Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1327

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

Конвенции вытекает то обстоятельство, что ущерб может быть не только материальным, но к нему могут относиться также различные негативные последствия, такие как потеря работы или лишение свободы.

Процедура в ЕСПЧ базируется на сочетании письменного и устного судопроизводства с преобладающей ролью первого. Субъект жалобы (заявитель) вправе представлять ее на любом из официальных языков государств — участников Конвенции (в том числе на русском языке) в форме письма и (или) по факсу. Если жалоба направлена по факсу, то от заявителя требуется затем отправить по почте подписанный им оригинал. Для направления жалоб необходимо использовать разработанный ЕСПЧ официальный формуляр. Если жалоба составлена в иной форме, то секретариат ЕСПЧ может впоследствии предложить заявителю заполнить соответствующий формуляр.

При подаче жалоб заявитель вправе ссылаться на нарушение как одной, так и нескольких статей Конвенции. Каждое из таких утверждений будет рассмотрено отдельно в итоговом постановлении.

К жалобе заявитель должен приложить копии обосновывающих ее документов (решения национальных судов, приговоры и др.). В дальнейшем могут быть запрошены дополнительные материалы и другая необходимая информация. В то же время в некоторых случаях бремя доказывания фактов (например, факт существования эффективных внутригосударственных процедур защиты нарушенных прав) может перелагаться на государство-ответчика.

Участие адвоката при подаче жалобы не является обязательным, однако может потребоваться после направления Судом копии жалобы государству-ответчику (если иное решение не примет председатель палаты).

В ЕСПЧ существует программа оказания правовой помощи лицам, не обладающим достаточными средствами для ведения дела.

После возбуждения дело направляется в одну из секций ЕСПЧ, в рамках которой образуется палата для дальнейшего его рассмотрения. Вначале производится рассмотрение жалобы на предмет ее приемлемости. Если жалоба сразу не признана неприемлемой, то окончательное постановление по ней вправе вынести комитет из трех судей, если по делу уже существует устойчивая судебная практика ЕСПЧ. В ином случае дело рассматривается палатой в целом, которая проводит по нему судебное следствие и выносит постановление от имени ЕСПЧ. Для его подготовки один из судей назначается судьей-докладчиком. Государства-участники не имеют права препятствовать эффективному осуществлению права на подачу индивидуальных жалоб в ЕСПЧ. Они должны предоставлять Суду запрашиваемые документы, а также оказывать помощь в осуществлении иных следственных действий. Нарушение этой обязанности, предусмотренной ст. 38 Конвенции, может служить отдельным основанием для признания государства нарушителем Конвенции.


При рассмотрении дел ЕСПЧ широко пользуется полномочием предписывать государствам осуществление предварительных мер. Это полномочие не было прямо предусмотрено Конвенцией, но получило закрепление в регламенте. Эти меры могут включать приостановление действия оспариваемого решения национальных властей, например, о высылке или выдаче человека в другую страну.

При рассмотрении дел Конвенция также возлагает на ЕСПЧ обязанность искать пути достижения «дружественного урегулирования» спора, включая добровольную выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне. Результат дружественного урегулирования, достигнутого в ходе переговоров заявителя с государством-ответчиком, утверждается специальным решением ЕСПЧ. В этом случае дальнейшее производство по делу прекращается. В делах, рассматриваемых ЕСПЧ, помимо заявителя и государства-ответчика могут принимать участие третьи стороны. Такое право Конвенция предоставляет любому государству-участнику, гражданин которого является заявителем, а также Комиссару по правам человека Совета Европы.

Кроме того, председатель ЕСПЧ уполномочен приглашать другие государства-участники или любое заинтересованное лицо представить ЕСПЧ письменные замечания или принять участие в слушаниях по делу.

Акты ЕСПЧ, которыми дело разрешается по существу, выносятся в форме решения или постановления. Они включают в себя несколько разделов: вводная, описательная и резолютивная часть. Постановления и решения ЕСПЧ должны быть мотивированными. Они принимаются большинством присутствующих судей (кроме постановлений и решений комитетов из трех судей, требующих единогласия). В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим. Количество судей, проголосовавших «за», указывается в резолютивной части постановления или решения ЕСПЧ.

