Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1292

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

лом. Формирование базовых предпосылок психического развития при таком варианте развития на на- чальных этапах подразумевается как условно нормативное. То есть можно предполагать, что наиболее ранние этапы становления базовых составляющих еще в качестве предпосылок подчинялись закону ге- терохронии, а более поздно формирующиеся, то есть высшие уровни каждой из базовых составляющих, оказываются достаточно грубо несформированными (недоразвитыми).

Можно говорить о грубой несформированности, произвольной регуляции психической активно- сти, начиная с произвольной регуляции двигательной активности, и в особенности «верхних» уровней (регуляции ВПФ и эмоциональной регуляции).

Анализируя аффективную составляющую, можно увидеть грубую недостаточность иерархиче- ского влияния 4-го уровня и в целом изолированность, «работу на себя» (то есть дисфункцию, дефор- мацию смысловой структуры аффективной сферы в целом) 2-го, а часто и 3-го уровней. Так, например, при гиперфункции 2-го уровня мы будем наблюдать разные варианты рас-торможенности влечений.

Очевидно, что чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности, темп и работоспособ- ность в целом (проявления астенизации, инертности и т.п.).

Такое обилие параметров, определяющих характер поврежденного развития, определяет значи- тельную сложность и неоднозначность выделения специфических для данной группы показателей раз- вития. Однако мы попытались в соответствии с выделенными нами критериями развития представить варианты поврежденного развития в виде сводной таблицы (Приложение 3).

Следует отметить, что при локально поврежденном развитии объем так называемых «обще- мозговых проявлений», как правило, будет меньшим, и вследствие этого общий прогноз развития ре- бенка при адекватном лечении будет более благоприятным. Показатели критичности
, адекватности и обучаемости не являются специфичными для данного типа отклоняющегося развития в том случае, если это не есть локальное повреждение передних структур мозга (лобных систем). Однако в каждом кон- кретном случае может выявляться специфика этих характеристик.

Точно так же и специфика формирования когнитивной сферы в первую очередь будет опреде- ляться локализацией поражения, компенсаторными возможностями ребенка в целом. Характерной осо- бенностью для этого типа отклоняющегося развития следует считать «мозаичность» феноменологичес- кой картины познавательной деятельности.

В эмоционально-личностном плане можно наблюдать самый широкий спектр проявлений: от ва- риантов условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений.

Говоря о последовательности каких либо психологических развивающе-коррекционных меро- приятий, следует хорошо понимать, что они чаще всего могут быть начаты только в случае снятия ост- роты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Показана коррекционная рабо- та, основанная на нейропсихологическом подходе (в первую очередь когнитивная), симптоматическая развивающая и коррекционная работа, формирование произвольной регуляции деятельности с опорой на актуальный уровень ее развития, при необходимости работа учителя-дефектолога, логопеда, обще- укрепляющие мероприятия, психотерапевтическая работа с родителями и семьей в целом. При инвали- дизирующих поврежденных вариантах развития психотерапевтической работе должно быть уделено преимущественное внимание.

При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвое- временной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития. Так, например, ребенок, имеющий, по данным параклинических исследований (в первую очередь, ЭЭГ - электроэнце- фалографического исследования), очаговую эпилептическую активность, будет по своему состоянию

«девиировать» в группу «диффузно поврежденного развития» со всеми вытекающими отсюда послед-

ствиями. В подобных случаях ставится, как правило, неврологический диагноз, отражающий характер поражения или заболевания нервной системы и/или органов чувств.

Несомненно, что ведущим специалистом при данном типе развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Вторым по значе- нию является учитель-дефектолог соответствующего профиля.

Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно по-врежденного типа развития, являются в первую очередь изменения операционально-технических ха- рактеристик психической деятельности разной степени выраженности. Выраженность этих проявлений находится в прямой зависимости от ранее перечисленных факторов.

Эти особенности проявляются в грубых колебаниях работоспособности, общем ее снижении вплоть до невозможности организации продуктивной деятельности, резком снижении темпа психиче- ской деятельности, его неравномерности, как и неравномерности (колебаниях) психического тонуса.

Как правило, при этом варианте развития регуляторные функции оказываются выражение по- врежденными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностях программирования и контроля деятельности в целом.

Показатели критичности, адекватности, обучаемости в случаях выраженных, мало компенсиро- ванных повреждений значительно снижены.

После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития когнитивных функ- ций наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и в тя- желых случаях распад отдельных уже сформированных ВПФ, вплоть до органической деменции, в соче- тании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования высших психических функций наряду с частым сопровождением разви- тия ребенка инертностью психической деятельности
в целом.

В этом же ключе отмечаются и особенности эмоционально-личностного и мотивационно- волевого развития: с одной стороны, можно говорить о значительной эмоциональной инертности, вяз- кости, с другой — о эмоциональной лабильности, нестойкости аффекта, наличии значительных колеба- ний настроения и аффективного тонуса в целом. Достаточно часто в подростковом возрасте на фоне по- добной эмоциональной лабильности может возникнуть формирование дисгармонических черт личности и при неблагоприятных условиях девиация развития в сторону стойкой дисгармонии.

С точки зрения специфики «профиля» базовых составляющих психического развития следует отметить, что чем позже возникло повреждение, тем более сформированными на момент повреждения оказываются «высшие уровни», тем больше они способствуют реабилитации состояния ребенка в каче- стве операционально-технических составляющих ВПФ. По-видимому, наиболее «устойчивыми» к по- вреждающему воздействию оказываются пространственные представления как одна из базовых состав- ляющих, а страдают в большей степени произвольная регуляция психической активности и, вероятно как следствие, уровневая аффективная регуляция. Однако этот вопрос требует дополнительных иссле- дований.

Аналогично предыдущему типу развития в первую очередь необходима адекватная система ле- чебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как было показано выше, при- оритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций. Однако в неярко выраженных случаях порой достаточно выполнять режимные мероприятия, заключающиеся в снижении объемов учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватном отношении к эмоциональным перепадам. В этом случае чрезвычайно возрастает роль психолога не как специалиста по коррекционной работе, а как координатора и психотерапевта, осуществляющего взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов, способствующего пониманию теми и другими специфики со-
стояния ребенка.

Прогноз дальнейшего развития ребенка в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен и зависит от огромного числа фак- торов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически пол- ная компенсация повреждения, так и «выход» в органическую (в том числе эпилептическую) деменцию в наиболее тяжелых случаях.

На феноменологические проявления, прогноз и т.п. в первую очередь влияет как интенсивность повреждающего воздействия, его длительность, адекватность (а иногда и просто возможность) лечеб- ных мероприятий, так и собственные компенсаторные возможности ребенка.

Огромную роль, естественно, играет и социальная ситуация развития, как один из определяющих факторов компенсации. В качестве примера можно привести отсутствие адекватных лечебных меро- приятий при несоответствии медицинского оборудования или врачебной квалификации состоянию ре- бенка в нужный момент, а также и при попустительстве родителей, недооценке ими возможных послед- ствий. Как правило, в этих случаях ставится соответствующий неврологический диагноз.

В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка, как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (про- фильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специ- алистом, способствующим адаптации ребенка и семьи в целом.

Раздел3.