Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.


Сущность проблемы взаимодействия власти и институтов гражданского общества Проблема организации взаимодействия власти и институтов гражданского общества обладает особой актуальностью на современном этапе построения демократического государства. Власти стремятся к обеспечению формализации своего сотрудничества с институтами гражданского общества. Такая формализация состоит в обеспечении открытости государственного и муниципального управления за счет внедрения информационных технологий в процесс взаимодействия власти и общества, а также средств массовой информации. Взаимодействие органов власти и общественных институтов должно отвечать требованиям действенности и результативности.

Характеристика недостатков взаимодействия власти и институтов гражданского общества. Несмотря на провозглашенные успехи, в России все еще идет построение гражданского общества, которое сталкивается со значительным количеством проблем на пути этого построения. Власти относительно недавно вступили на путь организации действенного и эффективного взаимодействия с общественными институтами. На сегодняшний день механизм такого взаимодействия еще не полностью урегулирован, а, значит, обладает рядом недостатков. К числу недостатков взаимодействия власти с институтами гражданского общества можно отнести следующие: Во-первых, низкий уровень социального взаимодействия. В российском обществе отсутствует доверие граждан друг другу, что ведет к высокому уровню индивидуализации граждан. Для многих граждан места их проживания выступают в качестве рамочной зоны комфорта, формируя изолированность от общества. Зачастую люди не знакомы со своими соседями, не готовы к совместному решению проблем. Объединяющие движения возникают в обществе стихийно и характеризуются кратковременностью. Для российского общества характерно формирование зоны депривации, выражающей неудовлетворенность граждан от взаимодействия с другими гражданами; Во-вторых, неблагоприятные условия функционирования некоммерческих организаций, отсутствие мотивации для выдвижения гражданских инициатив. Основу формирования гражданской активности составляет неформальная среда, поскольку процесс создания общественных организаций в официальном порядке характеризуются высоким уровнем сложности. В результате государство практически не способно контролировать неформальные гражданские объединения, создавая им возможность для их участия в дестабилизации общественного развития. Существование неформальных объединений за рамками правового поля создает проблемы для организации взаимодействия власти с этими объединениями. Кроме того, государство всячески усложняет деятельность официально зарегистрированных некоммерческих организаций, к которым предъявляются жесткие требования; В-третьих, наличие системных проблем развития муниципального управления. Провозглашенная российской Конституцией независимость муниципального управления от государственной власти на практике носит достаточно формальный характер. Муниципальные власти на сегодняшний день не обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы обеспечить свою независимость от государства. Причем эта ситуация активно поддерживается государственной властью. Государство используют финансовые ресурсы для обеспечения своего контроля политической обстановки в муниципальных образованиях. Муниципальные власти сталкиваются в своей
деятельности с огромным количеством проблем, обусловленных отсутствием финансовой самостоятельности. Недостаток средств не позволяет в полной мере решать вопросы, имеющие значимость для местного сообщества, обеспечивать формирование квалифицированных муниципальных кадров и так далее. Деятельность государства должна быть направлена на урегулирование указанных недостатков взаимодействия власти и институтов гражданского общества. Решение этих проблем требует изменений системного характера, направленных на отказ власти от контроля всех сфер жизнедеятельности общества на жестких условиях. Власти должны стремиться к обеспечению прав, гарантированных российской Конституцией, а значит снижать уровень давления на общественные институты. Однако на сегодняшний день власти не готовы к таким переменам.

Статья ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С ИНСТИТУТАМИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Губарева Н.С.

Стратегией развития России до 2020 года определена особая важность формализации сотрудничества институтов гражданского общества, с государственными органами, выражающаяся в повышении открытости государственной службы.

Вышеуказанный документ ставит задачу поднять на качественно новый уровень взаимоотношения в парадигме «власть – общество – гражданин», делая их действенными и результативными.

