ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1307
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная программа развития», или короче — «программа разви-тия».В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвя- занных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях «идеальной» детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые, естественно, включается и имманентно присущее развитию ребенка столь же «идеальное» присвоение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необхо- димым условием для развертывания подобной «идеальной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «пред-уготованность» и последовательное формирование мозговой организации психических процессов [32].
Таким образом, психический онтогенез может быть представлен как последовательный контину- ум взаимосвязанных между собой и «развертывающихся», изменяющихся во времени высших психиче- ских функций, в том числе их базовых составляющих (см. раздел 1.3). Естественно, подобная «идеаль- ная» модель может существовать исключительно только как программа развития некоего «идеального» ребенка в идеальных условиях. В то же время каждый конкретный случай имеет индивидуальные раз- личия онтогенеза как отдельных психических функций, так и всей системы ВПФ в целом.
Кроме того не должно создаться впечатление, что наш подход отрицает или каким-либо образом
«принижает» важность влияния окружающего
ребенка социума, в частности взрослого, по присвоению,
«интероризации» социального опыта, как одного из важнейших источников прижизненного формиро- вания и становления новых психических функций и качеств ребенка.
Чтобы перейти от заявляемой позиции авторов непосредственно к расшифровке термина «от- клоняющееся развитие», необходимо привлечь к анализу еще одно базовое понятие — «социально- психологический норматив».
Понятие «социально-психологический норматив» (СПН) «...в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каж- дого из его членов» [24]. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют со- держание СПН и являются идеальной модельюсистемы требований социальной общности к личности. В свою очередь, СПН следует рассматривать в системе образовательно-возрастных границ, что как бы выделяет определенный разброс, «коридор», определяющий качественно-количественные показатели каждого конкретного СПН. И далее: «Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных ха- рактеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны (и, добавим, носят гео-социо-этнический характер — прим. авт.), они меняются вместе с развитием общества... Время их существования зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с од- ной стороны, и от темпов развития общества — с другой» (там же).
Таким образом, динамически объединив понятия «программаразвития»и «социально-психологический норматив» в контексте вышеприведенных определений, мы можем представить, что какие-либо изменения (девиации) «программы развития (одной или одновременно нескольких психиче-
ских функций) в рамках (в пределах) параметров социально-психологического норматива можно рас- сматривать как «условно нормативное развитие». То есть условно нормативное развитие представляет- ся в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются дей- ствующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, определяемым, в свою очередь, образовательной, социокультурной, этнической и т.п. ситуациями. В то же время любое изменение (девиация) той же психической функции, группы функций или всей системы ВПФ, выходя- щее за пределы области, определяемой конкретным СПН, можно оценить как отклоняющееся разви-тие.
Следовательно, мы можем окончательно сформулировать понятие «отклоняющееся развитие»:любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы, развития»вне зависимости от знака этого изменения «+» или «-» (опережение или запаздывание), выходящее запределы социально-психологического норматива, определяемого для данной образовательной, социо-культурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка, следует рассматривать как откло-няющееся развитие данной функции или системы психических функций. Ребенок, демонстрирующийподобныефеномены,долженбытьотнесенккатегориидетейсотклоняющимсяразвитием.
Следует отметить, что подобное обоснование понятия «отклоняющееся развитие» основывается на авторском интегративном подходе к проблеме психического развития ребенка. В то же время данное понятие может рассматриваться и с других точек зрения. Например, очень интересен и продуктивен взгляд на нормативный онтогенез и отклоняющееся развитие в школе детской нейропсихологии А.В. Семенович как процесс поэтапного закрепления иерархии дифференцированных подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий и нарушение нейробиологических и функциональных зако- номерностей развития мозговой организации психической деятельности [32]. Более подробно различ- ные варианты нейропсихологического анализа отклоняющегося развития будут рассмотрены в отдель- ном издании серии.
Таким образом, основным «новообразованием» понятия
«отклоняющееся развитие» по сравне- нию с термином «отклонения в развитии» является динамичность определения, увязка всей совокупно- сти процессов развития с параметром времени и возможность в связи с этим более эффективно учи- тывать и использовать закон гетерохронии развития.
Такой подход дает возможность перейти на практике от симптомологической (феноменологиче- ской) диагностики к причинно-следственной (каузальной). Это тем более важно, что до настоящего времени, несмотря на многочисленные декларации о необходимости перехода от чисто срезовой, фено-
менологической диагностики к углубленной (каузальной), психологи-практики продолжают исследо- вать не столько всю структуру развития ребенка, сколько непосредственно те или иные феномены выс- ших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление и т.п.), называя это «оценкой уровня психического развития ребенка».
Таким образом, установлена, по крайней мере, диагностическая часть функций психолога, участ- вующего в работе с детьми. В этом случае она может быть определена как оценка актуального со-стояния ребенка с отнесением его развития к условно нормативному (в пределах данного социаль-но-психологического норматива) либо к отклоняющемуся и (в этом случае) типологизация откло-няющегося развития (постановка психологического диагноза) с выходом на вероятностный про-гноздальнейшегоразвития ребенка.
В свою очередь, типология развития, отнесение его к той или иной группе (подгруппе, типу) от- клоняющегося развития, постановка психологического диагноза и определение дальнейшего развития ребенка при наличии тех или иных условий позволяют разработать адекватную развивающе-кор- рекционную программу. Как видно из самого определения типологии как «типологии отклоняющегосяразвития», предлагаемый подход позволяет создать исключительно психологическую как по форме, так и по содержанию классификацию.
Понятие «отклоняющееся развитие» лежит также в основе одного из фундаментальных принци- пов работы психолога по коррекции развития ребенка: «принципа замещающего онтогенеза» [14]. На
этом принципе базируются многие современные направления коррекционной работы, показавшие наи- большую эффективность.
Итак, использование понятия «отклоняющееся развитие» позволяет:
-
обозначить критерии выделения категорий детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; -
перейти от феноменологической диагностики к каузальной; -
построить современную психологическую классификацию и типологию различных групп проблемных детей; -
определить основные принципы и подходы к диагностической и развивающе-коррекционной работе психолога.
В рамках интегративного подхода к анализу как нормативного, так и отклоняющегося развития исследованиями последнего времени была показана необходимость включения в поле деятельности психолога-практика особой структурной «макроединицы» детского развития — так называемых базо-выхсоставляющих(предпосылок)психического развития.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 55