Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 1316
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.
3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.
4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.
5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.
6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.
10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.
11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.
12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.
13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.
14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе
15. Актуальные проблемы административной ответственности.
18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).
1. Понятие и правовой режим территории государства.
2. Правовой режим государственной границы.
3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.
4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.
6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.
7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.
8. Производство по образованию нового субъектов РФ.
9. Производство по принятию нового субъекта РФ.
10. Производство по изменению статуса субъекта РФ
11. Производство по изменению границы субъекта РФ
12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.
13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.
14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.
15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.
16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.
17. Производство по изменению границ муниципальных образований.
18. Производство по преобразованию муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.
4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.
1. Особенности принятия законов субъектов РФ.
2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.
1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.
2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.
3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.
2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.
4. Особенности защиты избирательных прав граждан.
5. Защита прав несовершеннолетних.
6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.
7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.
4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.
5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.
6. Роспуск представительного органа муниципального образования
7. Ответственность Правительства РФ.
8. Ответственность судей в РФ.
9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.
10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.
12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.
14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.
16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования на сходах граждан осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального или городского округа.
Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.
Выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением и муниципального района, в состав которого будет входить указанная территория, в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения внутригородского района в соответствии с его уставом. Внутригородской район, выделяемый из городского округа с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом городского или сельского поселения.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.
19. Производство по упразднению муниципальных образований.
Упразднение муниципальных образований — это процесс прекращения существования самостоятельных или внутригородских муниципальных образований.
Упразднение муниципальных образований может быть связано:
1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое,
2) разделением муниципального образования на два и более новых,
3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, населенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального образования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования,
4) с вхождением земель одного муниципального образования в состав другого,
5) прекращением существования местного сообщества, на базе которого ранее было создано муниципальное образование,
6) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятельному существованию.
Статья 13.1, регулирующая процедуру упразднения поселений, была включена в Закон № 131-ФЗ только в 2008 г. Формально она посвящена упразднению поселений, хотя в ней идет речь об упразднении именно сельских поселений.
Статья 13.1. ФЗ №131 Упразднение поселений
1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района.
Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
4. В случае, если в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения. Упразднение поселения осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Территория упраздненного поселения на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории, на иных территориях в состав поселений, имеющих общую границу с упраздняемым поселением. Отнесение территории упраздненного поселения к территориям иных поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения, выраженного представительными органами данных поселений.
В случаях исчезновения местных сообществ или их недееспособности (невозможность собрать сход, собрание жителей в течение длительного времени; самороспуск представительного органа местного самоуправления и т. д.) решения об упразднении соответствующих муниципальных образований вправе принимать органы государственной власти субъектов Федерации.
Упразднение муниципальных образований должно завершаться процедурой их исключения из реестров муниципальных образований, один из которых ведется на федеральном уровне, а второй — на уровне субъекта Федерации.
Таким образом, численность населения является основным, но не единственным критерием определения допустимости упразднения муниципального образования. Проанализировав положения ч. 1 ст. 131 Федерального закона №131-ФЗ, можно выделить следующие критерии, определяющие возможность упразднения поселения:
-
оно должно быть сельским; -
оно должно находиться на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности; -
численность его населения должна составлять менее 100 человек; -
решение о его упразднении должно приниматься на сходе граждан, проживающих в нем
В названии ст. 131 «Упразднение поселений» рассматриваемого Федерального закона употребляется обобщенный термин «поселение», т. е. можно предположить, что упразднению подлежит любое поселение, как городское, так и сельское. Указание на то, что речь идет только об упразднении сельского поселения, в тексте статьи закреплено лишь один раз — в ч. 1. Однако, учитывая требование к числу жителей, установленное именно для сельского поселения, на сегодняшний день возможно упразднение только такого поселения.
20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.
Исследование понятия и признаков муниципального образования будет неполным без анализа еще одного термина — поселение, который используется для объяснения того, что представляет собой муниципальное образование.
Термин «поселение» имеет широкое значение. В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «поселение» трактуется как «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». Под населенным пунктом понимается «общее название мест с постоянными жителями», используемое, как правило, в официальных отношениях. По мнению автора словаря, понятие «поселение» шире, чем понятие «населенный пункт».
В российскую правовую систему понятие «поселение» введено Конституцией РФ, в которой в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления (в соответствии с ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях).
А. Н. Дементьев обращает внимание на то, что в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. для обозначения территорий городских и сельских поселений (населенных пунктов) и других территорий, в которых осуществлялось местное самоуправление, использовался термин муниципальные образования. Термины «поселение» и населенный пункт имели практически одно и то же значение и использовались в законодательстве для обозначения географических и градостроительных объектов. В действующем Законе № 131-ФЗ вводится существенно иное толкование этого термина — «поселение». Теперь этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципальных образований. Поэтому необходимо четко разграничивать употребление термина «поселение» в территориально-географическом (физическом) смысле и термина «поселение», используемого для характеристики статуса муниципального образования.
В Градостроительном и Земельном кодексах РФ термин «поселение» употребляется только для обозначения соответствующего вида муниципального образования. Однако в соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов» регистрации в Федеральном реестре географических объектов подлежат следующие территории: города и другие поселения, районы, волости. Иными словами, под поселением по-прежнему понимается географический объект.