Файл: Notariat_i_notarialnaya_deyatelnost_Gongalo_B_M_i_dr_Uch_pos_2009_-656s.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2020
Просмотров: 9971
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Законодательство о юридических лицах в нотариальной практике
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
Глава 2. Сделки в нотариальной практике
§ 1. Договор продажи недвижимости
1. Понятие и элементы договора продажи недвижимости
2. Содержание договора продажи недвижимости
3. Особенности продажи жилых помещений
4. Обращение взыскания на предмет ипотеки и удовлетворение требований залогодержателя
5. Распределение суммы, вырученной от реализации предмета ипотеки
1. Понятие и элементы договора дарения
2. Содержание договора дарения
1. Общие положения о договоре ренты
2. Особенности отдельных договоров ренты
1. Понятие представительства и полномочия
2. Понятие и условия действительности доверенности
Глава 3. Наследственное право в нотариальной практике
§ 1. Общие основания наследования
§ 2. Удостоверение завещаний и наследование по завещанию
§ 5. Наследование отдельных видов имущества
Глава 4. Семейное право в нотариальной практике
§ 1. Общие положения о применении норм семейного права при осуществлении нотариальной деятельности
§ 3. Соглашения об уплате алиментов
Глава 5. Земельное право в нотариальной практике
О праве пожизненного наследуемого владения земельным участком
О праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
О праве ограниченного пользования земельным участком - (сервитуте)
О безвозмездном срочном пользовании земельным участком
О государственной регистрации прав на земельные участки
О приватизации земельных участков
§ 1. Земельный участок как объект прав
§ 2. Государственный кадастровый учет земельных участков
§ 3. Право частной собственности на земельные участки
§ 4. Ограниченные вещные права на земельные участки
§ 5. Договор купли-продажи земельного участка
§ 6. Договор мены земельных участков
§ 7. Договор аренды земельного участка
§ 8. Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
§ 9. Наследование земельных участков
Глава 6. Особенности совершения некоторых видов нотариальных действий
§ 1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
§ 2. Свидетельствование подлинности подписи на документах и свидетельствование верности перевода
§ 4. Передача заявлений юридических и физических лиц
§ 5. Совершение протестов векселей
§ 6. Совершение морских протестов
§ 7. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг
§ 8. Обеспечение доказательств
§ 9. Совершение исполнительных надписей
Глава 7. Международное частное право и нотариальная деятельность
Рекомендуемая литература (дополнительная)
§ 1. Общие правила совершения нотариальных действий по делам с иностранным элементом
1. Основные этапы нотариального производства по делам с иностранным элементом
Квалификация правовой ситуации с иностранным элементом
Применение материальных норм компетентного правопорядка
А. Установление содержания иностранного закона
Б. Препятствия для применения иностранного права
2. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве
Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц
Установление личности и дееспособности иностранного гражданина
А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности
Б. Установление дееспособности иностранного гражданина
А. Квалификация организаций как иностранной и установление ее тождества
Б. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя
3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве
А. Российские документы, представляемые за границей
Б. Иностранные документы, представляемые в России
§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике
Квалификация наследства как имеющего международный характер и определение компетенции нотариуса
Определение применимого права и сферы его действия
А. Определение применимого права
Б. Сфера действия применимого права
Урегулирование международного наследства
А. Принятие и отказ от наследства
Б. Передача активов наследства и управление наследством
В. Регулирование пассива наследства
Г. Прекращение режима имущественных отношений супругов и наследование
2. Имущественные отношения супругов в международном частном праве
1. Законный режим имущества супругов
А. Определение применимого права
Б. Сфера действия применимого права
2. Договорной режим имущества супругов
А. Возможность заключения брачного договора
Б. Определение применимого права
В. Сфера действия применимого права
Глава 8. Контроль за деятельностью нотариусов: правовые и этические аспекты
§ 2. Профессиональный контроль
