Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Есть примеры определения понятия и видов населенных пунктов в региональных законах, например, в Законе Сахалинской области от 23 марта 2011 года N 25-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Сахалинской области»:

  • населенный пункт Сахалинской области - часть территории Сахалинской области, имеющая установленный статус (принадлежность населенного пункта к определенной категории и виду), официальное наименование, сосредоточенную застройку в пределах фиксированной границы, являющаяся местом постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей

  • Населенные пункты подразделяются на следующие категории:

1) городские населенные пункты;

2) сельские населенные пункты.

  • Городские населенные пункты (административно-территориальная или территориальная единица, являющаяся промышленным, экономическим и социальным центром, имеющая преимущественно средне - и многоэтажную жилую застройку) делятся на следующие виды:

1) город (город областного значения, город районного значения);

2) поселок городского типа (рабочий, дачный поселок).

  • Сельские населенные пункты делятся на следующие виды:

1) село;

2) поселок;

3) станция;

4) разъезд;

5) хутор;

6) иные населенные пункты, не отнесенные к городским населенным пунктам.

  • Населенные местности, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и (или) являющиеся объектами служебного назначения (вахтовые и дачные поселки, железнодорожные будки, дома лесников, заимки, полевые станы, метеостанции, животноводческие стоянки, прииски, лесоучастки и другие объекты), а также одиночные дома не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми находятся в административных, производственно-коммерческих и социально-бытовых отношениях.

Определения разных видов населенных пунктов (могут конкретизироваться в законах субъектов):

Город — населенный пункт, являющийся промышленным, экономическим и культурным центром, имеющий развитую инфраструктуру (социальную, производственную, инженерную и транспортную), определенную численность жителей, большинство из которых заняты несельскохозяйственными видами производства и обслуживания, имеющий важное (промышленное, социально-экономическое, социально-культурное, историческое) значение, перспективу дальнейшего развития и роста численности населения.


Посёлок городского типа — тип населённого пункта, выделенный во времена СССР. По численности населения посёлок городского типа занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До административно-территориальной реформы 1923—1929 годов такие населённые пункты назывались посадами, местечками и поселениями городского типа. Одновременно с понятием «посёлок городского типа» в России употребляются термины «рабочий посёлок», «курортный посёлок» и «дачный посёлок». Посёлок городского типа — обобщающий термин, обозначающий специфическую категорию населённого пункта, а рабочий посёлок, курортный посёлок и дачный посёлок — более детальные понятия административно-территориального устройства России.

Деревня — небольшое крестьянское селение с несколькими десятками домов индивидуальной застройки; на начало XX века основным отличием деревни от села являлись отсутствие церкви в деревне и размеры поселения.

Посёлок — это первоначально небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города, основного селения, возникший преимущественно выделением от основного населённого пункта (дачный посёлок, курортный посёлок), либо возникший вокруг железнодорожной станции, фабрики, завода и тому подобного (рабочий посёлок: станционный посёлок, фабричный посёлок, посёлок золотодобытчиков и др.).

Станица — сельская единица, состоящая из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).

Хутор — малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.

Кишлак — постоянный сельский населённый пункт, в некоторых странах зимовка или зимнее жильё.

Аул — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа.



14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.


Согласно 9-й статье Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – 152-ФЗ), предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вносить:

— органы государственной власти Российской Федерации;

— органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

— органы местного самоуправления;

— общественные объединения;

— юридические лица;

— граждане Российской Федерации.

Какие географические объекты нельзя переименовать?

В 2019 году в России 45 аэропортам соответствующим Указом Президента РФ были присвоены имена исторических, научных и культурных деятелей, имеющих особые заслуги перед Отечеством. Так, магаданскому аэропорту «Сокол» присвоено имя поэта Владимира Высоцкого, тюменскому «Рощино» – ученого Дмитрия Менделеева, воронежскому «Чертовицкое» – имя Петра I. Имена отбирались путем массового голосования граждан в рамках проекта «Великие имена России». Проголосовать мог каждый желающий.

