Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1265

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

очень информативна для анализа характеристик речевой деятельности.

Далее целесообразно исследование объема и темпа слухоречевого запоминания. Это объясня- ется тем, что все инструкции к заданиям (как вербальным, так и невербальным) подаются ребенку в ре- чевой форме и очень часто бывает трудно определить, что произошло: ребенок не понял инструкцию или не сумел запомнить. Мы предлагаем для исследования различных параметров слухоречевого запо- минания методику запоминания двух групп слов. Подобные группы слов можно подобрать самим, пользуясь общепринятыми законами выбора вербальных материалов для использования в пси- хологическом обследовании, или взять из соответствующих пособий [8, 34]. В случае суженного объема слухоречевой памяти, наличия интерферирующих влияний делаются соответствующие поправки в ис- пользовании стимульных материалов и подачи инструкций. Последние даются в дробном виде, упро- щаются, выносятся на предметный уровень. Это позволяет вычленить реальные особенности развития других психических функций без влияния мнестических проблем.

Отметим только, что подобное исследование памяти дает максимальный объем необходимой для анализа информации и занимает минимальное количество времени.

Выявив особенности запоминания, целесообразно начать работу с ребенком с исследования уровня понятийного развития. Такое исследование базируется на использовании методики «Класси- фикация предметов» в ее детской модификации (1-й вариант для детей от 3-х до 5-ти лет, 2-й вариант — от 5-ти до 8-ми лет) (Данная методика базируется на онтогенезе понятийного мышления в том виде, в котором это было предложено Л.С. Выготским. Серии для детей разного возраста разработаны Н.Я. Се- маго в соответствии с воззрениями Л.С. Выготского и с учетом особенностей гнозиса современных де- тей) и стандартном варианте для детей после 8-ми - 9-ти лет, а также на использовании модифициро- ванного авторского варианта методики Выготского-Сахарова (Является оригинальной модификацией классической методики
Л.С. Выготского и разработана Н.Я. Семаго для детей 3-6-летнего возраста. В

совокупности с «детской классификацией предметов может показать реальную «зону ближайшего раз- вития» ребенка) и методики «Исключение предметов» (4-й лишний) [8].

Для исследования уровня актуального понятийного развития предпочтительнее использовать ме- тодику «Классификация предметов», а для выявления особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности (наличие элементов разноплановости, опоры на латентные признаки при обобщении, соскальзывание и т.п.) методику «Исключение предметов».

После этого необходимо сменить деятельность и предложить ребенку сложить картинку или узор. При этом мы исследуем у ребенка сформирован-ность пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне. Для этого целесообразно использовать «Разрезные картинки» (для детей младшего дошкольного возраста), а затем методику «Кубики Кооса» как более абстрактный вариант для исследования тех же параметров. При работе с детьми школьного возраста можно начинать это иссле- дование непосредственно с методики «Кубики Кооса». При этом необходимо пользоваться вариантом тестового материала, где образцы узоров (картинок) проранжиро-ваны по сложности в соответствии с современными данными.

Исследование этих параметров является частью общего исследования сформированности про- странственных представлений (как на невербальном, так и на вербальном уровнях) у детей дошколь- ного и младшего школьного возраста, поскольку дает представление о сформированности на том или ином уровне этой базовой составляющей психического развития (см. раздел 3.3.3.). Сформированность этих функций в большой степени определяют возможности ребенка в овладении чтением, письмом и счетом, умением решать задачи и сопоставлять явления и факты окружающего мира. Поэтому в некото- рых Диагностических альбомах (Комплектах) [8, 22], которые получили распространение в последнее

время, приведен широкий спектр исследований этой функции как на вербальном, так и на невербальном уровне.

В качестве завершающего этапа исследования сформированности пространственных представ- лений (исследование лингвистического пространства — пространства языка) необходимо оценить по- нимание сложных речевых конструкций и возможность их самостоятельного формирования, а имен- но — временных, пространственно-временных, квазипространственных и инвертированных речевых конструкций.

Характеристики внимания и Сформированность произвольной регуляции собственной деятельности анализируются (исследуются) фактически на протяжении всего обследования, в основ- ном — путем анализа возможности удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания. Однако для собственно «инструментального» исследования этих параметров можно использо- вать нижеописанные методы.

