Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 752

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка и т.п.).

С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.

При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хоботком и растянуть их в улыбку.

При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким.

При выявлении подвижности мягкого неба – поднять и опустить (произношение звука а при широко открытом рте).

Графа произношение и различение звуков. Обследование характера произношения звуков целесообразно проводить по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.

При обследовании произношения выделяются следующие группы звуков:

Гласные (а, о, у, ы, и).

Свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т’ и д’.

Соноры (н, н’, м, м’, р, р’, л, л’ и йот).

Глухие и звонкие (парные) в мягком и твердом звучании (п – б, т – д, к – г, ф – в), с – з, ш – ж.

Взрывные и фрикативные (к – х).

При обследовании произношения каждой группы или пары звуков логопед отмечает: 1) как ребенок произносит звуки вне речи; 2) как ребенок пользуется звуками в речи; 3) как ребенок различает звуки.

Как ребенок произносит звуки вне речи.

Для выяснения этого вопроса ребенку предлагается произнести звук, прямой слог или простое по слоговому составу слово, начинающееся на проверяемый звук (а – Аня, са – сад). Проверка произношения звуков вне речи необходима для составления плана исправления (или воспитания) артикуляции звуков.

При обследовании произношения гласных звуков обращается внимание на звук ы. Это единственный звук из числа шести гласных русского языка, который часто произносится неправильно. Недостаточность при произнесении остальных гласных звуков обычно заключается в нечетком их произношении вследствие вялой артикуляции губ, языка, нижней челюсти.

Покажем, как проводится обследование, на примере шипящих и свистящих звуков.

При обследовании произношения согласных звуков ребенку предлагается произнести твердый звук с гласными а и у (са – сад, су – суп), мягкий звук с гласными и и у (си – Сима, Сю – сюда) и звук в обратном слоге (ас – ась).


В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.

Приведем несколько примеров записи (при обследовании) произнесения свистящих и шипящих звуков.

Звук произносит правильно:

с+

ш+

Звук отсутствует (заменяется более простым по артикуляции):

ш = с (СНОСКА: Черточка показывает, что данный звук произносится искаженно.), с = т, ц = т, ш = ф.

Оба звука произносятся одинаково (т.е. процесс дифференциации этих звуков еще не произошел):

2) Как ребенок пользуется звуками в речи.

Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне речи, логопед выясняет, как ребенок произносит эти звуки в самостоятельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить звуки вне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сходными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.

Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в самостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотворение и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает примеры произношения слов с проверяемыми звуками. Можно также предложить ребенку повторить предложение или небольшое стихотворение.

Приведем в виде примера несколько предложений и стихотворений, которые могут быть использованы при проверке произношения свистящих и шипящих звуков.

В результате проверки в карте появляются примерно такие записи: тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (солнышко); штарушка (старушка) и т.п.

3) Как ребенок различает звуки.

Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими – показатели недостаточного различения звуков.

Кроме того, логопед может использовать некоторые специальные приемы.

Повторение вслед за логопедом слогов с оппозиционными звуками, например: са – ша, ша – са, са – ша – са; ча – ща, ща – ча – ща и т.п. (при условии, что проверяемые звуки произносятся ребенком различно).


Логопед произносит ряд слогов, например: ас, аш, ащ, ас, ац, ас и т.д., ребенку предлагается поднимать руку, если он услышит в составе слога определенный звук (в данном примере звук с).

Аналогично можно предложить для сравнения слова, начинающиеся на определенный звук, например: сани, шапка, собака, щука, терка и т.п.

Более сложное задание, требующее от ребенка самостоятельного выделения звука (т.е. без опоры на слуховое восприятие) – это подбор с помощью предметных картинок слов, начинающихся на определенный звук. (Это задание дается только тем детям, которым доступно выделение звука из слова.) Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку даются картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шишки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля, цветы, цыпленок, зубы, замок, зонт (все картинки перемешиваются). Ребенок сам называет картинки и откладывает те, название которых, по его мнению, начинается на звук с.

Аналогичное задание может быть дано для различения какой-либо пары звуков.

Логопед записывает примеры ошибочных ответов.

В такой же последовательности, как это показано на примере обследования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа – соноры р, р’, л, л’, м, м’, н, н’, йот. Звуки н, н’, м и м’ редко подвергаются искажению, исключая межзубное произношение звуков н и н’, на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произносятся звуки н и м и достаточно ли мягко – звуки н’ и м’. С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т.е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге: ан – ан’. Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т.е. йа (я) и йу (ю) и в обратном слоге: ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что нередко затрудняет детей. С этой целью для повторения даются следующие слова и предложения: белье, перья, стулья; Лена пьет молоко; Коля и Петя – братья.

Произношение звуков р, р’, л, л’, которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Приведем примерный материал, который может быть при этом использован.

Повторение слогов, слов, предложений, текстов с оппозиционными звуками: например: ра – ря; ла – ра; ла – ра – ля и т.п.


р – р’: ракета, речка. В огороде растет репа и редиска. Проворная белка прыгает с дерева на деревою

р – л: рыболов, проволока. Тарелка упала и разбилась. Разыгрался толстый мяч, испугался старый грач.

р – л – р’ – л’: рояль, маляр, вертолет, пропеллер.

Следующая группа звуков – глухие и звонкие, т.е. звуки п – б; т – д; к – г; ф – в; с – з в твердом и мягком звучании и звуки ш – ж.

Факт искажения звуков с – с’, з – з’, ш, ж, т’ фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в редко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкнутых голосовых связок, то это фиксируется в карте. Иногда искаженно произносятся только мягкие звуки. Так, например, может быть боковое произношение к’ и г’; поэтому необходимо проверить произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звонкие звуки или только взрывные не произносятся вовсе – в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изолированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвончением. Поэтому следует тщательно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в составе речевого потока. При этом используются примерно такие предложения и тексты:

Кроме того, детям предлагается повторить слоги с парными звуками: па – ба, та – да – та, за – са и т.п.

Следует еще проверить, как произносится проторный звук х, и установить, нет ли смешений х со взрывным звуком к, что иногда наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

Приведем примерный материал, который можно использовать при выявлении недостатков произношения к и х:

У Коли болит ухо. Утенок покрыт пухом. На елке засох сук.

Мягкий снег, как пух,

Как рой белых мух,

Хлопьями валит,

Под ногой хрустит.

Для повторения даются слоги типа: ка – ха, ка – ха – кА.

Графа произношение слов сложного слогового состава.

У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т.е. дети часто искажают слова, опуская или переставляя слоги и звуки (например, лисипед вместо велосипед, мицаней вместо милиционер, таитита вместо строительство, деверо вместо дерево и т.п.), необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.


Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке зажглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик. Милиционер регулирует уличное движение. Мотоциклист едет на мотоцикле. Космонавт управляет космическим кораблем. Ткачиха ткет ткань.

Заполняя графу анализ звукового состава речи, чтение, письмо, логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:

а) выделение ударного гласного из начала слова. Это наиболее легкая форма анализа в норме доступна с 4 – 5 лет. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.

б) выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей старшего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно – они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть. Для выделения первого звука подбираются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т.п.

в) выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием.

г) выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука, луна, шары.

Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.

д) знание букв, чтение, письмо.

Графа грамматический строй речи.

У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состоянии речи ребенка.

В дальнейшем, в процессе живого общения с ребенком и наблюдений за ним, это первоначальное представление будет уточняться.