Судьи, не согласные с постановлением ЕСПЧ, вправе представлять особое мнение. Такие мнения могут быть совпадающими, частично совпадающими и частично особыми мнениями судей. Они прилагаются к постановлению ЕСПЧ и публикуются вместе с ним для всеобщего ознакомления.

Таким образом, перед Европейским судом стоит ряд важных задач. Одна из основных — обеспечение и соблюдение норм Конвенции 1950 г. Исходя из своей юрисдикции, Суд последовательно устанавливает единые правила правового порядка для государств — участников Конвенции. Это те нормы, которые оказывают прямое воздействие на внутреннее право государств и правоприменительную практику.



С течением лет Европейская конвенция стала неотъемлемой частью правовых систем государств — членов Совета Европы. Это происходит благодаря нормам прецедентного права, создаваемым ЕСПЧ на основе рассмотрения индивидуальных жалоб. Благодаря своим полномочиям и авторитету своей судебной практики, Суд в настоящее время превратился фактически в высшего гаранта соблюдения прав и свобод, закрепленных в Конвенции.

Дисциплина (модуль) «Конституционное правосудие»

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.


1. Субъекты права на обращение с запросом.

В качестве одного из наиболее важных полномочий органов конституционной юстиции выступает конституционно-судебная защита прав граждан. В соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 4 ст. 125) и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд РФ вправе осуществлять проверку конституционности законов по жалобам граждан и их объединений на нарушение конституционных прав и свобод.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не предусматривают право любого гражданина, иного субъекта права на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Для подачи жалобы установлены достаточно серьезные ограничения, а процедура ее рассмотрения довольно продолжительна. Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения жалобы вправе прекратить производство по делу ввиду его неподсудности.

Конституционное законодательство устанавливает более или менее четкие критерии для определения круга субъектов, обладающих таким правом. В соответствии с ч. 1 ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» правом на обращение в Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Рассматривая первую категорию субъектов права на обращение в Конституционный Суд РФ, а именно граждан, следует отметить, что здесь в первую очередь имеются в виду граждане РФ. Однако несмотря на то, что Закон прямо не предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд РФ иностранных граждан и апатридов (как это было записано в Законе о Конституционном Суде РСФСР 1991 г.), термин «граждане» в данном случае следует понимать расширительно, т. е. включая сюда как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором. Таким образом, в законе должна содержаться прямая запрещающая норма. Такой нормы в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» нет. В нем говорится о гражданах (не о гражданах РФ), чьи права нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Кроме того, Конституция РФ, фиксирующая права и свободы не только гражданина РФ, но и человека вообще, закрепляет в ст. 46 гарантированность каждому
судебной защиты прав и свобод.

Б. С. Эбзеев подчеркивает в этой связи: «Конституционный Суд твердо стоит на позиции недопустимости дискриминации человека и ограничения его прав, провозглашенных Конституцией, в зависимости от гражданской принадлежности».

В соответствии с теорией и практикой конституционного судопроизводства, жалобы подразделяются на конкретные и абстрактные (народные).

Конкретная жалоба может быть подана гражданином только в связи с рассмотрением его дела в суде (имеется в виду суд общей юрисдикции) или ином органе.

Абстрактная же жалоба может быть подана гражданином вне связи с рассмотрением его дела в суде или ином органе.

Жалобы, исходящие от граждан, могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Под коллективной жалобой понимается жалоба группы лиц, каждое из которых управомочено на подачу жалобы и обжалует применение к нему того же закона (это вытекает из сопоставления части первой ст. 96 и ст. 48 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», допускающей соединение нескольких обращений в одном производстве).

Объединения граждан как субъекты права на обращение в Конституционный Суд РФ также следует понимать широко, не сосредотачиваясь только на общественных объединениях, образуемых в соответствии со ст. 30 Конституции РФ, закрепляющей право на объединение.

Объединения граждан вправе обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав граждан, а также на нарушение прав самого объединения, в случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями). Так, в решении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 № 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах») подчеркивалось, что в качестве таких объединений могут выступать акционерные общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью, организации других хозяйственных форм, которые являются юридическими лицами и созданы гражданами для совместной реализации конституционных прав, закрепленных в ч. 1 ст. 34 (право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности) и в ч. 2 ст. 35 (право иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично