ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1260
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
При этом наполняемость групп при каждом конкретном виде коррекционной работы должна быть обоснована. Наши представления об оптимальной наполняемости групп при использовании автор- ских программ формирования произвольной регуляции и пространственных представлений [30] для де- тей разного возраста приведены в Приложении 6Б.
Мы считаем возможной и достаточно эффективной (при условии понимания семьей или воспи- тателем детского сада, группы ГПД, другими специалистами задач коррекционной работы и заинтере- сованности в ее результатах) еще одну форму деятельности психолога — так называемые консульта- тивно-коррекционные занятия. При такой форме работы родителю или другому заинтересованному ли- цу дается достаточно подробное описание занятий (их цели, последовательность, режимные моменты, способы выполнения и т.п.). В ряде случаев родители присутствуют на установочных занятиях специа- листа с ребенком. После этого в течение определенного специалистом промежутка времени занятия проводятся в домашних или иных условиях, а ребенок посещает специалиста лишь для выявления ди- намики изменения состояния и дальнейших рекомендаций (показа) по проведению занятий. Таким об- разом, сам коррекционный процесс осуществляется опосредованно, через другое лицо. Такая форма ра- боты оправдывает себя в случаях, если ребенок по каким-либо причинам не может регулярно посещать специалиста или слишком мал и быстро утомляется при поездках.
Безусловно огромную роль в эффективности такого вида работы играют не только социокуль- турный и образовательный уровень родителей, понимание ими коррекционных задач и высокая мотива- ция, но и возможность регулярного контакта с родителями, например в случае ухудшения состояния ребенка, а также определенная «технологичность» собственно коррекционной программы. Последнее дает возможность трансляции коррекционной технологии неспециалисту. Очевидно, что к этой форме работы необходимо подходить с большой осторожностью и учитывать определенные ограничения в ее применении. В первую очередь это относится к «внедрению» в эмоционально-личностную сферу ре- бенка.
Продолжительность и интенсивность (в режимном плане) в первую очередь определяется допус-
тимыми для конкретного ребенка или группы детей нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом (Приложение 6Б). В большинстве случаев оптимальными являются двухразовые занятия в неделю. Это не исключает и других режимов работы в других направлениях коррекции. При этом длительность всего цикла занятий определяется динамикой продвижения детей, хотя каждая программа имеет и свои «усредненные» по длительности нормативы. Руководствуясь принципом замещающего онтогенеза, важно понимать возможность возврата на предыдущий этап работы в случае необходимо- сти. Этими «возвратами» и определяются отсутствие жестких сроков, относительная невозможность строгого следования коррекционному плану.
-
Основные направления современной развивающей и коррекционной работы
В этом разделе представлены, на наш взгляд, наиболее эффективные направления и, соответст- венно, отдельные развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение как в образовательных центрах, так и в школьной практике. Все эти про- граммы в той или иной степени опираются на законы и принципы, приведенные в предыдущем подраз- деле и реализуют основной принцип — принцип замещающего развития.
вич);
Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на следующие направления:
-
Коррекционныепрограммы,основанныенанейропсихологическомподходе:
— программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семено-
-
методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за про-
теканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
-
Развивающе-коррекционныепрограммы,ориентированныенаформированиеигармонизациюбазовыхсоставляющихпсихического развития ребенка:
-
программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н.Я. Семаго); -
программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я.Семаго);
-
Системаразвивающе-коррекционнойработы,базирующаясянауровневомподходекаффек-тивнойрегуляции поведенияи сознания:
— формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффек- тивной сферы по системе О.С. Никольской);
— символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ре- бенка.
Своей задачей авторы не ставили дать всеобъемлющие материалы по всем видам развивающей и коррекционной работы, которые могут быть использованы в практике психолога образования. Несо- мненно, следует отметить и наличие в арсенале психолога программ, ориентированных на симптомоло- гическую коррекцию, которая также может быть с успехом использована в отдельных случаях. Остают- ся «вне поля зрения» и различные виды психокоррекционной работы, такие как отдельные направления двигательной коррекции, телесно-ориентированные практики, различные виды сказкотерапии и т.п.
Мы считали необходимым показать принципиально новые направления и, соответственно, виды развивающих и коррекционных программ, основанные на новых подходах к диагностике и вытекающей из нее коррекции на базе особо значимых факторов развития ребенка, а также использование принципа
«интегративности» при построении специальной психологической работы с детьми с отклоняющимся развитием.
Все эти программы составляют основу технологий развивающей и коррекционной работы пси- холога как в структуре дошкольных и школьных учреждений, так и в структуре образовательных цен- тров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти про- граммы могут быть также использованы психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня. В любом случае необходимо применять весь возможный спектр программ для развития и коррекции детей. Не- обходимо только помнить о том, что «время не ждет», с возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, возможности компенсации и коррекции уменьшаются. Эти «жесткие» условия определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, «функциональноемкие» и в то же время наиболее «экономичные» методы и технологии работы.
Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе
Нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурия) представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции психического развития ребенка.
Одной из таких систем является комплексная методика психомоторной коррекции, созданная группой психологов под руководством А.В. Семенович (Описание системы, основанной на нейропси- хологическом подходе, приводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции»
/Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998). В рамках этой системы два различных направления коррекционной работы: методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные ме- тоды, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, применяются в едином комплексе с их последующей интеграцией и с учетом взаимодополняющего влияния.
Программакомплекснойнейропсихологическойкоррекциииреабилитации
Направление, в рамках которого была разработана данная программа, исходит из того, что воз- действие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех ВПФ.
Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ
, в нача- ле коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создаю- щим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и «вы- страивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Та- ким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих про- цессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями (В данном аспекте методика психо- моторной коррекции А.В. Семенович тесно смыкается с авторской программой Н.Я. Семаго по форми- рования произвольной регуляции психической активности).
Актуализация методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционной процесс должна проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Методика используется в адаптированном применительно к детскому возрасту варианте приемов базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней является представление об определенных этапах в развитии пространственно- временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.
Уровень 1. «Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов»;
Уровень 2. «Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;
Уровень 3. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».
Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а 3-го уровня — на формирование оптимального функ- ционального статуса передних
(префронтальных) отделов мозга.
Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный про- цесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время использования тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что определяется включением методов третьего уровня.
В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например первого уровня, с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве состав- ляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях практически полностью смыкаются с другими направле- ниями интегративной коррекционной работы.
Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недос- таточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к специалистам, проводящим кор- рекционную работу.
Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В Ахутиной) (Основы программы приводятся по методическому пособию Н.М. Пылаевой, Т.В. Ахутиной «Школа внимания». — М.: ИНТОР, 1997)
Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, нацеленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа ориентирована на педагогов и психологов, работающих в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) и классах восстановительного обучения, а также подготовительных группах