Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1306
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену
Оглавление
1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права. 4
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя. 7
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России. 11
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации. 13
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе. 17
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений. 24
7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение. 27
8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации. 30
9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления. 31
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления. 32
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества. 35
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация. 38
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России. 41
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе 47
15. Актуальные проблемы административной ответственности. 48
16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества. 50
17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. 52
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях. 53
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти. 56
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования). 58
21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России. 59
1. Понятие и правовой режим территории государства. 63
2. Правовой режим государственной границы. 65
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти. 67
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ. 68
5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий). 73
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ. 76
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ. 78
8. Производство по образованию нового субъектов РФ. 81
9. Производство по принятию нового субъекта РФ. 83
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ 86
11. Производство по изменению границы субъекта РФ 87
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований. 92
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов. 94
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов. 98
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов. 100
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности. 102
17. Производство по изменению границ муниципальных образований. 107
18. Производство по преобразованию муниципальных образований. 108
19. Производство по упразднению муниципальных образований. 109
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования. 111
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства. 115
1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 116
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России). 118
3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 119
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления. 121
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти. 123
6. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по вопросам разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. 135
7. Интерпретация конституционно-правовых принципов разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституционным Судом РФ. 139
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ. 141
9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ. 142
10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции. 145
11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. 148
12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования. 150
13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. 152
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов. 159
1. Особенности принятия законов субъектов РФ. 161
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности. 165
3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе. 167
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства. 171
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России. 174
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ. 175
1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. 177
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти. 178
3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 179
4. Особенности защиты избирательных прав граждан. 180
5. Защита прав несовершеннолетних. 183
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России. 191
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека. 197
1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. 199
2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина. 205
3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. 206
1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации. 208
2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ 210
3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации 211
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования. 215
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования. 219
6. Роспуск представительного органа муниципального образования 223
7. Ответственность Правительства РФ. 224
8. Ответственность судей в РФ. 226
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц. 227
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности. 231
11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика. 232
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности. 235
13. Понятие и виды коррупциогенных факторов. Обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности. 236
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. 240
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов. 242
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры. 244
Дисциплина (модуль) «Актуальные проблемы конституционного, муниципального и административного права»
1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.
Проблема предмета конституционного права является дискуссионной. В дореволюционной государствоведческой литературе отмечалось, что предмет государственного права охватывает не только отношения властвования, но и правовое положение граждан.
Сходные взгляды утвердились среди советских государствоведов (С.С. Кравчук, М.Г. Кириченко). В то же время приоритетным остается подход, в соответствии с которым конституционное (государственное) право прежде всего имеет своим предметом организацию государственной власти. С иных позиций предмет конституционного права представлен более широко.
В частности, А.Е. Козлов исходит из того, что в предмет дисциплины входят отношения в разных сферах жизни общества - политической, экономической, социальной и духовной: это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти;
б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством).
Кутафин О.Е. в своем учебнике «Предмет конституционного права» писал, что при определении предмета конституционного права нельзя не учитывать сформулированного уже достаточно давно вывода о том, что особенность конституционно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах жизни общества конституционное право непосредственно в полном объеме регулирует общественные отношения, а в других - лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах.
На этом основании выделяют две группы отношений:
1) те, которые выступают предметом регулирования только в конституционном праве;
2) базовые, основополагающие отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной и духовной областях жизни общества.
Соответственно, первую группу отношений образуют те из них, которые связаны с функционированием главных составляющих государства - регулированием правового положения населения, территории и государственной власти. Население представлено совокупностью граждан и иных лиц, находящихся под юрисдикцией государства.
Что касается второй группы отношений, то к таковым относят те из них, которые, складываясь в разных сферах жизнедеятельности общества (не только в политической, но и в экономической, социальной и духовной), обладают конституционно-правовыми свойствами, а именно:
1) их участниками являются: субъекты конституционного права (федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, граждане, общественные и религиозные объединения, политические партии, соответствующая территория, многонациональный народ или население соответствующего территориального образования и другие общественные образования и физические лица, наделенные конституционной правосубъектностью);
2) объектом таких отношений (того, по поводу чего они возникают) выступают:
а) конституционные ценности - государственная территория, государственная власть, местное самоуправление, имущественные и неимущественные блага и
б) конституционное поведение;
3) конституционные отношения возникают на основании соответствующих государственно-правовых (конституционно-правовых) фактов, предусмотренных гипотезами соответствующих конституционно-правовых норм;
4) содержанием таких отношений выступает конституционное поведение, вызывающее соответствующие конституционно-правовые последствия.
Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:
1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;
2) основной источник конституционного права - Конституция РФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;
3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство.
Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;
4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права
;
5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;
6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;
7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.
В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.
В муниципально-правовой науке можно выделить три основных подхода к определению понятия и содержания предмета муниципального права, каждый из которых имеет важное теоретическое, познавательное и практическое значение.
Сторонники первого подхода — С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев, Е.С. Шугрина — под предметом муниципального права понимают общественные отношения, возникающие в процессе реализации населением своего права на местное самоуправление. Конституция РФ определила, что граждане РФ осуществляют местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 130 и 131).
В рамках данного подхода к пониманию предмета муниципального права находятся также позиции, выраженные А.И. Коваленко, Н.Л. Пешиным, Т.М. Бялкиной и М.В. Карасевой, которые под предметом муниципального права понимают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. По сути, это лишь незначительная конкретизация приведенного выше определения, поскольку осуществление права на местное самоуправление проявляется как в организационном его оформлении, так и в непосредственном осуществлении.