ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1302
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Скорее всего, из-за несоответствия результатов развития ребенка успехам других детей или не- похожести его на других этот возраст, наряду с младшим школьным, является самым «обращаемым» у родителей. Чаще всего они обращаются именно к психологу, а порой только в этом возрасте родители начинают замечать, что у ребенка имеются какие-либо проблемы психологического плана — от не- сформированности звукопроизношения до невозможности адаптации к правилам поведения. В этом плане сбор данных об особенностях развития ребенка в этот период его жизни, как правило, не пред- ставляет особого труда: родители достаточно хорошо помнят его.
Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или усу- губление ранее намеченных трудностей как с точки зрения поведения, так и с точки зрения познава- тельного развития. Также важно отметить уровень так называемой «готовности» к школьному обуче- нию, то есть знал ли буквы, умел ли читать слоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.(в соответствии с кон- кретными требованиями образовательных учреждений региона, то есть социально-психологическим нормативом).
С другой стороны, психологу необходимо выяснить такие неспецифические особенности, как повышенная истощаемость и сниженная работоспособность, темповые особенности ребенка («торо- пыжка» или медлительный, пунктуальный), повышенная возбудимость и трудности регуляции собст- венного поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональная лабильность (неустой- чивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).
Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте нали-
чие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболе- ваний, травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адап- тации, трудности поведения, непереносимость нагрузок) и собственно трудности овладения программ- ным материалом по отдельным предметам базового школьного компонента. Необходимо отметить сро- ки и условия возникновения отмечаемых трудностей, например: невозможность работать в условиях обучения в классе, в ситуации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу 2-й четверти 1.-го класса по программе (1-3). Отмечается возникновение сопутствующих проблем (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и неуправляемости) как наряду с выше- описанными проблемами, так и изолированно: в качестве реакции на начало регулярного обучения или в ситуации усугубления эмоционально-личностных проблем (например, возникновение тиков или заи- кания при устных ответах у доски перед всем классом в ситуации усугубления проблем адаптации ре- бенка в классе).
Безусловно, все эти проблемы могут возникнуть не только в начале обучения в школе, но и поя- виться «внезапно» на любом этапе обучения в начальной школе. Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с их точки зрения, социальные или семейные события предшествовали или сопрово- ждали возникновение такого рода проблем.
Психологу также следует приблизительно оценить влияние частоты пропусков занятий по бо- лезни и общего состояния здоровья ребенка на нарастание проблем обучения и поведения, а также об- ратить внимание на наличие травм, госпитализаций и т.п. как возможных причин школьной дезадапта- ции.
С нашей точки зрения, история развития ребенка при возникновении проблем в подростковом возрасте, с одной стороны, может иметь определенную специфику, исходить из проблем развития в предшествующих возрастах и, таким образом, может быть отражена в предлагаемом психологическом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблем
подросткового возраста неотвратимо определяется спецификой социальной и семейной ситуации пред- и непосредственно 'подросткового периода. Про- блематику подросткового возраста предполагается рассмотреть в отдельном издании серии.
-
Тактика проведения психологического обследования
Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться с уже имею- щимися заключениями специалистов о состоянии ребенка (в основном — педагогическим, но если есть, то также логопедическим и медицинским). Следует обратить особое внимание на описание поведения
ребенка как на уроке (в группе), так и после, характеристику его работоспособности, его отношения со сверстниками, педагогами, воспитателями и родителями. По возможности выяснить у педагога (воспи- тателя) или родителей дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношений, собрать дополнительные данные об особенностях раннего развития (см. предыдущий раздел).
Необходимо также отметить, что углубленное психологическое обследование (так называемое первичное обследование) ребенка проводится в следующих случаях:
-
запроса педагогов (воспитателей), столкнувшихся в своей повседневной работе с какими-либо особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении или поведении, «неусвоении» школьной программы или программы подготовки к школьному обучению; -
жалоб родителей на особенности поведения или трудности воспитания ребенка, угрожающие, по их мнению, адекватной социальной и школьной адаптации; -
попадания данного ребенка в группу риска по социальной и школьной дезадаптации (пове- денческой или учебной), определяемой по результатам скринингового обследования; -
когда наблюдения психолога на уроках или во внеурочной ситуации, в игровой или иной дея- тельности в группе детского сада позволяют предположить наличие знаков или симптомов отклоняю- щегося развития и возможной дезадаптации ребенка.
В последнем случае мы имеем в виду не только различные виды развития со знаком «-» (парци- альной несформированности отдельных высших психических функций, задержанном развитии, иска- женном или дисгармоничном развитии, развитии дефицитарном или поврежденном), но и общую или парциальную одаренность, какие-либо опережающие показатели развития (отклоняющееся развитие со знаком «+»).
Все сведения, полученные психологом от родителей или других лиц, пришедших с ребенком на консультацию, кратко записываются в виде психологического анамнеза. Одним из наиболее важных разделов психологического анамнеза (истории развития) являются, по нашему мнению, сведения о ран- нем психомоторном (от 0 до 2-х лет) и речевом развитии ребенка. В зависимости от жалоб со стороны близких ребенка, его воспитателей или педагогов, анамнестических данных, особенностей развития ре- бенка, в том числе выявленных другими специалистами, рисунка поведения ребенка строится основнаягипотеза его психологического обследования.
В соответствии с этой гипотезой психолог предварительно определяет необходимый диагности- ческий инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диаг- ностических процедур, гипотеза проведения обследования может изменяться, точно так же будет ме- няться и подбор методик и тестов («правило Байеса»). Психолог должен владеть достаточным диагно- стическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик. При этом вовсе не обязательно жестко следовать конкретному порядку использования тех или иных диагностических методов. Важно сохранение общей структуры обследования и наиболее значимых «узловых» моментов. Например, исследование особен- ностей запоминания в обязательном порядке должно предшествовать исследованию мыслительной дея- тельности, а важные для выявления уровня интеллектуального развития ребенка методики (тест Дж. Ра- вена, методика «Установление последовательности событий» и т.п.) подаются до наступления выра- женного утомления.
Необходимо отметить, что каждый психолог вправе