Институты гражданского общества, функционирующие на муниципальном уровне – это закрепленные в законодательстве Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальных правовых актах формы деятельности граждан или групп граждан в муниципальных образованиях, объединенных общими групповыми целями, призванные представлять интересы граждан или юридических лиц, направленные на реализацию и защиту прав и свобод, обладающие законодательно закрепленным набором полномочий по воздействию на органы местного самоуправления.

Если рассуждать об институтах гражданского общества на муниципальном уровне, то их составными частями, элементами, по нашему мнению, являются население, собственно формы деятельности данных институтов, а также определенный набор механизмов, позволяющих осуществлять полноценный диалог «местное самоуправление – гражданское общество», при этом главный критерий выделения института – функционирование на территории определенного муниципального образования. На практике между институтами российского общества и государственной или муниципальной властью существуют проблемы во взаимодействии.



Так, С.Г. Дырда указывает, что «жители ожидают от муниципальных служб более энергичного участия в регулировании цен (снижении) в отношении жилищно-коммунальных услуг, в организации спортивной работы по месту жительства населения, благоустройстве территорий, освещении улиц, прилегающих к спальным районам территорий и т.д.».

Н.А. Колесниковой в числе характерных черт гражданского общества в современной России выделяется «низкая информированность большинства населения о деятельности общественных организаций, невысокий уровень межличностного доверия между гражданами».

Общественная палата России в докладе отмечает следующие проблемы, препятствующие диалогу с гражданским обществом: «прошедшая реформа местного самоуправления искусственно усложнила систему, породила глобальное недофинансирование муниципальных функций, формально сняла ответственность за их исполнение с государства, породила дублирование и смешение компетенций субъектов местного самоуправления различного уровня и органов государственной власти субъектов Федерации».

И.В. Бабичев и Б.В. Смирнов выделяют следующие факторы, сдерживающие активное участие населения в решении вопросов местного значения: «привычка надеяться на готовое; недостаток компетентности в области управления; неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения; недостаток времени и чрезмерная занятость.

Исходя из рассмотренных аналитических материалов, можно сделать вывод, что на сегодняшний день работа по развитию институтов гражданского общества, проводимая органами местного самоуправления, не систематизирована и имеет дискретный характер. По мнению С.М. Воробьева, «построение гражданского общества в России только на основе развития социальной активности населения без государственного участия будет малоэффективно, и не будет иметь серьезных перспектив развития в силу патерналистских основ в сознании россиян».

Таким образом, необходимо законодательное оформление деятельности институтов гражданского общества на всех уровнях власти, в том числе на муниципальном, путем закрепления определенного перечня форм и полномочий активности общества и населения. Считаем, что необходимо развивать такие формы гражданской активности на местном уровне, которые бы охватывали все население муниципального образования и закреплять их статус, перечень полномочий и ответственность в муниципальных правовых актах.




17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.


Право граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления гарантируется Конституцией (ст. 33) и является одной из важнейших гарантий демократического устройства общества.

Согласно Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г. №93-р, реализация данного права граждан включена в число приоритетных направлений деятельности органов власти. Эффективная работа данного института способствует повышению прозрачности и подотчетности государственного управления, удовлетворенности граждан качеством государственного управления, расширению возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах принятия государственных решений и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью органов власти.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, граждане довольно активно используют это право. Это может свидетельствовать о доверии со стороны населения к данному институту, то есть граждане считают, что могут решить свои проблемы с помощью обращения в органы власти. Вместе с тем, реализация данного права на практике сталкивается со множеством проблем, которые требуют решения.

Порядок обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления регулируется федеральным законом от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ред. 8 января 2019 г.). Данный закон предусматривает виды обращений граждан, обязывает органы государственной власти и местного самоуправления отвечать на поступающие обращения, устанавливает общие сроки ответа на обращения. Вместе с тем в законе остаются существенные пробелы.

Одна из главных проблем заключается в том, что закон, к сожалению, оставляет без внимания вопрос качества работы с обращениями граждан.