый для закрепления правильного произношения звуков (см. с. 176).
Буква ю
Изучается на 27-й неделе обучения.
Значение буквы ю при употреблении её после мягких согласных выясняется путем сравнения слогов типа лу – лю (см. материал на букву ё). Буква ю выставляется в таблицу гласных букв под буквой у.
Детям раздаются буквы. Затем проводятся упражнения в выкладывании и чтении слогов с буквой ю. Для выкладывания и сравнения могут быть использованы слова лук – люк; Люба – Луша, а также те, которые рекомендуются для чтения.
Слоги и слова для чтения: лю – Люда; зю – изюм; дю – индюк; тю – утюг; лу – луна; зу – зубы; ду – дубы; ту – тумба; Катюша, Илюша, Ванюша, Валюша.
Чтение слов и договаривание незаконченных предложений: Пили. – Я пилю … . Вари. – Я варю … . Соли. – Я солю … . Лови. – Я ловлю … .
Один ребенок произносит слово-предложение, а другой договаривает незаконченное.
Для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки и письма могут быть использованы следующие предложения: Я гоню козу. Я ловлю рыбу. Я солю кашу. Я люблю изюм. Я варю обед. Я пилю сук.
Для чтения (читают в лицах) и пересказа предлагаются следующие тексты:
Люда и Катюша играли. У них посуда: - Катюша, вари суп. - Я варю суп. - Катюша, посоли суп. - Я солю суп. |
У Илюши пила. - Илюша, возьми доску. - Я взял доску. - Илюша, пили доску. - Я пилю доску. |
Чтение слов с буквой ю в начале слова и после гласных: Юра, Юля, юла; рою, мою, пою.
Чтение слов и составление предложений (устно) с каждым из них: играю, копаю, катаю, купаю, сажаю, собираю, рисую, гуляю, делаю; играют, копают, катают, купают, сажают, собирают, рисуют, гуляют, делают.
Предложения с буквой ю для выкладывания, письма, чтения: У Коли юла. У Нюры кукла. Дети играют. Я строю дом. Луша и Юра прыгают.
Предложения для выкладывания, письма, чтения с буквами и, я, е, ё, ю: Ваня рисует красную звезду. Люба рисует красивую ёлку. Я собираю клюкву. Дети ели вкусную клубнику.
Текст для чтения: Весна. На-сту-пи-ла весна. Юные пи-о-не-ры ра-бо-та-ют в саду. Они ра-бо-та-ют хорошо. Юра и Ванюша копают ямки. Юля и Люся сажают ростки малины. Тут будет ма-лин-ник. Летом пи-о-не-ры вы-рас-тят вкусную малину. Малину будут есть все вместе.
Перед чтением текста предварительно выкладываются слова наступила, вырастят, работают, пионеры, малинник.
Звук и буква ц
Изучаются на 28-й неделе обучения. Буква с временно исключается.
В начале занятия детям предлагается вспомнить слова со звуком ц. Затем повторяется артикуляция звука. Дети вспоминают, что звук ц согласный, всегда твердый. После знакомства с буквой ц выкладываются и читаются отдельные слова и предложения. С этой целью используются те слова, которые рекомендуются для закрепления правильного произношения (за исключением наиболее сложных по слоговому составу).
Предложения для чтения и выкладывания: В гнезде птенцы. На болоте живут цапли. В хлебнице хлеб. Мыло лежит в мыльнице. В цветнике много цветов.
Материал для чтения и устного составления предложений: На пальце кольцо. В вазе цветы. У птицы птенцы. У курицы цыплята. На грядках огурцы.
Дети читают предложения и составляют к каждому из них предложение с использованием слов в уменьшительной форме. Например, читается предложение На пальце кольцо. Затем составляется предложение На пальчике колечко.
Звук и буква ф
Изучаются на 29-й неделе обучения. Буква в временно исключается.
На звуки ф и ф’ не проводилось занятий по произношению. Поэтому занятие по грамоте следует начать с привлечения внимания детей к артикуляции этих звуков. Дается характеристика звука ф (согласный, глухой, твердый) и звука ф’ (согласный, глухой, мягкий).
Затем детям предлагается четко произнести (по картинкам или подобрать самостоятельно) ряд слов со звуками ф и ф’.
