Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1344

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Законодатель дополнил статью 131 ранее не существовавшей частью 3 следующего содержания: «3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом». Статья 132 Конституции Российской Федерации также была дополнена ранее не существовавшей частью 3 такого содержания: «3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Новое понятие для Конституции Российской Федерации появилось в связи с изменениями содержания статьи 133, теперь она звучит так: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

Рассмотрев конкретные изменения в Конституцию, необходимо оговориться, что поправки в Конституцию Российской Федерации имеют определенный порядок вступления: после того, как закон принят в трех чтениях Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, поддержан всеми законодательными собраниями субъектов Российской Федерации и его подписал Президент Российской Федерации, начинает действовать только статья 3 Закона о поправке к Конституции, в которой прописана процедура вступления поправок в силу. После проверки Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента не вступившие в силу поправки и предложенную процедуру голосования на соответствие главам 1, 2 и 9 Основного закона нашей страны - вступает в силу статья 2 об общероссийском голосовании за поправки, которое еще ожидается в будущем.

Таким образом, отметим, что современное развитие российского конституционализма в настоящее время связано с процессом создания единой системы публичной власти благодаря поправкам 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Руководство страны, консолидируя мнение научной общественности, практиков, населения, создает новый механизм публичной власти, выстраивает четко функционирующую вертикаль, не забывая и об особом правовом статусе местного самоуправления. «Полномочия и реальные возможности местного самоуправления - самого близкого к людям уровня власти - могут и должны быть расширены и укреплены» - такую задачу на будущее поставил Президент РФ в Послании 2020 г. и тот большой первый шаг, сделанный законодателем в новых положениях Конституции РФ 2020 г., должен привести к серьезному положительному результату. Что согласуется с самой сутью конституционализма, который, по мнению В.Т. Кабышев и Т.М. Пряхина, «не только правление в рамках конституции, это прежде всего система ценностей, идей и взглядов на характер политико-правовой организации государства, философия юридического мировоззрения, основанного на постулатах правового государства». Новеллы законодательства в рамках поправок в Конституцию предполагается наполнять совершенно иным содержанием, которое в основе своей будет предполагать передачу больших полномочий именно гражданам для того, чтобы они более эффективно принимали участие в управлении государством, решении вопросов, которые стоят перед нашей страной. Таким образом, повторимся, что теория, практика и проблематика российского конституционализма не могут абстрагироваться от реальности, политической, общественной и государственной жизни, так как именно конституционализму в настоящее время принадлежит решающая роль определять и выстраивать систему защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя
.


24>

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.


Независимость суверенных государств лежит в основе современной системы международных отношений и зиждется на соответствующей политической самоидентификации современного человека.

Как известно, идея национального суверенитета государства, то есть право государства самостоятельно осуществлять во всей полноте свою внутреннюю и внешнюю политику вошла в мировую политику в середине XVII в. Вестфальская модель сувере­нитета (1648 г.) основывается на утверждении нетерпимости государства по отно­шению к внешнему вмешательству в свои внутренние дела.

Эту систему принято называть Вестфальской, т.к отсчет времени ее существования ведется с момента заключения Вестфальского мира в 1648 г. Хотя географический охват преобразований, инициированных Вестфальским миром, был относительно скромным, ограниченным преимущественно Центральной Европой, принципы, на которых он был основан, прежде всего принцип государственного суверенитета, впоследствии легли в основу и многих других договоров, сформировавших облик современного мира.

Государство должно минимизировать ограничения суверенитета, налагаемые внешним окружением. Поэтому одним из фундаментальных элементов этой системы является доктрина невмешательства. Государство, суверенитет которого признается другими, входит в круг суверенных государств и получает своего рода иммунитет против вмешательства. Внутренний суверенитет, таким образом, остается в неприкосновенности. С этого же момента в международные отношения стали вступать исключительно суверен­ные государства, являвшиеся единственным субъектом и объектом меж­дународных отношений. Таким образом, в рамках этой концепции суверенитет рассматривается как универсальная ценность, так как государ­ство суверенно лишь на том основании, что оно государство.

