Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1291
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных задач;
— при невыполнении задач муниципальных образований или их обязательств орган государственного специального надзора призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления к принятию необходимых мер;
— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности в течение определенного срока, отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);
— вносить в случаях, если органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления в органы государственного правового надзора.
Инициатива административного контроля необязательно должна исходить от административных органов.
Судебный контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридические лица от ошибок, несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий органов власти. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля.
Важной формой контроля административной деятельности является гласность информации о внутреннем процессе функционирования органов власти.
Информированность общественности создает предпосылки к тому, что если решение органов власти противоречит интересам населения
, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля.
Используя разные основания классификации, можно выделить следующие виды контроля
1. По форме государственного устройства и территориальных пределов действия контроль делится на федеральный контроль, контроль, осуществляемый органами государственной власти субъектов РФ, и муниципальный контроль. Формами контрольной деятельности, например, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления, в частности, являются заслушивание соответствующей информации на депутатских слушаниях, запрос информации, депутатские запросы, принятие мер по жалобам граждан, обращение в конституционный (уставный) суд субъекта РФ
2.Исходя из характера взаимоотношения контролирующего субъекта и подконтрольного субъекта контроль подразделяется на внешний и внутренний. Особенность внешнего контроля заключается в том, что он проводится за не подчиненными в административном отношении контролирующему субъекту органами. Внутренний контроль осуществляется непосредственно внутри органов одной системы и охватывает всю деятельность обследуемого органа, а система внешнего контроля чаще всего образуется как узкоспециализированная и касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольного звена.
К внешнему контролю можно отнести контроль со стороны государства в лице соответствующих должностных лиц и органов государственной власти, а также контроль со стороны граждан (населения) и их организаций. К внутреннему контролю относится контроль со стороны одних органов местного самоуправления за деятельностью других. Примером последнего вида контроля может быть контроль представительного органа за деятельностью главы муниципального образования, контрольносчетного органа за деятельностью местной администрации и т. п.
3. По времени проведения контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль — это контроль за правильностью либо целесообразностью принятия какого-либо решения. Текущий контроль проводится в процессе самой оперативной деятельности соответствующих органов независимо от того, достигнуты или нет ее конечные результаты (например, депутатский запрос). Последующий контроль является логическим продолжением текущего. Его цель — проверка выполнения требований, предписаний, указаний контролирующих органов об устранении выявленных нарушений. Назначение последующего контроля — довести до логического конца процесс контроля, обеспечить его действенность.
4. По объему исследуемой деятельности контроль бывает общий и специальный. Общий контроль предполагает исследование комплекса вопросов деятельности подконтрольного субъекта. При специальном контроле исследуется деятельность подконтрольного субъекта по четко определенному вопросу (например, контроль за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и нормативов).
5. По способу проведения можно выделить абстрактный и конкретный контроль. Абстрактный контроль осуществляется вне связи с каким-либо фактом отклонения от норм, правил, нормативов (например, плановая ревизия). Конкретный контроль осуществляется только в связи с имеющейся информацией о нарушении (например, судебный контроль в связи с жалобой на незаконность действий следователя, повлекших нарушение конституционных прав и свобод граждан).
6. По используемым методам воздействия на подконтрольный субъект можно выделить прямой и косвенный контроль. Прямым контролем является контроль, при котором информация поступает контролеру по его запросу, обеспеченному соответствующими контрольными полномочиями, или в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, в котором установлены субъект контроля, объект, предмет, формы и методы контроля. Косвенным контролем является контроль, при котором по поводу информации, поступающей контролирующему субъекту, отсутствуют прямые указания закона или иного нормативного правового акта на то, что она является контрольной и предназначена для контроля, осуществляемого этим субъектом.
7. В зависимости от особенностей субъекта, производящего контроль, можно выделить такие виды контроля,
как государственный, осуществляемый органами государственной власти,
муниципальный, осуществляемый органами местного самоуправления,
общественный, осуществляемый населением, гражданами, различными юридическими лицами, иными институтами гражданского общества.
Причем государственный контроль принято разделять:
а) на президентский контроль;
б) парламентский контроль, в том числе контроль уполномоченного по правам человека;
в) контроль органов исполнительной власти;
г) судебный контроль и др. Большую роль играет и контрольная деятельность органов прокуратуры.