Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 723

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

На наборном полотне выставляются картинки, названия которых дети произносят правильно и где содержатся звуки к и х. Могут быть включены некоторые картинки, в названия которых не входят звуки к и х (лимон, пальто, вата и т.п.). Дети получают задание выбрать все картинки, в названиях которых имеется звук к или к’ (кот, конь, паук, каток, веник, маки, кит, венки и т.п.). Выбрав картинку, ребенок четко произносит слово, указывает – в начале или в конце слова есть звук к или к’ (из середины слова согласный звук детьми пока самостоятельно не выделяется).

Так же подбираются слова, содержащие звук х или х’ (мох, охотник, мухи, хата, мех, петухи и др.).

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

Логопед подбирает предложения, заканчивая которые (с помощью тех же предметных картинок) дети должны правильно, в нужной грамматической форме, употреблять знакомые слова. Примерные предложения: Рано утром громко запели… (петухи.) В паутину попались две… (мухи.) Вова любит своего… (коня.) Ласточка поймала… (муху.) И т.д.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

В связи с закреплением правильного произношения звуков к и х, кроме включенных в занятия, могут быть проведены следующие упражнения.

Добавление с помощью предметных картинок недостающего слова с последующим четким произнесением всего предложения. Внимание детей обращается на окончание и во множественном числе, например: Это муха, а это… (мухи.) Это утка, а это… (утки.) Это конь, а это… (кони.) Это петух, а это… (петухи.)

В связи с образованием множественного числа обращается внимание на слова окно – окна и несклоняемое существительное какао.

Проводя упражнение в образовании родительного падежа множественного числа, следует обратить внимание на слова конь, муха, окно, комната, конфета (коней, мух, окон, комнат, конфет), в которых дети могут допускать ошибки. Проводится уже упоминавшаяся игра «Чего не стало» и игра с мячом. Детям предлагается (с помощью картинок) заканчивать предложения типа: В колхозе много… (коней.) В квартире пять… (комнат.) Летом бывает много… (мух.) и т.п.


Шестая неделя обучения

Звук йот – одно занятие.

Звуки л’ – йот – два занятия.

Звук и буква ы – одно занятие.

Звуки ы – и – одно занятие.

Напомним, что здесь описываются лишь фронтальные занятия, в то же время постоянно имеется в виду, что предварительная работа по постановке и уточнению звуков и введению их в речь, а также по подготовке к обучению грамоте проводится в специально отведенное время. В подгруппы объединяются по четыре – шесть детей со схожими речевыми дефектами.

Подготовка к фронтальным занятиям предусматривает соответственное развитие детей до единого уровня. Фронтальные занятия являются как бы итоговыми. На них проверяются и закрепляются все полученные навыки. Однако общий план фронтальных занятий не исключает индивидуализации предъявляемых к детям требований.

На проводимых в этот период занятиях дети выполняют произносительные и связанные с ними грамматические и лексические упражнения. Кроме того, включаются упражнения, направленные на устный анализ и синтез прямых слогов типа СГ, состоящих из любых знакомых детям твердых согласных и гласных у, а, о (несколько позднее добавляется ы). Проводятся также упражнения с фишками и буквами. Научить детей легко читать прямые слоги без перебора букв является одной из основных задач при обучении чтению. К концу первого периода обучения эта задача должна быть в основном решена.

В описываемое время, кроме устного анализа и синтеза, проводятся различные упражнения в составлении и преобразовании прямых слогов с помощью фишек и букв, например, даются такие задания: «Выложите из квадратиков слог та (дети кладут черную и красную фишки) и «прочитайте».

Дети водят указками, синхронно «читая» слог та. Далее задаются примерно такие вопросы:«Если первый звук в этом слоге будет п, какой получится слог?» (Па.) «Если второй звук в слоге у, какой получится слог?» (Пу.) Слоги каждый раз «читаются».

Составление слогов из букв разрезной азбуки с последующим чтением. Например, детям предлагается сложить слоги му, па, ты, ко. Затем по требованию логопеда дети читают эти слоги вразбивку. Проводится и такое упражнение – детям предлагается положить согласную букву, например к, а затем гласную а (п и у; м и о и т.п.), а затем читать получившийся слог.

Ежедневно дети упражняются в чтении прямых слогов по таблице.


С помощью пособия «Окошечки» прямые слоги складываются и читаются детьми. («Поставьте в первое окошечко букву м, а во второе букву о и читайте. Поставьте во второе окошечко букву а и читайте». И т.д.)

