Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1260

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

задач.

При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления об оптимальной наполняемости групп при использовании автор- ских программ формирования произвольной регуляции и пространственных представлений [30] для де- тей разного возраста приведены в Приложении 6Б.

Мы считаем возможной и достаточно эффективной (при условии понимания семьей или воспи- тателем детского сада, группы ГПД, другими специалистами задач коррекционной работы и заинтере- сованности в ее результатах) еще одну форму деятельности психолога — так называемые консульта- тивно-коррекционные занятия. При такой форме работы родителю или другому заинтересованному ли- цу дается достаточно подробное описание занятий (их цели, последовательность, режимные моменты, способы выполнения и т.п.). В ряде случаев родители присутствуют на установочных занятиях специа- листа с ребенком. После этого в течение определенного специалистом промежутка времени занятия проводятся в домашних или иных условиях, а ребенок посещает специалиста лишь для выявления ди- намики изменения состояния и дальнейших рекомендаций (показа) по проведению занятий. Таким об- разом, сам коррекционный процесс осуществляется опосредованно, через другое лицо. Такая форма ра- боты оправдывает себя в случаях, если ребенок по каким-либо причинам не может регулярно посещать специалиста или слишком мал и быстро утомляется при поездках.

Безусловно огромную роль в эффективности такого вида работы играют не только социокуль- турный и образовательный уровень родителей, понимание ими коррекционных задач и высокая мотива- ция, но и возможность регулярного контакта с родителями, например в случае ухудшения состояния ребенка, а также определенная «технологичность» собственно коррекционной программы. Последнее дает возможность трансляции коррекционной технологии неспециалисту. Очевидно, что к этой форме работы необходимо подходить с большой осторожностью и учитывать определенные ограничения в ее применении. В первую очередь это относится к «внедрению» в эмоционально-личностную сферу ре- бенка.

Продолжительность и интенсивность (в режимном плане) в первую очередь определяется допус-
тимыми для конкретного ребенка или группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом (Приложение 6Б). В большинстве случаев оптимальными являются двухразовые занятия в неделю. Это не исключает и других режимов работы в других направлениях коррекции. При этом длительность всего цикла занятий определяется динамикой продвижения детей, хотя каждая программа имеет и свои «усредненные» по длительности нормативы. Руководствуясь принципом замещающего онтогенеза, важно понимать возможность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимо- сти. Этими «возвратами» и определяются отсутствие жестких сроков, относительная невозможность строгого следования коррекционному плану.

    1. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы

В этом разделе представлены, на наш взгляд, наиболее эффективные направления и, соответст- венно, отдельные развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти про- граммы в той или иной степени опираются на законы и принципы, приведенные в предыдущем подраз- деле и реализуют основной принцип принцип замещающего развития.


вич);

Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на следующие направления:

  1. Коррекционныепрограммы,основанныенанейропсихологическомподходе:

программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семено-


  • методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за про-

теканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

  1. Развивающе-коррекционныепрограммы,ориентированныенаформированиеигармонизациюбазовыхсоставляющихпсихического развития ребенка:

  • программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н.Я. Семаго);

  • программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я.Семаго);

  1. Системаразвивающе-коррекционнойработы,базирующаясянауровневомподходекаффек-тивнойрегуляции поведенияи сознания:

формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффек- тивной сферы по системе О.С. Никольской);

— символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ре- бенка.

Своей задачей авторы не ставили дать всеобъемлющие материалы по всем видам развивающей и коррекционной работы, которые могут быть использованы в практике психолога образования. Несо- мненно, следует отметить и наличие в арсенале психолога программ, ориентированных на симптомоло- гическую коррекцию, которая также может быть с успехом использована в отдельных случаях. Остают- ся «вне поля зрения» и различные виды психокоррекционной работы, такие как отдельные направления двигательной коррекции, телесно-ориентированные практики, различные виды сказкотерапии и т.п.

Мы считали необходимым показать принципиально новые направления и, соответственно, виды развивающих и коррекционных программ, основанные на новых подходах к диагностике и вытекающей из нее коррекции на базе особо значимых факторов развития ребенка, а также использование принципа

«интегративности» при построении специальной психологической работы с детьми с отклоняющимся развитием.

Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы пси- холога как в структуре дошкольных и школьных учреждений, так и в структуре образовательных цен- тров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти про- граммы могут быть также использованы психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня. В любом случае необходимо применять весь возможный спектр программ для развития и коррекции детей. Не- обходимо только помнить о том, что «время не ждет», с возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, возможности компенсации и коррекции уменьшаются. Эти «жесткие» условия определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, «функциональноемкие» и в то же время наиболее «экономичные» методы и технологии работы.

Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе


Нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурия) представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции психического развития ребенка.

Одной из таких систем является комплексная методика психомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович (Описание системы, основанной на нейропси- хологическом подходе, приводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции»

/Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998). В рамках этой системы два различных направления коррекционной работы: методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные ме- тоды, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, применяются в едином комплексе с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния.

Программакомплекснойнейропсихологическойкоррекциииреабилитации

Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что воз- действие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех ВПФ.

Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ
, в нача- ле коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создаю- щим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и «вы- страивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Та- ким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих про- цессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями (В данном аспекте методика психо- моторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по форми- рования произвольной регуляции психической активности).

Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Методика используется в адаптированном применительно к детскому возрасту варианте приемов базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней является представление об определенных этапах в развитии пространственно- временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

Уровень 1. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов»;

Уровень 2. «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;

Уровень 3. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».

Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а 3-го уровня — на формирование оптимального функ- ционального статуса передних
(префронтальных) отделов мозга.

Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный про- цесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время использования тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что определяется включением методов третьего уровня.

В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например первого уровня, с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве состав- ляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях практически полностью смыкаются с другими направле- ниями интегративной коррекционной работы.

Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недос- таточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к специалистам, проводящим кор- рекционную работу.

Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной) (Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания». — М.: ИНТОР, 1997)

Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа ориентирована на педагогов и психологов, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) и классах восстановительного обучения, а также подготовительных группах