ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1287
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
В системе развивающей и коррекционной работы с этой категорией детей приоритетны про- граммы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О. С. Никольской). Помимо чисто психотерапевтической помощи эффективна программа по формированию произвольной регуля- ции (в своем развивающем варианте), а также моторная коррекция, основанная на нейропсихологиче- ском подходе. В ряде случаев показана родительско-детская психотерапия (индивидуальная и/или групповая). В случае соматических заболеваний безусловно необходимо наблюдение у профильного врача.
При анализе прогноза детей с неравномерно задержанным типом развития очевидна его неодно- значность: в отношении формирования так называемого когнитивного звена ВПФ он вполне благопо- лучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом ве- лика вероятность формирования вариантов дисгармонического развития личности (девиации); при на- личии более или менее выраженных соматических проблем — варианта интрапунитивного дисгармо- нического развития ребенка
по психосоматическому типу (см. далее).
Среди диагнозов других специалистов: «ММД», «ЗПР соматогенного или конституционального генеза», «аффективная неустойчивость», «дети группы риска по нарушению формирования школьных навыков» - иногда присутствует и логопедический диагноз: «функциональная дислалия».
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 55
Парциальная несформированность высших психических функций
Другая подгруппа «недостаточного развития», получившая название «парциальная несформи-рованность высших психических функций», имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с под- группой, описанной в предыдущем разделе.
С самого начала следует признать, что многие психологи и психиатры широко используют тер- мин «парциальность» для характеристики неравномерности развития тех или иных сторон психической деятельности. Наиболее обстоятельно эти вопросы изложены в работе Д.Н. Исаева [11].
В своей трактовке этого понятия мы вслед за многими исследователями подчеркиваем мозаич- ность, «парциальность» незрелости отдельных сторон психического развития ребенка. Наиболее прин- ципиальное, основное отличие детей данной подгруппы от детей с различными типами задержанного
развития заключается в том, что в данном случае ни в коей мере нельзя говорить лишь о задержке раз- вития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей этой категории идет принципиальноиным путем, чем развитие детей с истинной задержкой психического развития. Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают расходиться на протяжении всего дошколь- ного детства, а если не принимать серьезных специфических мер помощи, это расхождение продолжит- ся и в младшем школьном возрасте. Эти дети «не догоняют» своих сверстников ни к 9-11 годам, ни да- же позднее. В дальнейшем признаки несформированности когнитивного звена ВПФ «маскируются» особенностями эмоционально-личностного развития, которые и квалифицируются позже как иные ва- рианты дизонтогенеза (например, различные виды дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях — как тотальное недоразвитие).
Направление развития этой группы детей характеризуется не только количественно отличными от истинной задержки показателями, что отмечается некоторыми исследователями, работающими ис-
ключительно в области феноменологической оценки, но и качественно иной структурой особенностей составляющих психической деятельности ребенка. Развитие этой категории детей проходит в большин- стве случаев, не сходясь и не пересекаясь с «генеральной линией развития».
Качественные отличия в первую очередь касаются сформированности базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности. Иногда даже в ситуации массированного коррекционного воздействия с привлечением самых разнообразных специалистов, медикаментозной поддержки можно говорить, как правило, всего лишь о некоторой компенсации в развитии высших психических функций,
«приближении» развития ребенка к «социально-психологическому нормативу». Поэтому, с нашей точ- ки зрения, этот вариант отклоняющегося развития не может быть отнесен к «задержанному разви- тию», поскольку не отвечает основным критериям понятия «временная темповая задержка психическо- го развития».
Одним из основных важных диагностических выводов при таком подходе является необходи- мость с помощью опроса родителей (сбор психологического анамнеза), наблюдения за ребенком и со- ответствующих диагностических процедур определить, на каком возрастном этапе вероятнее всего про- изошел «сбой» программы развития. Это является одной из отправных точек, определяющих построе- ние адекватных коррекционных программ в соответствии с принципом замещающего развития (заме- щающего онтогенеза — по А.В. Семенович).
В свою очередь, подгруппа «парциальная несформированность ВПФ» может быть разделена на следующие типы:
-
с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; -
с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонен-
та;
— с несформированностью смешанного типа.
Как с диагностических, так и с коррекционных позиций подобное «разведение» отражает специ-
фику проблем детей и определяет приоритетное направление того или иного вида психологической коррекционной работы и участия других специалистов в помощи ребенку.
ПарциальнаянесформированностьВПФпреимущественнорегуляторногокомпонентаха- рактеризуется в первую очередь импульсивностью в поведении, чаще двигательной и речевой растор- моженностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития в целом соответствуют воз- расту. Помимо импульсивности в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение ребенка становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выра- женные игровые интересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно критичны. Отличительной чертой развития познавательной сферы является несформированность именно произвольности ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внеш- ней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения положительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитываться не только в развивающей или коррек-
ционной работе, но и при проведении диагностического исследования.
Как и для некоторых других выделяемых типов отклоняющегося развития, наличие знаков ати- пичного развития (специфичности формирования как корково-подкорковых процессов, так и индивиду- ального профиля функциональной ассиметрии) является отягощающим фактором, часто определяющим не только прогноз дальнейшего развития ребенка, но и последовательность включения и специфику различных коррекционных мероприятий.
Общая структура (профиль) и пропорции несформированности отдельных базовых составляю- щих неравномерен, среди последних следует отметить в первую очередь несформированность произ- вольной регуляции психической активности, начиная с трудностей удержания двигательной программы (жестко заданной последовательности двигательных актов), а часто и с произвольной регуляции силы мышечного тонуса (см. раздел 1.3.1).
Формирование пространственных представлений страдает преимущественно на уровне вербаль- ных представлений, что влечет за собой в том числе и трудности понимания отдельных пространствен- ных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.
Что касается уровневой аффективной организации как одной из базовых составляющих, при данном типе дизонтогенеза наблюдается, как правило, искажение пропорций базальной системы за счет 3-го уровня аффективной организации (чаще по типу гиперфункции уровня, реже наблюдается гипо- функция). Следует подчеркнуть, что эта диспропорция значительно менее выражена, чем в случае то- тального недоразвития.
Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля. Причем, работа должна проводиться с привлечением вначале двигательных, а позднее (если позволяет время) или параллельно (в зависимости от возраста ребенка) когнитивных методов, основан- ных на нейропсихологическом подходе. «Программирующей» в некоторых случаях может оказаться и сама среда (в том случае, если она специально структурируется), которая и создает возможность для по- стоянного внешнего контроля.
Предполагается, что ребенку необходимо наблюдение невролога,