§ 4. Уголовная ответственность нотариусов
§ 5. Административная ответственность нотариусов
§ 7. Правила нотариальной этики
§ 8. Дисциплинарная ответственность
Глава 9. Защита прав нотариуса в гражданском процессе
§ 1. Соотношение ГПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате. Некоторые общие правила ГПК РФ
§ 3. Доказательства и доказывание в гражданском процессе
§ 4. Модель поведения нотариуса в суде
§ 5. Основные правила обжалования судебных актов судов общей юрисдикции
§ 6. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
Глава 10. Особенности правового статуса нотариуса в уголовном судопроизводстве
§ 1. Соотношение норм УПК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате
§ 2. Порядок истребования документов из архива нотариуса
§ 3. Порядок производства выемки и обыска
§ 5. Проблемные вопросы допроса нотариуса
Пояснительная записка к Программе повышения квалификации для нотариусов
Программа повышения квалификации для нотариусов (72 часа)
Обязательный компонент (44 часа)
Региональный компонент (24 часа)
I. Основные подходы к построению работы по повышению квалификации
III. Совершенствование повышения квалификации нотариусов
IV. Организация проведения семинаров по повышению квалификации
VI. Предложения в проект федерального закона о нотариате
Методика и рекомендации по решению задач
Рекомендации по проведению тестирования
Пример тестов для итогового тестирования по теме "Сделки в нотариальной практике"
Таким образом, используя путь, предусмотренный дву- и многосторонними соглашениями России, нотариус не может обратиться за содействием в установлении содержания иностранного права напрямую к компетентным органам соответствующего государства. Первый обязательный этап - направление запроса в территориальное или центральное подразделение Минюста России и (или) МИД России*(108). Последние, исходя из собственных возможностей, могут либо дать ответ самостоятельно, либо передать просьбу в компетентный орган иностранного государства.
Параллельно с официальной процедурой или отдельно, нотариусам желательно использовать "неформальные" источники сведений об иностранном праве. В частности, за получением соответствующей информации и при согласии заинтересованных лиц нести необходимые расходы можно обращаться в консульства иностранных государств, представительства иностранных организаций, к компетентным научно-исследовательским организациям, российским и иностранным специалистам в соответствующих областях права иностранного государства. Нотариус может также обратиться с соответствующей просьбой к знакомым коллегам-нотариусам за рубежом или к коллективным органам нотариата в другом государстве. Латинский нотариат характеризует, помимо прочего, профессиональная солидарность нотариусов различных стран, и такое обращение может оказаться более действенным, чем иные традиционные средства.
Б. Препятствия для применения иностранного права
В ряде особых случаев применение норм компетентного иностранного права становится фактически или юридически невозможным. При этом происходит их замена на соответствующие положения российских материальных законов.
Применение к правоотношению с внешним элементом иностранного закона исключается в случаях, когда это материально или технически невозможно. Классический пример - невозможность установления содержания применимого иностранного права. Однако такая невозможность должна быть обоснована и может быть констатирована нотариусом только после того, как он предпринял все разумные меры для установления содержания иностранного права. Только после этого он может "подменить" иностранный закон российскими материальными нормами, регулирующими сходные отношения в России (п. 3 ст. 1191 ГК РФ).
Иностранный закон, выбранный на основе российской коллизионной нормы, может содержать положения, которые противоречат основополагающим социальным и правовым концепциям в России (ст. 1193 ГК РФ). В этом случае соответствующие материальные нормы иностранного права отбрасываются как нарушающие российский публичный порядок.
Публичный порядок (основы правопорядка) - оценочная категория, наполнение которой содержанием зависит от конкретных обстоятельств места и времени. Следует учитывать, что она очень подвижна и развивается вместе с национальным позитивным правом и судебной практикой. На сегодняшний день безусловным основанием для отказа в применении иностранного права является угроза суверенитету и (или) безопасности Российской Федерации, возможность нарушения основных прав и свобод или основ конституционного строя в Российской Федерации (гл. 1, 2 Конституции РФ).
