Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1315

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Девятая (факультативная) стадия - обжалование или опротестование принимаемых на разных этапах решений. Однако на практике она почти не применяется и касается больше решений, принимаемых на уровне субъектов РФ. Так, 30 августа 1994 г. Законодательное Собрание Ивановской области приняло Постановление N 96, которым фактически установило границы между Ивановской и Нижегородской областями. В Постановлении указывалось: учитывая сложившуюся практику хозяйственного

использования акватории Горьковского водохранилища, что позволяет создать единый экологический контроль за сохранностью рыбных запасов и состоянием природных вод бассейна реки Волга, следует считать границей между Ивановской и Нижегородской областями линию, проходящую по левому берегу Горьковского водохранилища, с 50-метровой береговой зоной и 100-метровой зоной устья рек, впадающих в реку Волга, в соответствии с прилагаемой картой. Членам согласительной комиссии по вопросу описания новой линии границы между Ивановской и Нижегородской областями от Ивановской области предлагалось руководствоваться в своей работе данным Постановлением. Естественно, на такое решение был принесен протест.

Рассмотрев протест прокурора Ивановской области от 20 октября 1994 г. N 7-16-94, Законодательное Собрание Ивановской области отменило свое ранее вынесенное Постановление от 30 августа 1994 г. N 96 и вынесло новое Постановление от 3 ноября 1994 г. N 160, в соответствии с которым было принято обращение в Совет Федерации РФ.

Таким образом, анализ нормативных правовых актов, регулирующих особенности изменения границ субъектов РФ, и складывающейся правоприменительной практики показывает, что правовое регулирование существенно отстает от существующих общественных отношений и не успевает должным образом восполнить все имеющиеся пробелы.



12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.


Определение порядка установления и изменения наименований муниципальных образований, и собственно установление и изменение этих наименований полностью находятся в компетенции органов власти субъекта Федерации.

Решение о наименовании муниципального образования принимается органом законодательной власти субъекта Федерации по представлению главы исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

При определении наименования муниципального образования учитывается мнение населения соответствующей территории, выраженное или представительным органом, или на местном референдуме (консультативном опросе), или на собрании (сходе, конференции) граждан.

В случае существования в муниципальном образовании почтово-телеграфных отделений или крупных объектов транспорта определение или изменение наименований производится по согласованию с соответствующими органами управления связи и транспорта.

Муниципальному образованию не может быть присвоено наименование, уже существующее в субъекте Федерации.

Правила техники официального наименования наиболее часто формулировались в законах субъектов РФ в виде следующих требований:

— наименование муниципального образования должно определяться с учетом географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий. В частности, оно должно быть образовано от названия административного центра муниципального образования;

— в наименовании муниципального образования должны быть отражены вид и название административно-территориального образования, в состав которого входит данное муниципальное образование.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

наименование муниципального образования упоминается дважды.

В первом случае в п. 6 ст. 19 сказано, что федеральный закон или закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны устанавливать вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями.

Далее, в п. 1 ст. 44, где установлен перечень обязательных предметов регулирования устава муниципального образования, особо выделен вопрос наименования муниципального образования.

Таким образом, в действующем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нет ни слова ни о праве каких-либо органов государственной власти субъекта Федерации устанавливать и изменять наименование муниципального образования, ни о праве определять порядок установления наименования. Напротив, вполне однозначно написано о том, что наименование муниципального образования должно определяться уставом муниципального образования, который, как хорошо известно, принимается представительным органом самостоятельно.

При этом п. 2 ст. 10 действующего федерального закона сохранил за субъектом Федерации полномочие устанавливать и изменять границы территорий муниципальных

В наименованиях городских поселений вместо указания на статус муниципального образования нередко дается ссылка на вид населенного пункта, который является административным центром поселения или в границах которого создано муниципальное образование. То же самое относится и к официальным наименованиям городских округов.

В наименование муниципальных образований в качестве дополнительного элемента может включаться почетный или специальный статус территориальной единицы, в границах которой существует муниципальное образование (город-герой Волгоград, город-курорт Геленджик).

После принятия Федерального закона «О почетном звании Российской Федерации “Город воинской славы”» от 09 мая 2006 г. № 68-ФЗ [17] можно предположить, что это почетное звание также может войти в наименование муниципального образования, созданного на территории города, которому такое звание присваивается.


В качестве полного официального наименования будет выступать название, сформулированное в законе субъекта Федерации, а в качестве сокращенного наименования — традиционное, существовавшее до реформы местного самоуправления.

Есть основания выделить в наименовании муниципального образования следующие элементы:

— собственный индивидуализирующий элемент, выполняющий функции основного элемента;

— дополнительные элементы, к числу которых могут относиться:

а) заимствованный индивидуализирующий элемент, указывающий на территориальную принадлежность муниципального образования к муниципальному району или субъекту Федерации;

б) указание на статус муниципального образования;

в) определение вида населенного пункта, являющегося административным центром;

г) ссылка на почетный или специальный статус населенного пункта, являющегося административным центром.

До реформы местного самоуправления в России порядок установления или изменения наименования муниципального образования являлся одним из инструментов правового регулирования территориальной организации местного самоуправления, который могли использовать органы государственной власти субъектов Федерации.

Муниципальное образование — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существовало 5 видов муниципальных образований:

сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.


городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах

внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:

городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.