ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1286
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
-
Общие вопросы интегративной диагностики
Необходимо отметить, что в практике психологической работы существуют различные виды ди- агностики:
-
скрининговая диагностика, которая обычно проводится с группой детей или даже с целым классом и направлена на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами (группой характе- ристик), оценивающая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей; -
углубленная психологическая диагностика (некоторые авторы разделяют углубленную психологическую диагностику и дифференциальную психологическую диагностику) [21]; -
динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эф- фективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий; -
итоговая диагностика. Цель последней оценить состояние ребенка «на выходе», в конце оп- ределенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.
Каждый из приведенных типов психологической диагностики обладает своими свойствами, тех- нологиями и набором инструментальных средств (методик и тестов).
Не будем касаться такого вида, как скрининговая диагностика, которая, на наш взгляд, мало оп- равданна при работе с анализируемыми группами детей, поскольку уже педагог класса после короткого общения с ребенком видит, что ребенок отличается по своим возможностям овладения школьным ком- понентом или своими поведенческими характеристиками от других детей (что, собственно, и является целью скрининговой диагностики). В данной ситуации включение психолога для выявления того же самого, но с помощью диагностического аппарата малоэффективно. Поэтому остановимся в первую очередь на углубленной психологической диагностике,
которая проводится уже после выделения де- тей, имеющих какие-либо особенности развития (так называемая группа риска по трудностям обучения и школьной дезадаптации в целом) и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.
Современная диагностическая работа с детьми в образовательных (и не только в образователь- ных) учреждениях должна опираться на новые оригинальные технологии обследования. На этом этапе детскому психологу приходится использовать такие направления современной психологической науки, как клиническая детская психология, нейропсихология детского возраста, психосоматика детского воз- раста (в ее психологическом аспекте), не говоря уже о возрастной психологии, а также использовать элементы педагогических, в частности логопедических и медицинских, знаний. Подобная диагностиче- ская работа должна проводится в едином «ключе», где основой является комплексная многоаспектная квалификация состояния ребенка. Конечным итогом такой комплексной психологической диагностики должен стать психологический диагноз, который не только позволит классифицировать актуальное со- стояние ребенка, но и обеспечит надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения, даст специа- листам, в первую очередь психологу, возможность определить пути и разработать программы наиболее эффективной коррекционной работы. Кроме того, такая углубленная диагностика позволит определить для ребенка наиболее эффективный образовательный маршрут и тип учебного заведения, адекватный возможностям и способностям ребенка.
Как уже отмечалось, подобная комплексная диагностика была определена нами как интегратив-ная психологическая диагностика. При этом необходимо помнить, что такой вид диагностики и соот- ветствующее описание результатов психологического обследования, включая психологический диагноз, ориентированы исключительно на пользователей-специалистов. Такое заключение формулируется на языке современной психологической науки и не рассчитано на передачу диагностической и аналитиче- ской информации неспециалистам.
Соответствующая информация для неспециалистов (например, психологическое заключение для внешних организаций или документ, предназначенный для родителей) имеет аналогичное по содержа- нию, но отличное по форме и терминологии описание состояния ребенка и характеризуется иной струк- турой.
Можно сформулировать основную цель психологического обследования как выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования
базовых составляющих психической деятельности, с целью определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных для ребенка вида и формы обучения.
В соответствии с этим можно сформулировать и ряд положений, лежащих в основе интегратив- ного подхода в психологической диагностике:
-
построение гипотезы психологического обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний специалистов разнообразных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной) педагогики; -
использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы в свете по- лучаемых данных (правило Байеса); -
построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый — ребенок; -
проведение обследования и анализ полученных результатов с учетом трех основополагающих критериев деятельности ребенка: обучаемости, адекватности, критичности; -
использование методического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования, с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) инфор- мацию за счет технологии предъявления; -
анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющего выявить комплекс и иерархию причин, приводящих к данному варианту развития; -
психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановка психологического диагноза.
Использование вышеуказанных принципов интегративной психологической диагностики дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и осо- бенности формирования базовых составляющих психического развития и на основе этого «опредме- тить» зону ближайшего развития ребенка, «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще со- зревающими процессами» [б]. Подобный подход позволяет значительно увеличить в целом прогно- стичность такой оценки и, следовательно, более адекватно построить необходимый образовательный маршрут. Кроме того, он позволяет определить структуру, параметры времени и последовательность различных развивающих программ как непосредственно для деятельности самого психолога, так и для других специалистов, работающих с ребенком.
-
Основные положения проведения психологического обследования
Таким образом, общая структура проведения углубленного психологического обследования представляет собой ряд последовательных этапов, объединенных идеей получения максимального ко- личества информации, которая даст возможность:
-
адекватно проанализировать результаты; -
поставить психологический диагноз; -
определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка; -
сформулировать адекватные типу развития, эффективные рекомендации по комплексному со- провождению ребенка в рамках образовательного пространства.
Одним из основных условий обследования является оптимизация самого процесса обследования, сокращение времени его проведения за счет использования приведенных выше принципов и, следова- тельно, минимизация энергозатрат как ребенка, так и исследователя. Исходя из этих условий и предла- гается определенная технология подобного обследования.
Диагностическая процедура включает в себя:
-
выяснение жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителями или педагогами; -
ознакомление с имеющейся информацией и сбор психологического анамнеза; -
собственно психологическое обследование; -
экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической ги- потезы), проводимый, естественно, в процессе самой диагностики, позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования; -
полный анализ полученных результатов, постановка психологического диагноза; -
составление заключения с формулированием психологического диагноза, вероятностным про- гнозом дальнейшего развития ребенка и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.
- 1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 55