Иногда публичный порядок может иметь сглаженный эффект. Публичный порядок может не нарушаться признанием в Российской Федерации последствий субъективных прав, приобретенных за рубежом в случаях, когда само их приобретение в России ему противоречит.
2. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве
Особенности правового положения иностранных граждан и организаций на территории Российской Федерации проистекают из факта их одновременного подчинения двум национальным правопорядкам: государства гражданства или происхождения (иностранный правопорядок) и государства места нахождения или деятельности (российский правопорядок). Их соотношение в регулировании статуса иностранных субъектов далеко не всегда однозначно и порождает значительное количество практических проблем.
Основной принцип заключается в распространении на иностранных лиц национального правового режима. Последний предполагает, что иностранцы пользуются в Российской Федерации такими же правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 1196 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ)*(109). В отношении иностранных организаций в сфере торговых отношений международными договорами Российской Федерации может предусматриваться также режим наибольшего благоприятствования*(110). Кроме того, в исключительных случаях Правительство РФ может установить ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан иностранного государства, ограничившего права российских лиц (ст. 1194 ГК РФ). Здесь можно говорить об ограниченном правовом режиме для иностранцев.
Помимо правосубъектности иностранных лиц, участвующих в нотариальном производстве, первый вопрос, возникающий перед нотариусом - это вопрос о собственной компетенции.
Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц
Нотариус обязан соблюдать правила территориальной и предметной компетенции, установленные во внутреннем законодательстве и международных договорах. Это касается и тех случаев, когда компетенция нотариуса вступает в конфликт с полномочиями консула иностранного государства, имеющим право совершения определенных нотариальных действий в соответствии с международными договорами и своим национальным законодательством.
Иностранные граждане и организации без всяких ограничений могут обращаться за совершением нотариальных действий на территории России к компетентному российскому нотариусу, так как a priori они обладают равной с российскими лицами гражданской правосубъектностью. Поэтому российский нотариус не вправе отказать иностранному гражданину в совершении нотариального действия, когда соответствующей компетенцией обладает также консул государства, гражданство которого имеет заинтересованное лицо. Только самому заинтересованному лицу принадлежит право выбора между консулом государства его гражданства или происхождения и местным нотариусом. В то же время, когда наступление правовых последствий, совершаемых нотариальных действий, предполагается в основном за рубежом, нотариусу необходимо разъяснять заинтересованным иностранным гражданам или представителю иностранной организации предпочтительность их совершения у консула соответствующего государства, так как это упростит дальнейшее признание таких актов в стране действия в силу:
1) отсутствия требований о легализации;
2) совершения в форме, предусмотренной национальным законодательством.
Установление личности и дееспособности иностранного гражданина
Так же как в отношении российских граждан, участвующих в нотариальном производстве, основной вопрос, с которым сталкивается нотариус, - это установление дееспособности иностранного гражданина. Однако, в отличие от субъектов внутреннего права, проверка дееспособности иностранного гражданина имеет особенности, так как в большинстве случаев связана с применением материальных норм иностранного права. При этом нотариус, прежде чем переходить к вопросу о наличии дееспособности у заинтересованного лица, должен квалифицировать его именно как иностранного гражданина, а также установить его личность. Схематично деятельность нотариуса выглядит следующим образом*(111):
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Квалификация лица как иностранного гражданина │
└──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
▼
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Установление личности иностранного гражданина │
└──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘
▼
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Проверка дееспособности иностранного гражданина │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности
Квалификация нотариусом физического лица, участвующего в нотариальном производстве в качестве стороны или иного заинтересованного лица, как иностранного гражданина должна осуществляться в соответствии с российским законом. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Аналогичное определение содержится также в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации"*(112). Таким образом, для достоверного вывода о наличии у физического лица качества иностранного гражданина нотариус должен убедиться в двух обстоятельствах:
во-первых, в отсутствии у него российского гражданства и,
во-вторых, в наличии гражданства иностранного государства.
