ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1294
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
— и детского психиатра, отслеживание динамики развития нейропсихологом (с обязательным предва- рительным анализом особенностей корково-подкорковых взаимодействий, характера латерализации). Логопедическую коррекционную работу на начальных этапах помощи ребенку можно считать нецеле- сообразной как в силу крайне низкой ее результативности вследствие выраженной регуляторной незре- лости, так и вследствие специфических особенностей функциональной организации мозговой деятель- ности. Именно последним фактором объясняется также и необходимость чрезвычайно осторожного подхода к назначению лекарственных препаратов.
Прогноз развития тем благоприятнее, чем раньше начата специфическая коррекционная работа под наблюдением врача. В запущенных случаях или когда работа начинается после 8-9 лет, возможна девиация развития в сторону группы асинхронного развития (дисгармоничное развитие экстра- пунитивного типа). В этих случаях большое значение имеет представленность и выраженность таких отягощающих развитие ребенка факторов, как атипичность развития, неблагоприятная социально- педагогическая ситуация развития и неадекватная коррекционная работа (например, только массивная психотерапия без медикаментозной поддержки и т.п.).
Основными диагнозами являются: «органический инфантилизм», «синдром гиперактивности и дефицита внимания», «минимальная мозговая дисфункция», «гиперкинетические расстройства» — (F90) (МКБ-10). Могут также наблюдаться такие специфические формы речевых нарушений, как повы- шение темпа речи — «тахилалия» (по МКБ-10 «речь взахлеб» — F98.6).
Ведущим специалистом для данного типа отклоняющегося развития следует считать психолога со знанием нейропсихологии или с нейропсихологической специализацией. При выраженных невроло- гических
нарушениях ведущим специалистом может быть врач-невролог или психиатр.
Категория детей с парциальной несформированностью ВПФ преимущественно вербального ивербалъно-логического компонента является наиболее представленной в работе психолога образова- ния. Как правило, причиной обращения служат не трудности организации поведения ребенка в дошкольных или школьных образовательных учреждениях или дома, а трудности овладения со- ответствующим программным материалом. Чаще всего эти дети уже в дошкольном возрасте обра-
щают на себя внимание так называемой «задержкой речевого развития» и с большой долей вероятности попадают под наблюдение логопеда или направляются в специализированные логопедические сады (группы). Однако у определенной части детей речевое недоразвитие остается некомпенсированным.
Дети, как правило, имеют невысокую речевую активность, сопровождающуюся и спецификой развития, в первую очередь, крупной моторики. Они неловки и неуклюжи. Темп деятельности часто бывает невысоким, а на фоне утомления целенаправленность деятельности снижается. Среди особенно- стей развития когнитивной сферы следует отметить значительно более успешное выполнение заданий невербального характера (порой превышающее средневозрастные показатели) по сравнению с зада- ниями вербального и вербально-логического плана. Затруднено понимание сложных речевых конструк- ций, все виды словообразования, активный словарь невелик, затруднен поиск обобщающих слов. В речи часто встречаются смысловые замены (вербальные парафазии), затруднено понимание сложных про- странственных, пространственно-временных, причинно-следственных лингвистических конструкций. Дети могут проявлять неуверенность в себе, тревожность, по-видимому, компенсаторно обусловленные сложившимся стереотипом неуспешности. Именно у этих детей часто проявляются невротические зна- ки (тики, энурез, заикание и т.п.). С точки зрения специфики профиля функциональной ассиметрии при этом варианте отклоняющегося развития чаще всего встречается смешанная или неустоявшаяся латера-
лизация, то есть знаки атипичного развития.
В соматическом отношении дети этой категории также довольно неблагополучны: в анамнезе часто отмечается наличие аллергических реакций, дизбактериозы кишечника, проявления респиратор- ного аллергоза (в частности, бронхиальной астмы), а также выраженное своеобразие последователь- ности развития двигательных навыков до года, обусловленное, как правило, неврологическими причи- нами.
