Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1310
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона
;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3настоящего Федерального закона (далее - заключение).
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.
При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях,;
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Контроль за деятельностью органов публичной власти – это наблюдение за деятельностью органов публичной власти с целью оценки законности и эффективности их деятельности, осуществляемые соответствующими субъектами.
Политический контроль за деятельностью органов власти субъектов Федерации осуществляют Федеральный центр и представители главы Российской Федерации в Федеральных округах.
Депутаты представительного органа власти субъекта Федерации также могут осуществлять контроль деятельности исполнительной власти и влиять на эффективность, оперативность и законность. При всенародном волеизъявлении оценку результатов деятельности региональных властей выносит непосредственно население субъекта Федерации. Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.
Административный контроль
Особенностью административного контроля является то, что это контроль внутри самой административной системы. Руководители административного аппарата обязаны осуществлять надзор за действиями подчиненных, на предмет законности действий, их необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма административного контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, право изменять или отменять решения, принятые подчиненными. Контроль со стороны вышестоящих руководителей дополняется деятельностью специальных внутренних надзорных органов — инспекций.
В системе органов государственной власти существует специальная система надзора вышестоящих органов власти за деятельностью нижестоящих. Органы власти субъектов Федерации, с одной стороны, по ряду вопросов подвергаются надзору со стороны федеральных органов власти, а с другой стороны, по отдельным вопросам являются проверяющими и контролирующими органами по отношению к муниципальным органам.
Так, правовой надзор деятельности районов и муниципальных образований