Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1347
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
В многонациональной и многоконфессиональной России - вследствие особенностей функционирования ведущих вероучений (с одной стороны, православия как господствующего направления христианства, а с другой - мусульманства), их влияния на социальную жизнь, в том числе использования в политической идеологии, исторически в значительной степени тесно связанного с национально-этническим фактором.
Кроме того, на современном этапе российское общество, в том числе политические партии и религиозные объединения, еще не приобрели прочный опыт демократического существования. В этих условиях партии, созданные по национальному или религиозному признаку, неизбежно ориентировались бы на преимущественное отстаивание прав соответствующих национальных (этнических) или религиозных групп. Конкуренция партий, образованных по национальному или религиозному признаку, которая особенно остро проявляется в предвыборной борьбе за голоса избирателей, способна привести вместо консолидации общества к расслоению многонационального народа России, противопоставлению этнических и религиозных ценностей, возвеличению одних и принижению других и в конечном счете - к приданию доминирующего значения не общенациональным ценностям, а какой-либо этнической идеологии или религии, что противоречило бы Конституции Российской Федерации, ее статьям 13 и 14.
Создание партий по религиозному признаку открыло бы путь к политизации религии и религиозных объединений, политическому фундаментализму и клерикализации партий, что в свою очередь повлекло бы отторжение религии как формы социальной идентичности и вытеснение ее из системы факторов, консолидирующих общество.
Таким образом, конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конкретно-историческим реалиям, сложившимся в Российской Федерации как многонациональной и многоконфессиональной стране, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.
Недопущение использования в наименованиях политических партий слов и выражений, имеющих прямое отношение к какой-либо религии, церкви или национальности, является производным от запрета на создание и деятельность партий по религиозному и национальному признаку и в условиях многоконфессионального и многонационального общества имеет целью обеспечить "прозрачность" их участия в политической жизни, а также свободу совести и соблюдение принципа демократического и светского государства и отделения церкви от государства. В частности, использование в наименовании партии слова "православная" может ввести в заблуждение избирателей в силу его очевидной связи с религией. Между тем православие как вероучение, как религиозная доктрина не может быть объектом присвоения какой-либо политической партией.
Таким образом, пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в части, запрещающей создание политической партии по признакам национальной или религиозной принадлежности (т.е. если в ее уставе и программе содержится указание целей защиты национальных или религиозных интересов и эти цели отражены в наименовании политической партии), не нарушает закрепленные статьями 13, 14, 19, 28, 30 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципы демократического и светского государства, равноправия, право на объединение, а также критерии допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в части, не допускающей создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. №30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» (О распространении на публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии порядка проведения митингов, демонстраций и шествий)
Оспариваются положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях.
Согласно данным законоположениям публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий или сооружений и других предусмотренных законом мест, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Заявитель пояснил, что порядок проведения митингов, шествий и демонстраций требует предварительного уведомления. Тем самым оспариваемые положения возлагают данную обязанность и на организаторов публичного религиозного мероприятия.
Такое правовое регулирование, по мнению заявителя, представляет собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собираться мирно и без оружия.
КС РФ пояснил следующее:
В связи с проведением публичного религиозного мероприятия не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан.
Это требует должного контроля со стороны органов публичной власти.
Поэтому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан установление уведомительного порядка для публичного религиозного мероприятия.
Вместе с тем распространение на любые молитвенные и религиозные собрания, проводимые вне специально отведенных для этого мест, правового режима митингов, демонстраций и шествий, противоречит конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности.
Проведение публичных религиозных мероприятий, не требующих от органов публичной власти принятия мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, позволяет предусмотреть для их проведения менее строгий правовой режим.
Законодателю надлежит внести изменения исходя из того, что не все виды публичных религиозных мероприятий требуют принятия мер безопасности.
До внесения изменений не следует применять уведомительный порядок к тем религиозным собраниям, которые не требуют указанных мер.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
Обеспечение безопасности дорожного движения предполагает деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения занимает прочное место в ряду важнейших социально-экономических задач.
Можно выделить следующие, наиболее острые, проблемы обеспечения безопасности движения автотранспорта в современных условиях:
1) рост количества автотранспортных средств, увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Данная проблема обусловлена непрерывным ростом мобильности населения. В результате ежегодного роста количества автотранспортных средств, значительного повышения объемов перевозок грузов и пассажиров резко возросла интенсивность движения на автомобильных дорогах, неизбежно приводящая к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. В результате дорожно-транспортных происшествий наносится значительный социально-экономический ущерб обществу. По данным ЮНЕСКО вследствие ДТП во всем мире гибнут до 350 тыс. человек, около 10 млн. человек временно теряют работоспособность или остаются инвалидами. И это без учета членов семей пострадавших, о которых тоже не стоит забывать. Гибнет и получает ранения в ДТП в основном трудоспособная мужская часть населения, призванная создавать и повышать благосостояние общества и государства;
2) рост интенсивности движения не пропорционально высок относительно темпов реконструкции существующей улично-дорожной сети и её расширения.
Отчасти это связано с рядом объективных факторов социально-экономического характера. С каждым годом возрастает диспропорция между темпами развития, реконструкции дорожно-уличной сети, применяемыми техническими средствами организации дорожного движения и увеличивающейся интенсивностью движения, скоростными характеристиками автотранспортных средств. Несмотря на существенный рост автомобильного парка, пропускная способность улиц и дорог остается практически неизменной. Перегружены основные улицы и магистрали, периодически возникают задержки в движении транспорта. Наиболее существенный рост автомобильного парка отмечается в республиканских, краевых и областных центрах округа
, где обстановка на дорогах близка к критической.
На этом фоне не происходит укрепления системы управления и эксплуатации сети автомобильных дорог общего пользования. Как показывает мировой опыт, одним из наиболее перспективных направлений совершенствования системы дорожного хозяйства страны является строительство и эксплуатация платных автомобильных дорог. Между тем, не решены проблемы формирования и функционирования системы бюджетного инвестирования в сфере строительства платных автомобильных дорог в целях ускорения развития сети автомобильных дорог общего пользования, улучшения условий и безопасности дорожного движения, развития придорожного сервиса, привлечения долгосрочных инвестиций в дорожное хозяйство;
3) отсутствие должного уровня дисциплины участников дорожного движения.
Снижение транспортной дисциплины участников дорожного движения осложняет ситуацию. В связи с социальными процессами, имеющими место в обществе, откровенное пренебрежение правилами дорожного движения становятся нормой поведения для многих водителей и пешеходов.
В первую очередь, существует необходимость привития навыков терпимости на дорогах и, нетерпимости к нарушителям, и как следствие ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения;
4) низкое качество обучения в автошколах.
Важнейшим направлением профилактики дорожно-транспортных происшествий выступает высококачественная подготовка водителей, своевременное повышение их квалификации. Развитие автомобилизации приводит к тому, что существенно возрастает доля водителей автотранспорта с малым стажем и недостаточным опытом, все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водительских кадров, что значительно влияет на состояние обеспечения безопасности дорожного движения.
Качество обучения в автошколах и уровень организации учебного процесса является низким, имеются факты сокращения программ обучения водителей, нарушение стандартов и правил в деятельности образовательных учреждений, отсутствие необходимой материально-технической базы. Выявляются факты несоответствия конструкций транспортных средств требованиям безопасности, нарушения утвержденных учебных маршрутов.