Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 757

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Опишем некоторые из используемых приемов.

1) Составление рассказа и ответы на вопросы.

Ребенку предлагается составить рассказ по сюжетной картине или по серии картин. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями («Почему? Зачем? Отчего?»).

Ребенку предлагается выслушать небольшой рассказ, а затем дать полные ответы на вопросы по тексту.

2) Задания на словоизменение.

а) употребление существительных в различных падежах. Ребенку предлагается отвечать на вопросы. При этом используются специально подобранные картинки.

«На кого смотрят дети?» (На слона, на льва, на лису, на обезьян, на уток, на лебедей.) «Кого кормит девочка?» (Кур и петуха.) «Чем девочка ест суп?» (Ложкой.) «Чем мальчик режет хлеб?» (Ножом.) «Чем покрыто тело кошки?» (Шерстью.) «Чем покрыто тело курицы?» (Перьями.) «Чем покрыт стол?» (Клеенкой, скатертью.) «За чем идут дети в лес?» (За ягодами, за цветами, за грибами, за желтыми листьями.)

б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал для обследования – картинки с изображением предметов или предметы.

Проверка организуется таким образом.

Ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. Затем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (Деревьев, кустов, елок, цветов, ягод, грибов, листьев и т.п.) Можно спросить: «Чего много в этой комнате?» (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).

Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1 – 2 ошибки на 10 – 12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа – ягодов, окнов и т.п. Большое количество неправильных ответов, особенно замена окончаний родительного падежа окончанием множественного числа именительного падежа (много окны, много лампы и т.п.), указывает на низкий уровень речевого развития.

в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

Логопед предлагает ребенку поиграть так: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты – столы, я скажу рука, а ты – руки». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования множественного числа примерно такой ряд: коза, глаза, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей. Количество допускаемых ошибок не должно превышать 2 – 3.

г) предложно-падежное управление.


Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ребенок 6 – 7 лет пользуется большим количеством простых предлогов, например: на, у, в, под, над, около, из, с , к, а также сложными предлогами из-под, из-за.

При обследовании ребенку предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (На коробке.) «А теперь?» (В коробке.) «Откуда я взяла карандаш?» (Из коробки.) «Откуда упал карандаш?» (Со стола.) «Где теперь карандаш?» (Под столом, под коробкой.) Ребенку предлагается достать карандаш, одновременно логопед задает вопрос: «Откуда ты достал карандаш?» (Из-под стола, из-под коробки.) Также проверяется наличие предлогов за (карандаш кладется за коробку) и из-за.

Неумение пользоваться только двумя предлогами из-под и из-за уже настораживает логопеда. Если же ребенок неправильно употребляет и ряд других предлогов, например, вместо со стола говорит из стола или вместо под коробкой – по коробке, - это является одним из показателей недостаточного речевого развития.

д) согласование прилагательных и числительных с существительными.

Ребенку предлагается отвечать примерно на такие вопросы: «Что это?» (Мячик.) «Какой он?» (Синий с красным, круглый, резиновый…) «Что это?» (Ваза.) «Какая она?» (Высокая, зеленая, прозрачная, стеклянная…) «Что это?» (Цветы.) «Какие они?» (Красивые, душистые, разноцветные, ароматные…)

Ребенку предлагается примерно такой текст:

В живом уголке жили колючий ежик и серенькая белочка. Дети сами ухаживали за колючим ежиком и серенькой белочкой. Они кормили колючего ежика и серенькую белочку. Дома дети рассказали маме о колючем ежике и серенькой белочке.

Затем ребенку задаются вопросы по тексту, на которые предлагается давать полные ответы.

Вопросы: «Кто жил в живом уголке? За кем ухаживали дети? Кого кормили дети? О ком дети рассказали маме?»

Облегченный вариант: в текст включается только одно словосочетание, т.е. или колючий ежик, или серенькая белочка.

Усложненный вариант: в текст включается числительное, например: В живом уголке жил колючий ежик и две серенькие белочки и т.п.

Детям предлагается согласовывать прилагательные и числительные один, два, много с существительными. Обследование проводится с помощью разноцветных предметов мужского и женского рода, например палочек и карандашей. Детям предъявляется определенное число предметов и предлагается отвечать на такие вопросы: «Что это?» (Красная палочка, синий карандаш, две красных палочки, много красных карандашей, одна синяя палочка и много синих карандашей.) «Что ты видишь?» (Красную палочку, два синих карандаша.) «Чем ты будешь рисовать?» (Черным карандашом, разноцветными карандашами.)


Облегченный вариант. Дети при ответах называют только числительные и существительные, т.е. дают такие ответы: «Я вижу два карандаша, много палочек». И т.д.

Можно предложить детям пересчет предметов, каждый раз называя существительное. Для пересчета подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительного падежа, например: огурец (огурцов), карандаш (карандашей). Ребенок производит пересчет так: один огурец, два огурца, пять огурцов. Аналогично из предметов женского рода могут быть взяты палочки и морковки, а из предметов среднего рода – яблоки.

Усложненный вариант. Детям предлагается при пересчете называть не только числительное и существительное, но и прилагательное, например: одна красная палочка, две красные палочки, пять красных палочек и т.п.

3) Словообразование.

а) образование уменьшительной формы существительных.

Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьшительной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.

б) образование прилагательных от существительных.

Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф, доска и т.п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой…» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.

Графа словарь.

На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены специальные задания:

а) назвать предметы по картинкам или по непосредственному восприятию (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка, беседка, клумба).

б) назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.

в) подобрать слова с противоположным значением к словам большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший. Слова можно включать в состав предложения: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?


г) назвать профессии: Кто работает на подъемном кране? Кто пишет книги? Кто воспитывает детей? Кто водит поезда? Кто выдает книги в библиотеке? Кто ухаживает за телятами? Кто доит коров? Кто разносит газеты, журналы?

Во всех случаях логопед записывает примеры ошибок.


План работы

На основании данных обследования, с учетом общего плана обучения (см. ниже), составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком.

В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях добиться правильного его произношения и первоначального закрепления на материале слогов, слов, несложных текстов.

Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.

Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.

Кроме того, при составлении плана работы необходимо учитывать общее развитие ребенка, его работоспособность.

Распорядок дня

Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой организации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Совмещение специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением общих программных требований, естественно, приводит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

В логопедических подготовительных к школе группах проводится ежедневно по четыре занятия по 35 минут каждое. Согласно специально разработанной сетке, логопед проводит одно-два фронтальных занятия ежедневно (только первое или первое и второе занятия).

После проведения фронтальных занятий логопед до 13 ч занимается с небольшими группами детей (4 – 6 человек). В подгруппы подбираются дети со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, а также на закрепление навыков чтения и письма, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется объединять в отдельные группы детей, недостаточность которых ограничивается фонематическим недоразвитием при достаточно высоком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими группами, логопед сосредоточивает свое внимание преимущественно на постановке и закреплении произношения звуков, развитии слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие группы объединяются дети, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т.е. с элементами общего недоразвития речи. Во время занятий с этими группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического строя речи. Таким группам следует отводить значительно больше времени, чем группам с фонематическим недоразвитием.