Однако, несмотря на активное участие в процессе граждан, инициировали переименование аэропортов все-таки органы государственной власти. Все потому, что аэропорты входят в перечень объектов, о переименовании которых простым гражданам стоит забыть. Эти географические объекты может переименовать только Правительство РФ:

— железнодорожные станции (да, названия «Жижица» и «Кака» так и будут веселить проезжающих мимо пассажиров);

— морские и речные порты;

— аэропорты;

— географические объекты в пределах внутренних вод;

— географические объекты территориального моря;

— географические объекты континентального шельфа;

— географические объекты исключительной экономической зоны Российской Федерации;

— географические объекты, открытые или выделенные российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики).

Отметим, что деревень и сел в перечне нет.

Порядок переименования географических объектов


ШАГ 1. Сформировать предложение о присвоении наименования географическому объекту или о его переименовании.

ШАГ 2. Собрать документы, обосновывающие указанное предложение, и расчеты необходимых затрат.

ШАГ 3. Направить этот пакет документов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие географические объекты. Между тем, в 152-ФЗ не уточняется, в какой форме должны быть документы.

Важно! Отметим, что в разных субъектах РФ порядок переименования географических объектов может иметь свои нюансы. Уточняйте, какие особенности есть в вашем регионе.

Как обосновать переименование

Финансирование работ по присвоению наименования географическому объекту или по переименованию географического объекта происходит за счет бюджетных средств. А значит, аргументы для переименования должны быть железными – переименовать просто так деревню Волки в Зайцы не получится.

1. Назвать именем выдающегося деятеля. Географическому объекту могут присваиваться имена тех, кто принял участие в открытии, изучении, освоении или основании географических объектов. Имена выдающихся деятелей и людей, имеющих заслуги перед государством, посмертно могут присваиваться объектам без названия.

2. Переименовать населенные пункты с одинаковыми названиями. Одно и то же наименование нескольких однородных географических объектов в пределах административно-территориального образования не допускается. Это затрудняет хозяйственную или иную деятельность, поэтому один из объектов переименовывается.

До 1996 года тезкой балтийского Калининграда был подмосковный Королев. Причем если Кенигсберг получил название в честь государственного и партийного деятеля Михаила Калинина в послевоенное время – 1946 году, то нынешний Королев стал Калининградом еще в 1938 году. Переименование наукограда в Указе Президента РФ объяснялось «обращением коллективов предприятий и организаций г. Калининграда Московской области, а также администрации города».

3. Вернуть объекту историческое наименование. Переименовать географический объект можно также для возвращения широко известного в прошлом и настоящем наименования.


Так, например, в 2005 году город Спасск Пензенской области, переименованный в 1925 году в честь поэта Демьяна Бедного в Беднодемьяновск, вернул свое историческое наименование и снова стал Спасском. Это название город получил несколько веков назад благодаря церкви во имя Спаса Преображения, построенной на территории города (а тогда – села) монастырскими властями.

Кроме того, согласно 152-ФЗ, наименование, присваиваемое географическому объекту, должно:

1. Отражать наиболее характерные признаки географического объекта, местности, в которой он расположен, или особенности жизнедеятельности населения этой территории.

2. Состоять не более чем из трех слов, естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов. Если географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, он переименовывается.

3. Соответствовать правилам русской орфографии или орфографии других языков народов Российской Федерации.

Что дальше?

А дальше законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают предложение, информируют население о необходимых затратах и высказывают мнение об указанных предложениях. В случае одобрения эти органы направляют документы-обоснования и расчеты необходимых затрат на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. И только после этого возможно переименование. Как видим, решение о нем, согласно 152-ФЗ, находится в руках региональных органов государственной власти.

Важно уточнить

Еще раз уточним. Мы описали общий порядок переименования географических объектов, отраженный в 152-ФЗ. Однако в законодательстве некоторых субъектов РФ он приобретает некоторые нюансы. Например, в регионах могут различаться органы местного самоуправления, которые принимают решение; информирование граждан где-то происходит через референдум, а где-то – через СМИ. В законодательстве некоторых субъектов РФ и вовсе нет упоминания о порядке переименования административно-территориальных единиц.

Так, для регионального законодательства характерна детализация порядка, установленного Федеральным законом от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов». Это связано со 2-ой частью 9-й статьи 152-ФЗ, который предписывает законодательным органам власти субъектов РФ выявлять мнение населения о предложениях, касающихся присвоения наименований географических объектов, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами самих субъектов РФ.