С точки зрения специфики формирования базовых предпосылок (составляющих) психического развития описываемый тип характеризуется, в первую очередь выраженной несформированностью про- странственных представлений. Причем, если в случае парциальной несформированности ВПФ пре- имущественно регуляторного компонента деятельности (предыдущий описанный тип) мы также гово- рили о несформированности вербального звена, то при порой кажущейся сходной картине речевых про- блем у детей данной категории наблюдается несформированность даже наиболее простых уровней ов- ладения пространством. В некоторых случаях можно говорить даже о несформированности схемы тела и лица уже в вертикальной плоскости: на уровне «выше — ниже» (см. раздел 3.3.3.), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
То есть можно говорить о том, что несформированными являются метрические и координатные представления. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются
«в дефиците», недосформированными. Как мы уже говорили, это вероятнее всего может иметь тесную связь со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития в онтоге- незе вследствие нарушения нейробиологического функционирования ЦНС.
При этом уровни базальной аффективной регуляции эмоций и формирование произвольных ме- ханизмов деятельности могут отставать во времени, не совпадать с онтогенетической программой раз- вития в целом и иметь ту или иную неярко выраженную специфику. Примером развития этих базовых составляющих могут служить описанные выше трудности регуляции собственного поведения на фоне
утомления или в стрессогенной ситуации. Особенности аффективно-эмоционального развития (робость, боязливость, неуверенность в сложных ситуациях) могут свидетельствовать о невыраженной гипо- функции 3-го, 4-го уровней.
Из вышеизложенного следует, что основным направлением развивающей или коррекционной работы должно стать формирование пространственных представлений в соответствии с принципом за- мещающего онтогенеза, то есть выстраивание пространственных представлений, начиная с самых эле- ментарных уровней работы с телом. Безусловно, таким детям показана и моторная коррекция, основан- ная на нейропсихологическом подходе (и, соответственно, отслеживание динамики этой работы спе- циалистом с нейропси-хологической специализацией). И только по достижении определенной динами- ки развития рекомендуется подключение собственно логопедической работы (Такая последователь- ность проведения коррекционных мероприятий возможна лишь в случае работы с детьми младшего
дошкольного возраста, когда имеется достаточный запас времени. При работе с детьми более старшего возраста необходимо говорить о параллельном проведении психологических и логопедических коррек- ционных занятий). Кроме того, предполагается работа по гармонизации уровней аффективной регуля- ции, в основном в рамках специально выстроенной программы групповой (игровой) психотерапии.
Значительная представленность в этой группе детей со специфическими особенностями непо- средственно функциональной организации мозговой деятельности (неустоявшаяся или смешанная лате- рализация, семейное или латентное левшество, иные знаки атипичного развития) требует чрезвычайно осторожного подхода к применению лекарственных препаратов и медикаментозной терапии в целом.
Прогноз развития детей представляется благоприятным в том случае, когда правильно построен
«сценарий» работы (адекватная последовательность подключения специалистов в работу с ребенком), а
сама работа начинается относительно рано, то есть создается прочная основа для овладения соответст- вующими образовательными программами. Очень важным фактором безусловно является общий эмо- циональный фон.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможна девиация развития по двум направлени-
ям:
-
Нарастание с возрастом проблем, связанных с недостаточностью операциональной стороны
мыслительной деятельности, гностических функций, в особенности фонематического восприятия, мне- стических функций. Утяжеляет ситуацию и недостаточное в сравнении с условно нормативными воз- растными показателями формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Все это обусловливает все большее рассогласование между условно нормативными возрастными параметрами и показателями развития высших форм логического мышления ребенка, то есть фактически определяет утяжеление состояния до парциальной несформированности смешанного типа, а в некоторых случаях возможна дальнейшая девиация состояния в сторону социально обусловленных форм тотального недо- развития — олигофреноподобного синдрома.
-
Девиация состояния в сторону группы асинхронного развития (различные варианты дисгармо- ничного развития), то есть нарастание поведенческих реакций вплоть до патохарактерологических ре- акций, которые вначале носят компенсаторный характер, а в более старшем возрасте приводят к пато- логическому формированию личности в целом.
Основными являются: в первую очередь — логопедический диагноз (преимущественно «общее недоразвитие речи» различной степени выраженности); медицинский диагноз — «задержка психорече- вого развития на резидуально-органическом фоне». В школьном возрасте этим детям ставятся такие ди- агнозы, как «дисграфия и/или дислексия на фоне некомпенсированного общего недоразвития речи». Кроме того, часто неврологами диагностируется неврозоподобный синдром (его астенический или ас- тено-невротический варианты). В соответствии с современной классификацией психических рас- стройств детского возраста (МКБ-10) могут быть