ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1301
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игро- вой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджер- су и некоторые стратегии поведенческой терапии, например по И. Вольпе.
Тем не менее символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии [23]. В символдраме, таким образом, успешно со- единились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник.
Необходимость и эффективность применения этого подхода определяется тем, что психотера- певтические методики работы с детьми и подростками ориентируются прежде всего на различные игро- вые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнооб- разную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.
Тем не менее в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой — с определенными психическими структурами.
В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффектив- ность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается
нераскрытой глубинная, бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсозна- тельные конфликты и страхи.
Хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми прежде всего в возрасте примерно от 8-ми лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с дисгармоническим развитием различного типа. Именно в этих случаях хорошо себя зарекомендовала психологическая коррекция по методу символдрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учиты- вая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.
Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, ко- гда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психокоррекционной работы.
Инструментальной основой метода являются так называемые «стандартные мотивы».
Краткоеописаниестандартныхмотивов
Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной ра- боты. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и в то же время обладают наиболее сильным психотерапевтическим эф- фектом.
В качестве основных мотивов для детей и подростков X. Лёйнер [20] предлагает следующие:
-
лугкак исходный образ каждого психотерапевтического сеанса; -
подъемвгору,чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; -
следованиевдольручьявверх или вниз по течению; - 1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 55
обследование дома;
встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в ре- альном- или символическом обличий (в образе животного, дерева и т. п.);
наблюдениеопушкилеса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
лодка,появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символиче- ское существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.
Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три сле- дующих дополнительных мотива:
-
наблюдение и установление контакта с семьейживотныхс целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; -
получение во владение наделаземли,чтобы что-нибудь на нем построить или возделать его; -
представление себя примерно на 10лет старше.
Для подростков можно предложить также мотив собственнаямашина или мотоцикл.
Кроме того, для диагностической оценки состояния ребенка особенно эффективными оказались следующие мотивы:
— дерево;
-
три дерева;
-
цветок.
В определенных случаях используются специфические мотивы:
— представление реальнойситуации в школе или дома;
— воспоминания из прошлого опыта;
-
представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение ее развития в «снови- дении наяву» под контролем психотерапевта; -
интроспекция внутренностей тела (путешествие в глубь своего тела); -
представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, напри- мер игрушек,любимой куклы,,плюшевого мишкиили другоймягкойигрушки.
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического при- менения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной про- блематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных типов отклоняющегося развития, патологических симптомов.
Как показывает опыт, стиль и технику ведения символдрамы можно освоить только в ходе спе- циальных обучающих семинаров. В таких семинарах участники разбиваются на пары или тройки и по- переменно меняются ролями: один становится клиентом, другой психотерапевтом, получая от партнера обратную связь: какое впечатление производит его стиль ведения. Все это контролируется и анализиру- ется преподавателем, который ведет семинар. В то же время своими впечатлениями делится вся группа.
Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование ребенком пережитого им образа. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет косвенно отражает аффективную сферу, эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противо- положных переживаний. Поэтому при анализе рисунка важно расспросить ребенка, какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.
Символика цвета определяется одновременно множеством факторов, как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое собы- тие жизни ребенка, вплоть до актуальной ситуации, в которой находится
он сейчас.
Учитывая многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка, образа. Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем будет либо по- вышаться, либо понижаться в ходе интерпретации других рисунков, образов и сновидений, а также ана- лиза истории жизни и актуальной личностной ситуации. Как правило, проблема или внутренний кон- фликт отражаются в разных формах почти в каждом образе и рисунке ребенка. Это позволяет специали- сту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании сово- купности образов и рисунков.
Лучше всего применение метода символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фо- биями (страхами). При этом эффективным оказалось постепенное, пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.
Противопоказаниядляприменениясимволдрамы
Явных противопоказаний для применения метода в случае эмоционально обусловленных девиа- ций поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии, поэто- му возможные несформированности, отклонения поддаются коррекции. Однако в тех случаях, когда выраженность отклоняющегося развития ребенка требует в первую очередь вмешательства врача, пси- хологическая коррекционная работа отступает на второй план и возможна только после необходимых лечебных мероприятий и по согласованию с лечащим врачом.
Возрастныепоказанияиограничения
Как показывает опыт, дети до 6-7 лет особенно сильно подвержены воздействию образов и вы- зываемых ими эмоций. Этот период сравнивают даже с возрастом фантазий или возрастом сказок, в ко- тором неразрывно связаны образное мышление, эмоциональные переживания и телесные ощущения и реакции. Представление ярких образов может быть связано для ребенка в этом возрасте с переживанием сильных страхов, нарушением сна и другими негативными явлениями. Фантазии могут проявляться на-