Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Стоит сказать о том, что в настоящее время во всех субъектах Российской Федерации действуют соглашения о взаимодействии прокуратуры с территориальными органами Минюста России. Однако в последние несколько лет наметилась отрицательная тенденция, связанная с тем, что на заключения органов юстиции органы прокуратуры не всегда дают ответ. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на федеральном регистре нормативных правовых актов, который является важнейшим инструментом мониторинга правоприменения.

Существуют проблемы с обменом информацией, которая касается нарушений сроков актуализации регистров, а также ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФ своих обязанностей по обеспечению полноты и достоверности регистров.

Иногда складывается совершенно противоположная ситуация, связанная с запоздалым представлением прокурорам заключений на нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ, которые уже опротестованы или оспорены в судебном порядке, с низким качеством и ведомственными интересами при их подготовке.

Взаимодействие органов прокуратуры и территориальных органов Минюста России в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации (М.М. Какителашвили, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 11, ноябрь 2014 г.) – можно ещё от сюда что-то почитать.

Дисциплина (модуль) «Принцип разделения властей в теории и практике российской государственности»

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.


Принцип разделения властей, безусловно, является общим для любого правового государства вне зависимости от формы его устройства: унитарного или федеративного. Вместе с тем в условиях федеративного государства этот принцип имеет свои отличительные особенности, которые заключаются в том, что:

1) система государственной власти в федеративном государстве включает в себя два уровня, две подсистемы: государственную власть федерации и государственную власть субъектов федерации. Соответственно принцип разделения властей должен быть реализован на обоих уровнях;

2) самостоятельность субъектов федерации при построении собственной системы органов государственной власти в соответствии с принципом разделения властей ограничена требованиями Конституции РФ и федеральных законов;

3) схемы организации органов государственной власти федерации и субъектов федерации в целях обеспечения единства государственной власти должны совпадать;

4) на уровне субъектов федерации, в противовес федеральному уровню, принцип разделения властей не всегда реализуется в полном объеме;

5) принцип разделения властей как основа организации и осуществления государственной власти в федеративном государстве дополняется разграничением между разными уровнями власти предметов ведения и полномочий.

Рассмотрим более подробно обозначенные особенности.

1). Первая особенность связана с тем, что федеративная организация государства предполагает федеративное устройство государственной власти. При таком устройстве государственная власть реализуется через федеральные государственные органы и государственные органы субъектов федерации. Это лежит в основе любого федеративного государства.

Как следует из ст. 3, 5 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации — это одна, цельная и единая власть, единственным источником которой является ее многонациональный народ. В связи с этим государственная власть субъектов РФ — это часть единой системы государственной власти, которую народ осуществляет через органы государственной власти субъектов РФ.



Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Так как речь идет о государственной власти в Российской Федерации в целом, то принцип разделения властей распространяет свое действие не только на федеральный уровень, но и на уровень субъектов Федерации. Конституционный Суд по этому поводу четко определил: «Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах» . Однако это не означает, что разделение властей должно быть единообразным на обоих уровнях. В полной мере принцип разделения властей должен быть реализован в первую очередь именно на федеральном уровне. На уровне же субъектов Федерации допускаются некоторые отступления с учетом традиций, исторических и иных особенностей федеративного устройства России.

Таким образом, в целях обеспечения подлинной демократии в федеративном государстве принцип разделения властей должен лежать в основе формирования не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов РФ. Более того, он оказывает определенное влияние и на организацию местного самоуправления.

2). Вторая особенность действия принципа разделения властей в федеративном государстве связана с тем, что субъекты федерации являются составными частями целостного суверенного государства. Поэтому вполне закономерно, что конституции многих федеративных государств содержат определенные предписания, регулирующие основы организации государственной власти в субъектах федерации. При этом очень важно, чтобы эти предписания не ущемляли субъектов федерации и в разумных пределах ограничивали их самостоятельность.

Статьи 11, 77 Конституции Российской Федерации подчеркивают самостоятельный характер формирования субъектами Федерации собственных органов государственной власти при наличии следующего условия: субъект РФ должен устанавливать свою систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.


Вместе с тем принятый во исполнение ст. 77 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепил достаточно детализированные принципы деятельности таких органов, тем самым ограничил возможности субъектов РФ в регулировании этих вопросов. Тогда как ст. 77 Конституции РФ сформулировала предмет регулирования федерального закона достаточно четко — определение общих принципов организации государственной власти, предоставляя субъектам РФ больше возможности проявлять самостоятельность в вопросах определения порядка деятельности органов.

Необходимость данных ограничений самостоятельности субъектов Федерации в построении собственной системы органов государственной власти в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П связана с тем, что «данное правомочие не может осуществляться субъектами РФ в ущерб единству системы государственности власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 77, ч. 2 ст. 78 Конституции РФ) и должно реализовываться в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами» .

Таким образом, субъекты Федерации в вопросе организации своей системы органов государственной власти поставлены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами в определенные рамки, не носящие, однако, статичного характера, а в зависимости от ситуации могущие расширяться или сужаться. В настоящий момент происходит процесс их сужения и главное, чтобы этот процесс был контролируемым и не обходил стороной интересы регионов.

3). Следующая особенность реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства непосредственно связана с предыдущей. С учетом того, что основы организации системы органов государственной власти субъектов федерации закладываются федерацией, возникает вопрос: должны ли субъекты при построении собственной системы органов государственной власти придерживаться федеральной схемы организации государственной власти?

Что касается Российской Федерации, то Конституционный Суд РФ, рассматривая дела о проверке конституционности отдельных положений основных законов субъектов РФ положениям Конституции РФ, в ряде своих решений
, исходя из конституционного принципа единства государственной власти, требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти, прежде всего, соблюдая принцип разделения властей.

Степень соответствия региональной схемы организации государственной власти федеральной определяется нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и во многом зависит от позиции федерального законодателя в поставленном вопросе.

Таким образом, в принципе структура органов субъектов Федерации должна строиться по схеме, аналогичной структуре федеральных органов. Но в конституциях, если есть соответствующие положения, речь всегда идет именно о структуре, а не о порядке формирования. Это означает, например, что в субъекте Федерации должен быть свой законодательный орган, своя исполнительная власть, судебная власть, действовать принцип разделения властей, система отношений органов субъекта Федерации должна соответствовать системе отношений федеральных органов и т.д. Но насколько далеко должна идти такая аналогия, конституции не устанавливают. Конституция РФ также не устанавливает, что выборы губернаторов могут быть только прямыми. Следовательно, Конституция РФ не препятствует возможности установить федеральным законом любой способ формирования исполнительного органа субъектов РФ.

4). Четвертая особенность связана с полнотой реализации принципа разделения властей на уровне субъектов федерации. Учитывая, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей пронизывает не только федеральный уровень организации государственной власти, но и лежит в основе организации государственной власти на уровне субъектов федерации, принцип разделения властей в субъектах федерации должен выражаться в первую очередь в существовании своих законодательных, исполнительных и судебных органов.

Если в отношении существования законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации вопросов не может быть, таковые есть во всех федеративных государствах, в том числе и в Российской Федерации, в отношении того, что касается судебных органов, возможны два варианта. Либо субъекты обладают собственной судебной системой наряду с федеральной (Канада, США), либо, как это сложилось в большинстве федеративных государств, действует единая судебная система, и суды, действующие в субъектах федерации, входят в нее. Российская Федерация в данном случае относится ко второй категории федеративных государств. Согласно ст. 3, 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в Российской