ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 745
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
С начала обучения грамоте включаются упражнения в чтении, работе с разрезной азбукой, письме.
С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т.п.), кроме групповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.
Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по подготовке к письму, а позднее по письму (здесь, говоря о письме, мы имеем ввиду воспитание графических навыков).
Воспитатель присутствует на занятиях логопеда, так как отдельные элементы этого занятия включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свои занятия, а логопед, по своему усмотрению, берет одного или нескольких детей на индивидуальную работу в кабинет. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей.
После третьего занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные остаются на логопедические занятия. Прогулки также могут быть использованы для развития внимания, памяти, закрепления правильного произношения поставленных звуков. С этой целью проводятся разнообразные подвижные игры.
Во второй половине дня воспитатель ежедневно проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда.
Обучение на занятиях
На фронтальных занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.
Материал фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Первый период обучения
Первый период обучения длится два месяца. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. Одновременно дети знакомятся с некоторыми буквами, овладевают некоторыми навыками чтения и письма.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Остановимся более подробно на задачах, которые встают в первом периоде обучения.
1. Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.
В процессе отработки звуков дети вначале учатся отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у); постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о – у; к – х; л – йот и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается как вне речи, так и в составе слогов и слов не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации к – х), но и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее; так, звук с в процессе его закрепления сравнивается со звуками з, ш, щ.
Постоянное сравнение звуков, наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, дает толчок для завершения задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.
На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки изучаются в следующей последовательности: у, а, и, п, п’, э, т, к, к’, м, м’, л’, о, х, х’, (к – х), йот (л’ – йот), ы (ы – и), с (в скобки взяты пары звуков, дифференциация которых осуществляется и на специальных занятиях) (СНОСКА: В зависимости от конкретных недостатков произношения у детей той или иной группы логопед может несколько изменить последовательность изучения звуков.)
Одновременно (с первых дней пребывания детей в детском саду) в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильного произносимых звуков или их уточнение с таким расчетом, чтобы ко времени изучения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого грубо нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.
Надо сказать, что дети шестилетнего возраста с фонематической недостаточностью при произнесении многих звуков речи чаще всего уже не испытывают артикуляционных затруднений. К этим звукам относятся: а, о, у, э, и, ы, м, м’, н, н’, п, п’, т, к, к’, х, х’, ф, ф’, в, в’, л, йот, б, б’, д, г, г’. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, смешиваются между собой (к – х; в – б; ф – в; п – б и т.п.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (п замещает б; т или д – свистящие и шипящие; л’ – л и р и т.п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено. Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, х, л’, йот, б, д, г) иногда произносятся неправильно или вовсе не произносятся некоторыми детьми. По отношению к таким детям задача расширяется: следует исправить неправильное произнесение ими звуков, прежде чем начнутся занятия по закреплению уже правильно произносимых звуков на фронтальных занятиях.
Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировалось, а у некоторых сформировались дефектно. Сюда относятся р, р’, л, свистящие и шипящие, т’ и д’. Особенно трудны для усвоения свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звуки т и д’. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке всех этих звуков, реже – только об уточнении артикуляции и о дифференциации.
С целью развития произвольного внимания и совершенствования слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Первая группа упражнений предусматривает восприятие речи. Дети отвечают жестом, действием, предъявлением картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь весьма ограничен. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д.
Для упражнений в произношении слов и предложений логопеду необходимо иметь соответствующий дидактический материал.
2. Вторая задача, которая решается в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени.
На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.
Вторая по трудности ступень подготовки – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходятся звуки т, п, м, к). В это же время дети учатся выделять из слов первый и последний согласный.
Следующая ступень подготовки к анализу слова – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.
После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа ма.
Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слов типа суп.
Постепенно, одновременно с уточнением правильного произношения звуков и усвоением указанных форм фонемного анализа, дети знакомятся с буквами у, а, и, п, м, т, к, о, ы, с, учатся читать и писать обратные слоги (типа ап), прямые (типа мо, ми), слова типа мак.
За это же время дети постепенно овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
Для проведения занятий по обучению чтению и письму логопеду необходимо иметь следующие пособия.
В первую очередь надо сшить или приобрести кассы букв. Буквы, как строчные, так и заглавные, рекомендуется иметь в достаточном количестве с таким расчетом, чтобы каждый ребенок мог сложить не менее пяти-шести слов или одно-два предложения. Кассы букв используются на всех этапах обучения. Заполняются кассы буквами постепенно.
Для письма используются тетради в две линейки и шариковые ручки двух цветов – синего и красного.
Почти с самого начала обучения понадобятся указки и цветные фишки (квадратики из плотного материала размером 1,5 × 1,5 см): красные – для обозначения гласных звуков, черные – для обозначения твердых согласных звуков, несколько позднее – синие – для обозначения мягких согласных звуков. Наборы фишек и указки вкладываются в индивидуальные конверты.
Кроме того, для составления и чтения слогов и слов используются картонные ленты с напечатанными на них буквами или слогами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотного материала (рис. 1) (так называемые «окошечки»). Протаскивая поочередно ленты, дети составляют слоги или слова.
В первую очередь для составления обратных и прямых слогов используются ленты № 1 и № 2. (Буквы можно вписывать постепенно по мере их прохождения.) В конце первого периода обучения добавляется лента № 3, которая используется вместе с лентой № 2 для чтения слов типа мак. В конце первого и начале второго периода обучения добавляются еще две ленты (№ 4 и № 5), с помощью которых дети упражняются в чтении слов типа косы, кони, няня.
Для упражнения в чтении слогов готовится пособие, состоящее из прямоугольника, сделанного из плотного материала (примерно 40 × 30 см), с шестью расположенными вертикально кармашками для гласных букв по обеим сторонам и одним кармашком в центре для согласной буквы (рис. 2).