ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1285
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Вероятностный прогноз целиком и полностью зависит от формы и тяжести заболевания и опре- деляется врачом-психиатром, выходя за пределы компетенции психолога. Как правило, в данном случае ребенку выставляется психиатрический диагноз, соответствующий тому или иному варианту эн- догенного процессуального заболевания.
Мозаичные варианты, искаженного развития — это такие типы развития, когда в диагности- ческом плане трудно провести дифференциальную диагностику с отнесением их к относительно «чис- тым» вариантам преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития или преиму-щественного искажения когнитивного развития. Им свойственны как черты первого (то есть раннего детского аутизма), так и показатели, характерные для второго варианта (процессуального заболевания), имеющего процессуальное течение той или иной степени выраженности. В этом случае наблюдаются не только проблемы коммуникативного и эмоционального характера, наличие стереотипии, но и так назы- ваемые колебания состояния (как правило усиление поведенческих проблем, страхов, дезадаптации в целом) сезонного характера. Как правило, в этой ситуации требуется наблюдение врача-психиатра и медикаментозная поддержка, в особенности в течение осеннего и весеннего периодов.
Важным диагностическим признаком этого варианта развития является период (хотя бы кратко- временный) нормативного развития, предшествующий возникновению аутистических симптомов, а
также нарастание со временем негативной симптоматики (или «-» симптом)[13]. В периоды обострения возможен значительный «откат» назад не только уже имевшихся или вновь приобретаемых социальных навыков, но и эмоционального развития.
Принципиально, что характер коррекционной работы, рекомендуемой для детей с данным типом развития (в ситуации обязательной согласованности работы психолога с лечащим врачом), не изменяет- ся по сравнению с коррекционной работой, проводимой для детей с преимущественным искажением
эмоционально-аффективной сферы (ранний детский аутизм). В данном случае речь идет о специальной коррекционной работе, предлагаемой школой К.С. Лебединской — О.С. Никольской (формирование и гармонизация уровней аффективной организации поведения), в общих чертах описанной в разделе 4.
-
Дефицитарное развитие
Под дефицитарным развитием, как уже говорилось, подразумевается различной этиологии не- достаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем. В этом случае традиционно выделяемая в отечественной специальной психологии категория детей с дефицитарным развитием (связанным с тяжелыми нарушениями сенсорных и опорно-двигательной систем) должна быть отнесена, с точки зре- ния логики предлагаемой классификации к типу раннедефицитарного развития.
В то же время случаи позднего повреждения различных систем, приводящие к специфически проявляющемуся варианту дефицитарности, в той же логике должны быть отнесены к типу позднеде-фицитарного развития (в этом случае относящегося скорее к поврежденному, чем истинно дефицитар- ному развитию), имеющему отличные от предыдущего типа, как феноменологическую картину прояв- лений, так и систему коррекционно-развивающей работы.
Следует отметить, что данный классификационный подход и соответствующая терминология еще не разработаны, являются лишь гипотетическим построением авторов и, следовательно, не могут быть пока использованы в практической деятельности психолога образования. Кроме того, авторы не обладают достаточным опытом работы с детьми с указанным типом отклоняющегося развития и поэто- му не могут взять на себя ответственность проанализировать этот тип развития в логике предлагаемого подхода. По этим же причинам группы дефицитарного развития не описаны и в Приложении.
Однако следует отметить, что гипотетически можно предположить существование большого разнообразия вариантов дефицитарного развития, к которым следовало бы относить не только детей с
дефицитарностью сенсорных и опорно-двигательной систем, комплексными дефектами, но и детей с
«дефицитарностью» (пока еще гипотетической в наших условиях) иных систем (например, различными иммунодефицитами, врожденной дефицитарностью болевой и холодовой чувствительности и т.п.). Возможно, со временем дети этих категорий также войдут в образовательное пространство и потребуют специальной психологической помощи. Принципы анализа и предлагаемые технологии диагностиче- ской и коррекционной работы, которые описываются в настоящем пособии, еще не нашли своего под- тверждения в работе с вышеуказанными категориями детей.
При этом можно предположить, что формирование базовых предпосылок психического развития в случае дефицитарного развития должно быть крайне специфичным, в целом не соответствующим по темпам (скорости) и последовательности их нормативно возрастному развитию. Опять же гипо- тетически можно представить, что профиль базовых составляющих как операционально- технологического звена будет специфичным для каждого варианта дефицитарного развития.
Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.
-
Поврежденное развитие
Наиболее сложной для типологизации группой отклоняющегося развития является те варианты, в которых в качестве основного классификационного признака выделяется фактор повреждения.
Вслед за классиками отечественной психиатрии и психологии [13, 19] к поврежденному мы от- носим варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздейст- вии, когда значительная (большая) часть функциональных систем уже была сформирована до момента повреждения и, таким образом, развитие имеет период условно нормативного. Точно так же в большин- стве случаев можно выделить (по крайней мере в анамнезе) собственно повреждающий фактор. Тради- ционно считается, что феномены повреждения могут возникать только при воздействии повреждающих факторов после 2-3-х лет. При этом понятно, что фактор возраста, при котором возникло поражение,
играет огромную роль, поскольку длительность формирования той или иной функции или системы раз- лична. При этом становится очевидным, что чем длиннее период формирования функции (или системы функций), тем большая вероятность недоразвития по отношению к повреждению, и, соответственно, чем короче этот период, тем вероятнее повреждение данной системы [19]. Таким образом, могут быть определены (исключительно на качественном уровне) дифференциально диагностические признаки по-вреждения или недостаточности развития. Это имеет огромное значение для проведения диффе- ренциальной диагностики не только психологом, но и другими специалистами.
При этом для высших психических функций, имеющих достаточно длительный период развития,
при более раннем повреждении характерно стойкое недоразвитие (что сближает феноменологические проявления детей с ранним повреждением ЦНС с группой тотального недоразвития и иногда, как уже указывалось, может служить причиной диагностической ошибки), а формирующиеся относительно ра- но функции, имеющие «короткий» период развития (в том числе функции подкорковых структур), чаще подвергаются повреждению, порой даже с элементами распада, что феноменологически сближает про- явления поврежденного развития с грубыми формами парциальной несформированности преимущест- венно регуляторного и смешанного типа.
На наш взгляд, исходя из специфики содержания диагностической и коррекционной работы, ис- торически сложившихся типов классификаций, а также всей логики предшествующего анализа, в «каче- стве определяющего, ведущего признака следует считать признак объема повреждения.
Кроме того, специфика поврежденного развития будет определяться:
-
локализацией повреждения как одного из наиболее значимых факторов; -
временем (возрастом) повреждения; -
периодом, прошедшим после повреждения (стажем заболевания); -
наличием в связи с этим общемозговых реакций; -
особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению (преморбидные особенности).
При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного, мы можем разделить группу поврежденного развития на две подгруппы:
-
локально поврежденное развитие; -
диффузно поврежденное развитие.
Имеет смысл еще раз акцентировать внимание на том, что, если повреждение произошло в воз- расте, когда еще не сформированы высшие уровни базовых психических составляющих, дополнительно к феноменам повреждения присоединится и недостаточная сформированность базовых предпосылок (составляющих) психического развития ребенка, усугубляющая процесс компенсации и адаптации в це-