Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Все эти и многие другие современные глобальные экологические угрозы не могут быть решены силами отдельно взятых национальных государств. Общемировой уровень современных экологических угроз требует консолидации усилий всех членов международного сообщества, без которого жизнь на планете Земля находится под угрозой. И в этом вопросе большую роль играет как развитие международного сотрудничества, так и формирование адекватного современным угрозам национального экологического законодательства.



12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.


В самом общем виде понятие государственного управления следует охарактеризовать как деятельность органов публичной власти, решающую задачи формирования среды для обеспечения эффективной реализации государственных функций, прав, свобод и законных интересов личности, координирования интересов отдельных социальных групп, общественных и личных интересов, а также поступательного развития общества на основе рационального использования наличествующих ресурсов.

В российской административной реформе можно выделить следующие основные этапы.

Первый этап – подготовительный (1997–2000): создание Комиссии по разработке проекта Программы государственного строительства во главе с руководителем Администрации Президента

Второй этап – разработка и утверждение основных документов (2000–2003): проведение аналитических исследований и принятие нормативных актов, в том числе Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах но проведению административной реформы в 2003–2004 годах". В Указе сформулирована основная цель реформы: "повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов".

Третий этап – начало институциональных реформ (2004–2006): проведение институциональных преобразований на основе Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с π. 1 Указа была создана трехзвенная структура федеральных органов исполнительной власти:

– федеральным министерствам принадлежат стратегические функции (разработка государственной политики);

– федеральные службы, подведомственные министерствам, выполняют контрольно-надзорные функции;

– федеральные агентства осуществляют функции по управлению имуществом и оказанию государственных услуг.

Четвертый этап – ориентация на сервисное администрирование (2006–2008): реформирование на основе распоряжения Правительства РФ "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах".

Постановлениями Правительства РФ закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти: утверждены типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Введено регламентирование исполнения государством оказания услуг гражданам (регламент услуг каждого ведомства теперь можно увидеть на официальных сайтах государственных институтов), а также рекомендовано использовать тендеры при осуществлении бюджетных закупок.

Пятый – современный этап (2009–по наст время). В рамках данного этапа реформ Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 принята Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)". Основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы являются:

– формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

– внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

– повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Основные направления реформы государственного управления:

Сохраняющиеся на протяжении последних десятилетий в российском обществе негативные тенденции государственного управления, в том числе коррупция, отсутствие институтов гражданского общества, чрезмерная бюрократизация и др., требует активных действий государства и общества по следующим направлениям: обеспечения условий для активного участия граждан, их объединений, населения в целом в решение государственных и общественных задач. Это предполагает отказ от советской модели прямого подчинения посредством реализации конкретных административных обязанностей к активной интеграции личности в управленческий процесс – в процесс постановки и решения социально-экономических задач; введение развернутой системы общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти и должностных лиц
, в том числе посредством возложения обязанности на властные структуры размещать регулярно отчеты об осуществляемых и завершенных мероприятиях в формах, доступных для анализа и понимания лицами, не вовлеченными непосредственно в государственную управленческую деятельность; отказ от советской номенклатурной системы формирования трудового коллектива исполнительных органов, привлечение к государственной и муниципальной службе специалистов высокого уровня посредством контрольных испытаний, в том числе в области непосредственной практической деятельности и др.

Таким образом, успешная реализация реформы государственного управления должна быть обеспечена посредством:

  • разработки научно и практически обоснованной концепции организации исполнительной власти, в том числе посредством внедрения положительно зарекомендовавших себя в развитых странах инструментов и механизмов организации государственного управления;

  • налаживания диалога с обществом,

  • формирования каналов связи между обществом и государством и системы общественного контроля государственной исполнительной деятельности;

  • привлечения к государственной управленческой деятельности наиболее талантливых, активных, инициативных, ответственных представителей общества;

  • формирования жизнеспособных институтов гражданского общества, способных эффективно решать социально-экономические задачи развития муниципалитета, региона, государства в целом.

Другими словами, перед государством сегодня стоит задача обеспечения механизма реализации формально закрепленного права граждан на информацию о разрабатываемых и реализуемых государством управленческих решениях и на участие в подготовке, разработке и реализации таких решений.

Проблемы реформы государственного управления:

Отсутствие единой научно и практически обоснованной концепции оптимальной организации исполнительной власти: принимаемые программные документы страдают формализмом и требуют более тщательной проработки механизма их реализации. Так, в частности, за последние десятилетия структура государственного управления переживала многочисленные изменения – исполнительные органы переименовывались, объединялись, учреждались новые; деятельность
аппарата управления остается во многом закрытой, непрозрачной.

Указанные тенденции частично преодолеваются посредством формирования института электронного правительства; коррупционные тенденции в области исполнительной власти; неразвитость институтов гражданского общества: слабая гражданская позиция, отсутствие культуры и эффективных механизмов учреждения и функционирования независимых общественных организаций, низкий уровень правосознания и пр.

Цифровая трансформация.

До настоящего времени понятие «цифровая трансформация» не получило однозначного определения. В широком смысле под цифровой трансформацией понимаются изменения всех аспектов общества, связанные с применением цифровых технологий. Цифровая трансформация рассматривается как ключевой тренд, характерный для различных отраслей и секторов экономики и социальной сферы, позволяющий радикально повысить результативность или расширить объем операций организации.

Стратегии цифровой трансформации часто направлены на трансформацию (изменение) продукции, процессов, организации деятельности (управления) на основе применения инновационных технологий, создают новые возможности для взаимодействия с потребителями и удовлетворения их потребностей.

Для анализа понятия цифровой трансформации в государственном управлении представляется полезным выделить основные этапы цифровизации. Так, можно выделить три основных этапа цифровой трансформации:

– оцифровка процессов, в рамках которой осуществляется внедрение традиционных цифровых технологий для повышения эффективности деятельности органов власти, управления данными;

– электронное правительство, предполагающее внедрение цифровых технологий, особенно основанных на использовании интернета, для совершенствования государственного управления;

– цифровое правительство, при котором цифровые технологии последнего поколения (такие как интернет вещей, искусственный интеллект, предиктивная аналитика) позволяют учитывать предпочтения пользователей при формировании состава предоставляемых услуг и процедур, связанных с их получением. Цифровые технологии становятся не просто инструментом реализации стратегии модернизации государственного управления, но и в значительной степени определяют направления изменений.