В первую очередь — это методы, направленные на исследование возможности удержания дви- гательной программы. Наиболее адекватными являются нейропсихологические методы [8, 16, 22, 26, 33, 34], которыми в необходимом объеме должен владеть каждый психолог. Исследование этих харак- теристик является необходимой частью оценки сформированности одной из базовых составляющих психического развития (см. раздел 3.3.3).

Для исследования произвольного внимания, возможностей удержания вербальных инст- рукций, последовательности действий, произвольности собственно высших психических функций наиболее адекватными являются Методика В.М. Когана в ее классическом варианте и бланковые мето- дики, такие как Методика Пьерона-Рузера, Счет по Крепелину [8] и т.п. Необходимо учитывать, что па- раметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от уровня утомления ребенка, степени заинтересованности в самом задании (мотивационный компонент), отношения к взрослому (эмоцио- нально-личностный компонент). Для того, чтобы выявить эти характеристики и влияние на них фактора
утомления, можно бланковые методики такого плана давать дважды: в начале психологического иссле- дования и в фазе выраженного утомления. В этом случае при анализе результатов необходимо описать динамику изменения операциональных характеристик деятельности.

Учитывая необходимость смены вида деятельности в качестве «отдыха», между наиболее трудо- емкими и утомительными заданиями по Методике В.М. Когана, Прогрессивным Матрицам Равена, Стандартной классификации, Счету по Крепелину и т.п. можно включать личностно ориентированные методики, время выполнения которых не превышает 10-12 минут. В качестве таких методик можно

предложить тест «Рука», методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т.-Н», «Эмоциональные лица»,

«Метаморфозы» (Эти методики были модифицированы и разработаны для детей дошкольного и млад- шего школьного возраста Н.Я. Семаго ж. Школа здоровья. Т. 5, 1998, №№ 3-4. Т. 6, 1999, №№ 1, 2,4) и другие достаточно короткие, «разгрузочные» методики. Таким образом, исследование эмоционально- личностных особенностей будет органично включено в процесс обследования.

Такая система построения психологического обследования позволяет определить взаимосвязи различных характеристик деятельности и осуществить тем самым интегративное понимание проблем и особенностей ребенка.

Точно так же в отдельные промежутки между сложными, трудоемкими методами обследования целесообразно включать исследования особенностей моторики (как мелкой, так и общей) и определе- ние ведущих руки, ноги, а также ведущего глаза и уха, вне зависимости от того, упоминалось или нет близкими наличие семейного левшества или «двурукости».

Для этого проводятся пробы на способность делать ритмические и координированные движения (например, марширование или бег на месте), в том числе и реципроктные координации. Особое внима- ние уделяется исследованию сформированности мелкой моторики (пробы на скоординированные дви- жения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, в том числе с ручкой и карандашом), а также мо- торным навыкам в графической деятельности (рисунок, лепка, аппликация, владение ножницами). У
детей дошкольного возраста проверяется сформированность бытовых двигательных навыков (застеги- вание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.). Желательно отслеживать эти характеристики на протяжении всего обследования. Определяется соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п., и выявленными ведущими: рукой, глазом, ухом.

При необходимости более детального исследования мнестической деятельности логично ис- пользование методик, направленных на определение объема и особенностей зрительного и тактильного запоминания. Возможно также использование сенсибилизированных проб для исследования специфики слухоречевого запоминания (влияние гомогенной или гетерогенной интерференции на процесс запоми- нания, возможность и объем удержания в памяти коротких текстов).

Исследование непосредственно самой мыслительной деятельности целесообразно начинать с исследования доступности опосредования, то есть употребления «средства» для запоминания. В рам- ках интегративной психологической диагностики подобные методики используются в первую очередь для оценки параметров интеллектуальной деятельности, а также для оценки мнестической функции ре- бенка (различия в объеме непосредственного и опосредованного запоминания). В качестве диагности- ческих средств наиболее адекватны методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (для детей до 7-8-летнего возраста) и методика пиктограмм (для детей с достаточно сформированной графи- ческой деятельностью после 8-летнего возраста).

Уже на этом этапе при возникновении трудностей опознания тех или иных изображений целесо- образно исследование особенностей собственно гностических функций, поскольку исследование гно- зиса в таком обследовании не является обязательным (в соответствии с принципом построения гипоте- зы обследования). Оно проводится в том случае, если психолог обнаруживает какие-либо трудности в восприятии (понимании и/или описании) ребенком зрительных изображений на любом стимульном ма-