При чтении слогов некоторые из них устно добавляются до слов: му (муха, мука, Мурка…); ко (Коля, кони, ком…); ту (туфли, тумба, туман…).

Своеобразно подбирается материал и строится занятие на звук йот.

Звук йот – мягкий согласный звук. При письме этот звук обозначается специальной буквой й только в нисходящих дифтонгах типа ай, ой (май, сарай, воробей). Что касается слогов и слов, начинающихся на звук йот, то на письме в этих случаях восходящие дифтонги, иначе говоря, слоги, состоящие из согласного йот и гласных э, а, о, у (йэ, йа, йо, йу), обозначаются буквами е, я, ë, ю.

На занятиях по произношению заранее поставленной йот отрабатывается как в прямых (иа, йэ, ио, иу), так и в обратных слогах (ай, ой, уй, эй, ий). По причине того, что произношение сочетаний звука йот с гласными в большинстве случаев не соответствует написанию (в слове яма четыре звука, но три буквы), в упражнение по звуковому анализу слоги и слова со звуком йот не включаются.

Планируя занятие, на котором происходит закрепление правильного произношения звука йот, логопед, кроме существительных, может включать значительное количество глаголов 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа, например: мою, моет, моем, моют и т.п.


Тема занятия: звук йот.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука йот в слогах, словах и предложениях; выделение гласных звуков из середины слова (повторение пройденного); закрепление навыка анализа и синтеза прямых слогов; чтение прямых слогов; изменение лица и числа глаголов настоящего времени.

Примерный ход занятия

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

1. Логопед предлагает детям поиграть в «загадки». Он вызывает к себе трех помощников (могут быть использованы куклы). Один из них (назовем его Ваней) садится отдельно, два других (назовем их Юлей и Томой) – рядом.

Затем логопед говорит: «Я буду что-то говорить, а вы угадайте, о ком сказала – о себе, о Ване или Юле и Томе».

Логопед называет ряд глаголов настоящего времени единственного и множественного числа 1-го или 3-го лица, например: спят…, спит…, гуляют…, лепит…, читаю…, пишут…, сидит… и т.п.

2. На следующем этапе логопед говорит: «Теперь я буду что-то говорить про себя, а вы должны сказать то же самое про Ваню или про Юлю и Тому». Логопед произносит примерно такое предложение: Я мою окно. Вызываемый ребенок должен сказать про Ваню – Ваня моет окно. Или про Юлю и Тому – Юля и Тома моют окно. Так же можно изменить следующие предложения: Я помогаю Вове. Я купаю маленькую Тому. Я катаю Юлю и т.п.

Эти упражнения можно варьировать: в группе, где имеются дети со значительным недоразвитием речи, изменяется только лицо глаголов (мою – моет) или только число (мою – моют).

IV. Физкультминутка.

Произнесение слогов ай, ой, йу (я, ë, ю), сопровождаемое движением рук вверх, в стороны, вниз.

V. Анализ и синтез прямого слога.

1. По просьбе логопеда отдельные дети, а затем все хором произносят какой-либо прямой слог, состоящий из одного из знакомых детям твердых согласных звуков и гласного у, а или о, например ку.

Затем логопед задает вопросы: «Сколько звуков мы сказали?» (Два.) «Какой первый звук?» (К.) «Какой второй?» (У.) «А вместе как надо сказать эти звуки?» (Ку.) «Какой в этом слоге согласный звук?» (К.) «А гласный?» (У.) Аналогично разбирается звуковой состав еще ряда слогов.


2. Логопед задает вопрос: «Если я скажу звуки т и о, как надо сказать их вместе?» (То.) «Значит, какие звуки в слоге то?». (Т и о.) С целью объединения звуков в слог даются и другие согласные и гласные звуки: м и у; п и а и др.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Письмо какого-либо слога.

Как видно из приведенного плана, на звуке йот внимание детей не фиксируется, не дается упражнений на сравнение звука йот с другими звуками и на анализ слов с этими звуками.

Планируя занятия на дифференциацию звуков л и йот, логопед, так же как и при закреплении произношения звука йот, избегает заданий на выделение этого звука из состава слова. При сравнении слов, содержащих звуки л’ и йот, внимание детей обращается на звук л’.

Так как звуки йот и л’ не выделяются из состава слов, в план занятия могут быть еще раз включены упражнения в закреплении всех полученных знаний, касающихся звукового состава слова. Правильное произнесение звуков л’ и йот дает возможность включить в материал занятий упражнения на подбор существительных к притяжательным местоимениям мой и моя.

Приведем примерный план занятия.