Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1307

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения одних функций другими [19]), пренебрежение теснейшей взаимообусловленностью всех систем и пси- хических образований в процессе развития. Помимо этого подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в услови- ях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факторов, в особенности системы воспитания и обучения.

Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная программа развития», или короче — «программа разви-тия».В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвя- занных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях «идеальной» детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые, естественно, включается и имманентно присущее развитию ребенка столь же «идеальное» присвоение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необхо- димым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «пред-уготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов [32].

Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный контину- ум взаимосвязанных между собой и «развертывающихся», изменяющихся во времени высших психиче- ских функций, в том числе их базовых составляющих (см. раздел 1.3). Естественно, подобная «идеаль- ная» модель может существовать исключительно только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные раз- личия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.

Кроме того не должно создаться впечатление, что наш подход отрицает или каким-либо образом

«принижает» важность влияния окружающего
ребенка социума, в частности взрослого, по присвоению,

«интероризации» социального опыта, как одного из важнейших источников прижизненного формиро- вания и становления новых психических функций и качеств ребенка.

Чтобы перейти от заявляемой позиции авторов непосредственно к расшифровке термина «от- клоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие — «социально- психологический норматив».

Понятие «социально-психологический норматив» (СПН) «...в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каж- дого из его членов» [24]. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют со- держание СПН и являются идеальной модельюсистемы требований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделяет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН. И далее: «Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных ха- рактеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны (и, добавим, носят гео-социо-этнический характер — прим. авт.), они меняются вместе с развитием общества... Время их существования зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с од- ной стороны, и от темпов развития общества — с другой» (там же).

Таким образом, динамически объединив понятия «программаразвития»и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных определений, мы можем представить, что какие-либо изменения (девиации) «программы развития (одной или одновременно нескольких психиче-

ских функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рас- сматривать как «условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляет- ся в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются дей- ствующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходя- щее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся разви-тие.

Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «отклоняющееся развитие»:любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы, развития»вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее запределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социо-культурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как откло-няющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующийподобныефеномены,долженбытьотнесенккатегориидетейсотклоняющимсяразвитием.

Следует отметить, что подобное обоснование понятия «отклоняющееся развитие» основывается на авторском интегративном подходе к проблеме психического развития ребенка. В то же время данное понятие может рассматриваться и с других точек зрения. Например, очень интересен и продуктивен взгляд на нормативный онтогенез и отклоняющееся развитие в школе детской нейропсихологии А.В. Семенович как процесс поэтапного закрепления иерархии дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий и нарушение нейробиологических и функциональных зако- номерностей развития мозговой организации психической деятельности [32]. Более подробно различ- ные варианты нейропсихологического анализа отклоняющегося развития будут рассмотрены в отдель- ном издании серии.

Таким образом, основным «новообразованием» понятия
«отклоняющееся развитие» по сравне- нию с термином «отклонения в развитии» является динамичность определения, увязка всей совокупно- сти процессов развития с параметром времени и возможность в связи с этим более эффективно учи- тывать и использовать закон гетерохронии развития.

Такой подход дает возможность перейти на практике от симптомологической (феноменологиче- ской) диагностики к причинно-следственной (каузальной). Это тем более важно, что до настоящего времени, несмотря на многочисленные декларации о необходимости перехода от чисто срезовой, фено-

менологической диагностики к углубленной (каузальной), психологи-практики продолжают исследо- вать не столько всю структуру развития ребенка, сколько непосредственно те или иные феномены выс- ших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление и т.п.), называя это «оценкой уровня психического развития ребенка».

Таким образом, установлена, по крайней мере, диагностическая часть функций психолога, участ- вующего в работе с детьми. В этом случае она может быть определена как оценка актуального со-стояния ребенка с отнесением его развития к условно нормативному (в пределах данного социаль-но-психологического норматива) либо к отклоняющемуся и (в этом случае) типологизация откло-няющегося развития (постановка психологического диагноза) с выходом на вероятностный про-гноздальнейшегоразвития ребенка.

В свою очередь, типология развития, отнесение его к той или иной группе (подгруппе, типу) от- клоняющегося развития, постановка психологического диагноза и определение дальнейшего развития ребенка при наличии тех или иных условий позволяют разработать адекватную развивающе-кор- рекционную программу. Как видно из самого определения типологии как «типологии отклоняющегосяразвития», предлагаемый подход позволяет создать исключительно психологическую как по форме, так и по содержанию классификацию.

Понятие «отклоняющееся развитие» лежит также в основе одного из фундаментальных принци- пов работы психолога по коррекции развития ребенка: «принципа замещающего онтогенеза» [14]. На
этом принципе базируются многие современные направления коррекционной работы, показавшие наи- большую эффективность.

Итак, использование понятия «отклоняющееся развитие» позволяет:

  • обозначить критерии выделения категорий детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • перейти от феноменологической диагностики к каузальной;

  • построить современную психологическую классификацию и типологию различных групп проблемных детей;

  • определить основные принципы и подходы к диагностической и развивающе-коррекционной работе психолога.

В рамках интегративного подхода к анализу как нормативного, так и отклоняющегося развития исследованиями последнего времени была показана необходимость включения в поле деятельности психолога-практика особой структурной «макроединицы» детского развития — так называемых базо-выхсоставляющих(предпосылок)психического развития.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55