Проводится различие между внутренним и внешним аспектами суверенитета.

Под внутренним аспектом подразумевается верховная власть в рамках определенной территории, на которую не распространяется зако­нодательная, исполнительная и судебная юрисдикция другого государ­ства за исключением международного права.


Внешний аспект предполагает независимость и равенство государств, их субъектность в между­народном законодательстве.

Действительно, традиционно «суверенитет» связывали с государственностью. Концепция абсолютности и неделимости суверенитета восходит к Гоббсу, который не усматривал никакой власти выше государственной.

Гегелевская трактовка неограниченности государственного суверенитета имела своими следствиями тоталитаризм и экспансионизм: если госу­дарство располагает абсолютной и неограниченной властью, у него нет обязательств уважать права собственных граждан и других государств.

При изменении исторических условий содержание категории «суверенитет» изменяется. Оно претерпело существенную переоценку и переосмысле­ние во второй половине XX в. Этому способствовали принятие в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и особенно Хельсинкский акт Заключительного совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе 1975 г. С этого времени принцип свобод личности, который первоначально был принят в качестве основы внутренней структуры демократических государств, после Второй мировой войны распространился по всему миру. Был провозглашен приоритет прав человека и приоритет гуманитарных обменов над суверенностью государства.

Среди существенных ограничений государственного суверенитета многие юристы перечисляют следующие:

  • концептуальное: не существует абсолютного и безграничного суверенитета; как всякое верховенство и власть он имеет свои естественные пределы, «в самом понятии суверенитета лежит уже момент его ограниченности»;

  • территориальное: оставаясь государственно-правовым понятием, суверенитет оказывается связанным с понятием государства и, следовательно, территориально ограничен;

  • гуманитарное: внутренний суверенитет государства ограничен нормами, обязывающими соблюдать права человека;

  • международное: государство обязано действовать в соответствии с нормами международного права;

  • общеправовое: суверенная власть ограничена правовыми нормами, составляющими принципы цивилизованного общества.


Эволюция принципа суверенитета продолжается и в наши дни.

Говоря о причинах этого, следует обратить внимание на комплекс процессов, именуемых «глобализацией». Глобализация стала одним из самых актуальных вопросов современного мира, который активно обсуждается во всех государствах на разных уровнях. В ее основе лежат исторические предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего современных информационных технологий.

Современная мировая экономика демонстрирует качества единой системы и функционирует по общим законам. Уже ни одна страна не способна существовать в условиях экономического обособления. Потребности экономического развития вступают в противоречие с принципом не­зыблемости суверенитета государства в той мере, в какой государствен­ные границы препятствуют экономической эффективности и социальному прогрессу.

Главным следствием процессов глобализации с точки зрения проблемы суверенитета государства является противоречие между возрастаю­щей экономической и политической взаимозависимостью стран с одной стороны и сохранением за государством права самостоятельно решать собственные проблемы с другой. Возникает дисбаланс между политическим, экономическим и юридическим пониманием суверенитета в секторах, затронутых процессом глобализации. Государствам как первичным субъектам международного права приходится принимать решения исходя из необходимости учитывать не только внутригосударственные политико-правовые аспекты и ограничения, обусловленные стремлением сохранить свою легитимность, но и международные реалии все более интернирующегося международного сообщества.

Понятие суверенитета все больше растворяется в быстро возрастающем количестве новых международных и межгосударственных связей. Оно существенно трансформируется и ограничивается этой сис­темой.

По мере развития глобализации и все большего упрощения трансграничных коммуникаций относительно слабые страны все чаще сталкиваются с ситуацией, когда наиболее влиятельными в их обществах оказываются внешние для них силы — будь то иные государства или глобальные корпорации. Ведь не секрет, что, чем государство меньше в территориальном плане, чем слабее его внешнеполитические ресурсы, будь то развитие экономики, демографическая структура, военный потенциал, обеспеченность природными ресурсами и пр., тем скорее такое государство окажется в сфере влияния другого государства, обладающего внешнеполитическим потенциалом в преобладающей степени.