Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1350
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Авторы Стратегии убедительно показывают значительное отставание России от развитых стран в области организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, жилищнокоммунальное хозяйство). Россия является поставщиком идей и мозгов для других стран. В будущем межстрановая конкуренция за людей и разрабатываемые ими новые идеи и технологии станет значительно более острой, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы. Не проиграть в этой конкуренции можно только создав среду, благоприятную для жизни и развития человека. Эта среда должна способствовать проявлению инициативы. Для России это означает модернизацию системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, пенсионной системы.
В Стратегии отмечается невозможность решения проблем местных сообществ из центра, что требует усиления “самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области социальной политики”. При этом важно обеспечить сохранение единого социального пространства в РФ путем соблюдения федерального законодательства и базовых федеральных стандартов в отраслях социальной сферы.
Руководством страны в 2012 г. поставлена стратегическая задача — в ближайшие шесть-десять лет создать в России современную, динамично развивающуюся социальную сферу. Для этого необходимо решить следующие системные вопросы:
-
— сформировать независимую систему оценки качества работы учреждений социальной сферы, включая критерии эффективности, практику публичных рейтингов социальных учреждений, принятие профессиональных и этических кодексов; -
— определить современный набор социальных услуг, необходимых для граждан в условиях развивающегося, усложняющегося общества; -
— открыть социальную сферу для предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций, готовых предоставлять качественное образование, медицинскую помощь и социальную защиту. Тем самым в комплексе социальных услуг будет создана конкурентная среда, необходимая для его развития. -
7 мая 2012 г. принят Указ Президента РФ № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, в котором Правительству РФ были поставлены следующие задачи в области совершенствования экономического механизма организаций и отраслей социальной сферы: -
1) обеспечить доведение в 2012 г. средней зарплаты педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней в соответствующем регионе; доведение к 2013 г. средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 г. средней зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней в соответствующем регионе; повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 % от средней зарплаты в соответствующем регионе; -
2) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:-
а) повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников, ... младшего медицинского персонала ..., среднего медицинского (фармацевтического) персонала ... — до 100 % от средней зарплаты в соответствующем регионе; работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 % от средней зарплаты в соответствующем регионе; -
б) установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; -
в) повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;
-
-
3) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет ассигнований из федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; -
4) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования; -
5) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности; -
6) предусмотреть начиная с 2013 г. меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; -
7) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования; -
8) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:-
а) создать к 2015 г. в малых городах не менее пяти центров культурного развития; -
б) включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 % издаваемых в России наименований книг; -
в) обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; -
г) обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; -
д) обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к2018г. 27 виртуальных музеев; -
е) увеличить к 2018 г. в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах РФ; -
ж) увеличить к 2015 г. до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; -
з) увеличить к 2018 г. в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 % от общего числа детей. В соответствии с данным Указом Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации поручено:-
— обеспечить разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры; -
— разработать комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию; -
— разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.
-
-
В качестве приоритетных направлений социальной политики России в современных условиях можно выделить:
-
Сокращение диспропорций между бедными и богатыми слоями российского населения, сокращение уровня бедности и увеличение среднего класса. Это направление должно быть реализовано посредством повышения минимального размера заработной платы, среднего размера пенсий, интенсификации адресной социальной помощи посредством разработки и реализации федеральных и региональных программ поддержки социально уязвимых слоев населения; -
Расширение перечня и объема реабилитационных услуг, реализуемых специализированными учреждениями в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья; -
Дальнейшее расширение и углубление инструментов поддержки семьи, в том числе посредством увеличения пособий на детей и предоставления дополнительных мер поддержки родителям; -
Реализация эффективной демографической политики и др.
Дисциплина (модуль) «Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления»
1. Понятие и правовой режим территории государства.
Территория государства (государственная территория) — одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства.
Состав государственной территории:
-
суша — сухопутная территория в пределах государственных границ -
водное пространство: внутренние и территориальные воды -
воздушное пространство в пределах суши, внутренних и территориальных вод -
недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины. -
юридическая принадлежность (космос, посольства, хождение под флагом).
Правовой режим государственных территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.
В настоящее время международным правом запрещается насильственный захват территорий других государств, нарушение государственных границ, использование их территорий без согласования с ним. Также закреплён принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств.
Международное право допускает возможность (признаёт законными) изменения границ государственной территории лишь в строго определённых случаях:
-
Изменение границ государственной территории, произведённое на основе принципа самоопределения народов и наций. -
Обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.
Территория и другие пространства (общие вопросы)
По юридическим характеристикам различают территории, находящиеся под суверенитетом государства, территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, и территории со смешанным режимом.
Каждый из перечисленных видов территорий – пространств – имеет определенный правовой статус, нашедший отражение в международных договорах, обычаях, а также в национальных нормах.
Установленный ими правопорядок обеспечивается международным правом и самими государствами.
Территории с международным режимом
К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании.
Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.
Территории со смешанным режимом
К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана – прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории.
Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).
Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства.
Государственная территория находится под исключительной и полной властью данного государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством. Территориальное верховенство составляет органическую часть государственного суверенитета.
В содержание понятия территориального верховенства входит прежде всего суверенное и неотъемлемое право субъекта международного права выбирать, в пределах его территории, свою политическую, социально-экономическую и культурную систему, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме.
Территориальное верховенство народа осуществляется его национальным государством, которое несет, как сказано в «Хартии экономических прав и обязанностей государств» (1974 г.), «основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа». Территориальное верховенство включает право каждого государства на выбор целей и средств развития страны, мобилизацию и использование своих природных ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе реализации этого права и всех выгод, вытекающих из этого права.
Территориальное верховенство предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию.
Современное международное право в ряде случаев запрещает злоупотребление территориальным верховенством (подготовка и засылка вооруженных банд через границу, испытания ядерного оружия в воздухе и под водой, производство запрещенных видов оружия, преступления против человечества и др.).
Состав государственной территории
В состав государственной территории входят суша и воды, очерченные границами данного государства, их недра, а также воздушное пространство над сушей и водами. К государственной территории приравниваются подводные кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие части территории данного государства, технические сооружения, возведенные на континентальном шельфе или в недрах дна открытого моря.
Сухопутная территория. Государственная территория включает прежде всего всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством.