ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 757
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Опишем некоторые из используемых приемов.
1) Составление рассказа и ответы на вопросы.
Ребенку предлагается составить рассказ по сюжетной картине или по серии картин. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями («Почему? Зачем? Отчего?»).
Ребенку предлагается выслушать небольшой рассказ, а затем дать полные ответы на вопросы по тексту.
2) Задания на словоизменение.
а) употребление существительных в различных падежах. Ребенку предлагается отвечать на вопросы. При этом используются специально подобранные картинки.
«На кого смотрят дети?» (На слона, на льва, на лису, на обезьян, на уток, на лебедей.) «Кого кормит девочка?» (Кур и петуха.) «Чем девочка ест суп?» (Ложкой.) «Чем мальчик режет хлеб?» (Ножом.) «Чем покрыто тело кошки?» (Шерстью.) «Чем покрыто тело курицы?» (Перьями.) «Чем покрыт стол?» (Клеенкой, скатертью.) «За чем идут дети в лес?» (За ягодами, за цветами, за грибами, за желтыми листьями.)
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал для обследования – картинки с изображением предметов или предметы.
Проверка организуется таким образом.
Ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. Затем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (Деревьев, кустов, елок, цветов, ягод, грибов, листьев и т.п.) Можно спросить: «Чего много в этой комнате?» (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).
Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1 – 2 ошибки на 10 – 12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа – ягодов, окнов и т.п. Большое количество неправильных ответов, особенно замена окончаний родительного падежа окончанием множественного числа именительного падежа (много окны, много лампы и т.п.), указывает на низкий уровень речевого развития.
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное.
Логопед предлагает ребенку поиграть так: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты – столы, я скажу рука, а ты – руки». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования множественного числа примерно такой ряд: коза, глаза, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей. Количество допускаемых ошибок не должно превышать 2 – 3.
г) предложно-падежное управление.
Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ребенок 6 – 7 лет пользуется большим количеством простых предлогов, например: на, у, в, под, над, около, из, с , к, а также сложными предлогами из-под, из-за.
При обследовании ребенку предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (На коробке.) «А теперь?» (В коробке.) «Откуда я взяла карандаш?» (Из коробки.) «Откуда упал карандаш?» (Со стола.) «Где теперь карандаш?» (Под столом, под коробкой.) Ребенку предлагается достать карандаш, одновременно логопед задает вопрос: «Откуда ты достал карандаш?» (Из-под стола, из-под коробки.) Также проверяется наличие предлогов за (карандаш кладется за коробку) и из-за.
Неумение пользоваться только двумя предлогами из-под и из-за уже настораживает логопеда. Если же ребенок неправильно употребляет и ряд других предлогов, например, вместо со стола говорит из стола или вместо под коробкой – по коробке, - это является одним из показателей недостаточного речевого развития.
д) согласование прилагательных и числительных с существительными.
Ребенку предлагается отвечать примерно на такие вопросы: «Что это?» (Мячик.) «Какой он?» (Синий с красным, круглый, резиновый…) «Что это?» (Ваза.) «Какая она?» (Высокая, зеленая, прозрачная, стеклянная…) «Что это?» (Цветы.) «Какие они?» (Красивые, душистые, разноцветные, ароматные…)
Ребенку предлагается примерно такой текст:
В живом уголке жили колючий ежик и серенькая белочка. Дети сами ухаживали за колючим ежиком и серенькой белочкой. Они кормили колючего ежика и серенькую белочку. Дома дети рассказали маме о колючем ежике и серенькой белочке.
Затем ребенку задаются вопросы по тексту, на которые предлагается давать полные ответы.
Вопросы: «Кто жил в живом уголке? За кем ухаживали дети? Кого кормили дети? О ком дети рассказали маме?»
Облегченный вариант: в текст включается только одно словосочетание, т.е. или колючий ежик, или серенькая белочка.
Усложненный вариант: в текст включается числительное, например: В живом уголке жил колючий ежик и две серенькие белочки и т.п.
Детям предлагается согласовывать прилагательные и числительные один, два, много с существительными. Обследование проводится с помощью разноцветных предметов мужского и женского рода, например палочек и карандашей. Детям предъявляется определенное число предметов и предлагается отвечать на такие вопросы: «Что это?» (Красная палочка, синий карандаш, две красных палочки, много красных карандашей, одна синяя палочка и много синих карандашей.) «Что ты видишь?» (Красную палочку, два синих карандаша.) «Чем ты будешь рисовать?» (Черным карандашом, разноцветными карандашами.)
Облегченный вариант. Дети при ответах называют только числительные и существительные, т.е. дают такие ответы: «Я вижу два карандаша, много палочек». И т.д.
Можно предложить детям пересчет предметов, каждый раз называя существительное. Для пересчета подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительного падежа, например: огурец (огурцов), карандаш (карандашей). Ребенок производит пересчет так: один огурец, два огурца, пять огурцов. Аналогично из предметов женского рода могут быть взяты палочки и морковки, а из предметов среднего рода – яблоки.
Усложненный вариант. Детям предлагается при пересчете называть не только числительное и существительное, но и прилагательное, например: одна красная палочка, две красные палочки, пять красных палочек и т.п.
3) Словообразование.
а) образование уменьшительной формы существительных.
Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьшительной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковер, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
б) образование прилагательных от существительных.
Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф, доска и т.п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой…» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.
Графа словарь.
На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены специальные задания:
а) назвать предметы по картинкам или по непосредственному восприятию (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка, беседка, клумба).
б) назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.
в) подобрать слова с противоположным значением к словам большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший. Слова можно включать в состав предложения: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?
г) назвать профессии: Кто работает на подъемном кране? Кто пишет книги? Кто воспитывает детей? Кто водит поезда? Кто выдает книги в библиотеке? Кто ухаживает за телятами? Кто доит коров? Кто разносит газеты, журналы?
Во всех случаях логопед записывает примеры ошибок.
План работы
На основании данных обследования, с учетом общего плана обучения (см. ниже), составляются планы индивидуальной работы с каждым ребенком.
В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных занятиях добиться правильного его произношения и первоначального закрепления на материале слогов, слов, несложных текстов.
Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.
Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.
Кроме того, при составлении плана работы необходимо учитывать общее развитие ребенка, его работоспособность.
Распорядок дня
Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой организации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Совмещение специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением общих программных требований, естественно, приводит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.
В логопедических подготовительных к школе группах проводится ежедневно по четыре занятия по 35 минут каждое. Согласно специально разработанной сетке, логопед проводит одно-два фронтальных занятия ежедневно (только первое или первое и второе занятия).
После проведения фронтальных занятий логопед до 13 ч занимается с небольшими группами детей (4 – 6 человек). В подгруппы подбираются дети со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, целесообразно объединять детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, а также на закрепление навыков чтения и письма, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется объединять в отдельные группы детей, недостаточность которых ограничивается фонематическим недоразвитием при достаточно высоком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими группами, логопед сосредоточивает свое внимание преимущественно на постановке и закреплении произношения звуков, развитии слухового восприятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие группы объединяются дети, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т.е. с элементами общего недоразвития речи. Во время занятий с этими группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического строя речи. Таким группам следует отводить значительно больше времени, чем группам с фонематическим недоразвитием.