Как следует из текста закона, обязанность доказать факт наличия иностранного гражданства возлагается на само заинтересованное лицо. Роль нотариуса заключается в оценке представленных материалов и проверке содержащихся в них сведений в случае появления сомнений в их достоверности.
Необходимо учитывать, что подтверждение достоверными доказательствами иностранного гражданства (подданства) физического лица еще не исключает возможность того, что оно обладает одновременно российским гражданством (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ). Лица с двойным гражданством, одно из которых - российское, рассматриваются на территории нашего государства исключительно как граждане России и, следовательно, их личным законом будут материальные нормы российского законодательства (п. 2 ст. 1195 ГК РФ).
В подтверждение иностранного гражданства (подданства) могут быть представлены официальные документы, выданные компетентными органами иностранного государства, из которых прямо следует гражданство лица. Как правило, таким документом является паспорт иностранного гражданина, включая дипломатический паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). В случае невозможности представления паспорта иностранного гражданина по объективным причинам (несовершеннолетние дети, утрата, нахождение на оформлении в иных органах и т.д.) для подтверждения иностранного гражданства могут быть также использованы иные документы, в частности:
1) свидетельство о гражданстве (certificat de nationalitй, certificate of nationality), выдаваемое консульствами соответствующих иностранных государств на территории Российской Федерации;
2) справки и свидетельства иных органов иностранного государства, ведающих вопросами гражданства (полиция, министерство иностранных дел);
3) свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве и др.
Не являются документами, подтверждающими иностранное гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выдаваемые территориальными органами внутренних дел иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Хотя данные документы содержат указание на иностранное гражданство правообладателя (п. 7 ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), тем не менее они не могут быть положены в основание вывода об иностранном гражданстве лица, так как являются производными и выдаются органами государственной власти РФ, которые некомпетентны решать вопросы гражданства в соответствующем иностранном государстве. В то же время данные акты могут использоваться нотариусом дополнительно к основным документам, удостоверяющим иностранное гражданство лица. Не имеют никакого значения для целей подтверждения иностранного гражданства в нотариальном производстве такие документы, как миграционная карта иностранного гражданина, дипломатические, служебные или консульские карты.
Одновременно с проверкой сведений об иностранном гражданстве нотариус должен, по общему правилу, установить личность обратившегося к нему гражданина (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате). Установление личности иностранного гражданина означает установление факта его личного обращения к нотариусу за совершением нотариального действия под собственным именем. Личность иностранного гражданина устанавливается на основании документов, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан" и исключающих любые сомнения относительно его личности. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России, является его паспорт (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Личность иностранного гражданина может быть также установлена на основании иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым международным договором Российской Федерации в таком качестве. Ни при каких обстоятельствах личность иностранного гражданина в нотариальном производстве не может подтверждаться только на основании административных документов, опосредующих законность его пребывания на территории Российской Федерации (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, дипломатическая, консульская или служебная карта).
Если содержащиеся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, сведения вызывают у нотариуса сомнения, рекомендуется совершение нотариального действия отложить, предложив заинтересованному лицу представить дополнительные документы, устраняющие возникшие сомнения. Источником дополнительных сведений чаще всего являются документы, полученные от консульских и (или) дипломатических представительств иностранного государства. Вполне приемлемым документом, устраняющим возможные сомнения в личности иностранного гражданина, является удостоверение компетентного должностного лица консульства, в котором он либо свидетельствует достоверность сведений первоначального документа, либо восполняет его. Возможна также ситуация, когда выдается новый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (временный паспорт). В любом случае нотариусу рекомендуется лично связаться с консульством для установления компетентного должностного лица и подтверждения факта обращения к нему иностранного гражданина - участника нотариального производства.
Нотариусам рекомендуется оставлять в своих делах копии всех документов, представленных заинтересованными лицами для подтверждения их иностранного гражданства и личности, внося реквизиты наиболее важных из них (паспорт, свидетельство о гражданстве, свидетельство о рождении) в Реестр нотариальных действий.