Примерные слова: кофта, фикус, фабрика, шофёр, футбол, филин, фиалка, фуфайка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, туфли, туфельки, шарф, телефон, флот, флаг, фонарь.
Следующее задание – отобрать из названных выше слов слова со звуком ф, а затем со звуком ф’.
После знакомства детей с буквой ф некоторые из перечисленных слов выкладываются из букв разрезной азбуки (например, флот, кофта, фабрика, телефон, фуфайка, фиалка).
По усмотрению логопеда проводится предварительный анализ слов и выкладываются схемы.
Предложения для выкладывания, чтения, записи: Мальчики играют в футбол. На нашей улице фабрика. Моя фамилия … . (дополнить). На полянке зацвели фиалки.
Текст для чтения: Фабрика. На нашей улице фабрика. Там много разных машин. На фабрике делают кофты, шарфы, фуфайки. Фёдор работает на фабрике. Он – рабочий.
Звук и буква щ
Изучаются на 30-й неделе обучения.
Начало занятия может быть построено по примеру занятия на букву ч. После того как дети ознакомятся с буквой щ и будет вывешена таблица с сочетаниями ща, щу, проводятся упражнения в выкладывании, преобразовании и чтении слогов с буквой щ.
Слова для чтения, выкладывания, письма: вещи, щётка, щенок, ящик, товарищ, щенята.
Предложения для чтения, выкладывания, письма: Вася поймал щуку. Сеня поймал леща. Дети пошли в рощу. Щука – хищная рыба.
Детям предлагается прочитать (сложить) предложения и выбрать слова с сочетаниями ща и щу.
Тексты для чтения: 1. Щенок. Лёша и Юра нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Лёша напоил щенка молоком. Юра положил щенка в ящик. Щенок заснул. 2. Роща. К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели. 3. Скороговорка: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Перед чтением первого текста выкладываются слова пожалели, потащили.
Ь разделительный
Проходится на 31-й неделе обучения.
Каждому из детей предлагается повторить вслед за логопедом сочетание из двух слогов типа ля – лья; пьё – пё; вю – вью; сье – се. Логопед следит за четкостью произношения.
Затем логопед выкладывает на наборном полотне слово Коля. Задается вопрос: «Как сделать из слова Коля слово колья?» Выясняется, что между буквами л и я надо поставить ь – это мягкий знак разделительный, он отделяет согласную букву л от гласной буквы я. Логопед раздвигает буквы и вставляет ь. Детям предлагается прочитать получившееся слово – колья. Слово колья убирается. Детям дается задание самостоятельно сложить два слова.
Слова еще раз сравниваются и прочитываются отдельными детьми. Можно предложить детям сложить парами слова: пить – питьё; брать – братья; лист – листья; колос – колосья.
Для упражнения в чтении предлагаются слоги типа пя – пья; лё – льё; ню – нью и т.п. Слоги печатаются на доске или плакате.
Слова для выкладывания, чтения, письма: перо, крыло, дерево; перья, крылья, деревья; платье, муравей, воробей; платья, муравьи, воробьи.
Предложения для выкладывания, чтения, письма: Дети пьют молоко. Наша семья большая. Татьяна гладит бельё. Весной птицы вьют гнёзда. Целый день льёт дождик. За ручьём сосновый лес.
В результате ознакомления со словами с ь разделительным делается вывод – разделительный мягкий знак ставится после мягкого согласного звука перед гласными и, е, ё, я, ю, т.е. перед гласными второго ряда.
Тексты для чтения: 1. Загадки: Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождик, земля, трава.) Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.) 2. Наша семья. У нас большая семья. Папа и брат Илья работают на заводе. Мама ведёт хозяйство. Сестра Татьяна – учи-тель-ни-ца. Я учусь в школе. Младшие братья Миша и Толя ходят в детский сад.
Ъ разделительный
Изучается на 32-й неделе обучения.
Накануне проводится занятие по подбору однокоренных слов (см. с. ). В начале занятия по грамоте логопед просит детей вспомнить, какие слова, обозначающие действия, похожие на слово ехать, подбирались накануне. Слова подъехать, съехать, въехать проговариваются хором и отдельными детьми.
Детям предлагается сложить слово ехать, а затем слово отъехать. Выясняется, что нужен знак, отделяющий согласную букву т от гласной буквы е. Внимание детей привлекается к тому, что твердый знак ставится при образовании новых слов.