Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1280

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

использовать те диагностические средства, которыми он владеет. Предлагаемые нами методики (Приложение 5) обеспечивают возможность углуб- ленного исследования как всего спектра состояния высших психических функций и эмоционально- волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, так и оценки базовых составляю- щих психического развития.

Обследование ребенка желательно проводить в присутствии родителей (законных представите- лей). Однако в отдельных случаях (при определенных вариантах исследования родительско-детских от- ношений и других аналогичных обследованиях) присутствие родителей может существенно исказить результаты исследования. В отдельных случаях может быть получено разрешение родителей или опе- кунов на обследование в их отсутствие, о чем должна быть сделана запись в соответствующих докумен- тах, заполняемых на ребенка и его родителей. Такими документами могут стать, например, Карта раз- вития ребенка или иные рабочие документы [25, 26].

Необходимыми условиями для проведения психологического обследования являются:

  • помещение, оборудованное для индивидуальной работы;

  • обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится обследование;

  • установление достаточного контакта ребенка с психологом перед проведением обследования;

  • адекватность поощрения и стимуляции ребенка;

  • относительность оценочных характеристик.

Непосредственно перед проведением обследования необходимо выяснить характер жалоб или

«претензий» к ребенку, которые имеются у сопровождающих ребенка взрослых. Нежелательно, чтобы ребенок присутствовал при этом разговоре: он может в этот момент играть в другом углу комнаты, где проходит обследование, рисовать на свободную или заданную тему, знакомиться с обстановкой комна- ты и т.п. Если у ребенка есть страхи, фобии, то подобный разговор должен происходить после знаком-
ства ребенка со специалистом и обстановкой. Желательно, чтобы в комнате, где проходит обследова- ние, не было предметов или какого-либо оборудования, которое могло бы отвлекать или напугать ре- бенка (яркие красочные плакаты, оригинальная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструмен- тами и т.п.). Также желательно выяснить перед обследованием, как ребенку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.

В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив («гиперактивен»), отказывается от об- следования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что-либо, объяснив, матери, что он негативно настроен, испуган и т.п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его с самим собой на 10-15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо другие подвижные игры). В критических случаях имеет смысл приостановить обследование на этапе ознакомления, предложив родителям прийти в следующий раз.

При проведении обследования лучше, если ребенок находится не через стол от психолога (прин- цип избегания позиции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается бы- стрее, общение легче. В то же время нельзя препятствовать ребенку, если он не захочет слезать с коле- ней матери — в этом случае целесообразно проводить обследование в данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка в некоторых случаях имеет смысл позиция психолога, когда его глаза находятся на одном уровне с глазами ребенка, особенно это плодотворно для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, а также с детьми, особенно трудно входящими в контакт.

Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны психоло- га, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на обследовании.

Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе об- следования (типа «лопух», «неумеха» и т.п.). Кроме того, необходимо предупредить родителей, что не следует после окончания обследования, по дороге домой и т.п., высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы.

В процессе обследования необходимо поддерживать положительный настрой в контакте с ре- бенком. В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: «Моло- дец!», «У тебя получается». В процессе обследования допускаются короткие невыраженные поощрения со стороны родителей. Расторможенного, гиперактивного ребенка нельзя одергивать «в лоб» — лучше убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в данный момент не используются, чтобы они не отвлекали ребенка, сказав при этом (в качестве дополнительной мотивации): «А в это мы поиграем по- позже». Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Можно лишь сказать: «Мама нам не может помочь».

Школьнику 8-9-ти и более лет в случае особо мешающих родителей или других родственников, присутствующих на обследовании (выказывающих выраженный контроль над деятельностью ребенка), можно предложить поговорить без родителей («Давай поработаем без мамы»).

Следует помнить, что все выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и отмечаются в протоколе обследования. Позже они должны быть про-

анализированы и отмечены психологом в соответствующих разделах заключения. Так же диагностич- ным, непосредственно влияющим на результаты обследования, их оценку и эффективность процесса консультирования в целом является поведение родителей. Психологу необходимо в зависимости от си- туации критично относиться к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа:

«Это он все знает, дома все получалось, это только здесь не получается». Желательно для получения
целостной картины обследования фиксировать все вышеуказанные особенности и учитывать их при формулировании психологического заключения и, в особенности, для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию ребенка и помощи ему.

      1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   55

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы


Даже при соблюдении всех условий проведения психологического обследования начинать со- вместную работу с ребенком лучше всего с «нейтральной», малозначащей беседы, во время которой не только устанавливается контакт с ребенком, но и можно выявить знания ребенка о себе, составе семьи, уровень общих представлений об окружающем мире. Можно просто попросить ребенка нарисовать какой-нибудь рисунок. В качестве такого рисуночного теста мы предлагаем два основных варианта:

«Дом-дерево-человек» и «Рисунок семьи». Эти рисунки позволяют выявить не столько специфику внутрисемейных и эмоциональных взаимоотношений, сколько уровень сформированности самого ри- сунка (графической деятельности), соответствие его возрастным параметрам и наличие специфических особенностей, в том числе таких, как инертность рисунка, макро- или микрография.

Если есть возможность и время, мы рекомендуем наблюдать непосредственно за процессом ри- сования для того, чтобы видеть порядок рисования того или иного изображения, направление рисова- ния, «застревание» на тех или иных деталях. Если нет времени наблюдать за рисованием ребенка, то целесообразно использовать этот отрезок времени для сбора психологического анамнеза, выявления и уточнения жалоб родителей либо просмотра рисунков или школьных тетрадей, которые принесли роди- тели.

После того, как ребенок выполнил рисунки, психолог по очереди обращается к ним, задавая ре- бенку конкретные вопросы по каждому из рисунков. Беседа должна носить непринужденный характер. Психолог как бы «любопытствует» по поводу того, что нарисовал ребенок. Эта беседа о рисунках явля- ется логическим продолжением установления нормального рабочего контакта с ребенком. Кроме того, она