Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.



Выводы по делу "Скугар и другие против России". Вынеся решение по делу "Скугар и другие против России", ЕСПЧ пришел к выводу, что в этом случае применялось национальное законодательство общего характера. Оно было использовано беспристрастно и вне связи с религиозными убеждениями человека, поэтому вмешательства в свободу совести и вероисповедания заявительниц не было. Ведение государственной документации и базы данных не может зависеть от желания отдельных лиц. В итоге жалоба была признана неприемлемой и явно необоснованной.

Таким образом, правовые позиции по делу "Скугар и другие против России" у судов Российской Федерации и ЕСПЧ схожи. Суды считают, что у заявителей нет оснований считать, что присвоение ИНН без их согласия может нарушать свободу их вероисповедания и личные права. Поэтому обжалование присвоения ИНН по религиозным причинам было признано необоснованным.

Заключение. Жалобы на нарушения свободы совести и религии в судебные инстанции встречаются в российской и международной практике. В основном жалобы заявителей основываются на своеобразной трактовке религиозных текстов, их специфическом понимании. Такие не имеющие существенной аргументации жалобы могут усложнять работу судебных органов.

Заявители по делу "Кимля и другие против России" указывали, что по Закону о свободе совести "религиозные группы" имели право действовать без вмешательства со стороны государства, а также утверждали, что имело место нарушение их прав и свобод, поскольку они были ограничены в проявлении основных аспектов жизни их общины. В Постановлении ЕСПЧ по данному делу было отмечено нарушение ст. 9 Конвенции. Суды Российской Федерации и регистрирующие органы в этом вопросе использовали "правило 15 лет", установленное Законом о свободе совести. Однако они не обратили внимания, что ЕСПЧ уже неоднократно принимал схожие решения.

Власти Российской Федерации отметили, что можно было решить проблему в российском правовом поле: заявителям нужно было присоединиться к централизованной религиозной организации.

В российской судебной практике встречаются дела с жалобами верующих на присвоение ИНН. Судебная практика показывает, что позиции и решения высших судов России и ЕСПЧ по таким делам схожи. Суды считают, что у заявителей нет оснований утверждать, что присвоение ИНН без их согласия может нарушать свободу их вероисповедания и личные права, поэтому обжалование присвоения ИНН по религиозным причинам было признано необоснованным. Подобные дела затрудняют работу судебных органов.




7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.


Европейский суд по правам человека (далее — Суд, ЕСПЧ), созданный в 1959 г., является главным звеном контрольного механизма соблюдения норм Европейской конвенции о защите прав и свобод человека 1950 г. (далее — Конвенция).

Суд квалифицирует Конвенцию в качестве конституционного документа европейского публичного порядка и обеспечивает ее единообразное толкование и применение во всех государствах-участниках. Правовую основу создания и деятельности Суда составляют нормы Конвенции, протоколов к ней и принятого на ее основе регламента ЕСПЧ.

Структуру ЕСПЧ составляют 47 судей, по количеству стран — участников Конвенции, которые избираются на девять лет без права переизбрания. Суд образует комитеты, палаты и Большую палату для рассмотрения дел. Председатель, избираемый на пленарном заседании самими судьями путем тайного голосования, возглавляет Суд. Значительную помощь в осуществлении председателем своих административных функций оказывает бюро Суда.

В юрисдикцию Суда входят полномочия по рассмотрению трех категорий дел: индивидуальные жалобы, межгосударственные дела и консультативные заключения, которые играют далеко не одинаковую роль в его практике. Так, консультативная юрисдикция ЕСПЧ — его право выносить консультативные заключения по запросу Комитета министров Совета Европы — почти не получила применения.

Рассмотрение межгосударственных дел занимает относительно скромное место в практике ЕСПЧ. Подобные дела вправе возбуждать каждое государство — участник Конвенции (согласно последним ее положениям) против другого государства-участника в отношении любого предполагаемого нарушения. Количество постановлений ЕСПЧ по таким делам крайне незначительно. Государство-заявитель в соответствии со ст. 35 Конвенции должно предварительно исчерпать другие средства правовой защиты в соответствии с общепризнанными нормами международного права (как и в случае с индивидуальными жалобами), например, дипломатическим путем или предъявлением исковых заявлений в суды государства-ответчика для защиты собственных граждан и др.

Рассмотрение и разрешение индивидуальных жалоб является важнейшей категорией дел, которой почти целиком посвящает свою деятельность ЕСПЧ (ст. 34 Конвенции). Любое физическое лицо, любая неправительственная организация или любая группа частных лиц, считающие себя «жертвой нарушения» прав, гарантированных Конвенцией, может обратиться в Суд с подобными жалобами.
Но большое количество индивидуальных жалоб в ЕСПЧ исходит от физических лиц.

Индивидуальные жалобы могут быть поданы только против государств — участников Конвенции, но не против других физических или юридических лиц. Предметом жалобы может служить нарушение прав, закрепленных в Конвенции и протоколах к ней (при условии ратификации соотвествующего протокола государством-ответчиком). Заявитель также может обжаловать нарушение тех прав, которые прямо не закреплены Конвенцией, но выведены из нее судебной практикой ЕСПЧ. В таком случае ссылки производятся на статьи Конвенции и интерпретирующие их постановления Суда.

Конвенцией установлен исчерпывающий перечень условий приемлемости индивидуальных жалоб. Главное из них — условие о необходимости исчерпания всех внутренних средств правовой защиты, включая обращение в апелляционные, кассационные и иные инстанции национальных судебных систем, когда это допускается законодательством соответствующего государства.

Жалоба в ЕСПЧ может быть подана в течение шести месяцев «с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу». Указанное условие приемлемости согласуется с требованием ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если «исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Ранее в отношении России ЕСПЧ неоднократно указывал, что окончательными считаются постановления и решения, вынесенные судами в рамках кассационной инстанции. Напротив, подача жалобы о пересмотре приговора/решения в порядке надзора не считалась ЕСПЧ «эффективным средством правовой защиты в целях ст. 35 Конвенции». Однако 04.06.2015 ЕСПЧ принял решение о том, что третья и четвертая инстанции в гражданском процессе, действующие с 2012 г., являются обязательными для прохождения перед подачей жалобы в Страсбург
.

В ходе рассмотрения дела «Абрамян и другие против России» ЕСПЧ впервые рассмотрел процедуру кассации по гражданским делам в президиумах областных судов и в Верховном суде РФ после внесения изменений в ГПК РФ, вступивших в силу 01.01.2012. ЕСПЧ пришел к выводу, что эта инстанция должна быть пройдена лицами, планирующими обратиться с жалобой о предполагаемом нарушении их прав, гарантированных Конвенцией. Признание кассации средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию, предоставит Верховному суду РФ возможность рассмотреть жалобу на предполагаемое нарушение права по Конвенции в гражданском процессе и устранить такое нарушение перед тем, как этот вопрос поступит на рассмотрение в ЕСПЧ. Суд полагает, что новый подход укрепит диалог между российской судебной системой и органами Конвенции в полном соответствии с принципом субсидиарности.

К другим условиям приемлемости относятся:

  • жалоба не должна быть анонимной (в то же время лицо при подаче жалобы вправе заявить о желании сохранить свою анонимность, в таком случае в переписке с ним и в итоговом постановлении его имя будет обозначаться инициалами или указываться как X, Y, Z и т. п.);

  • жалоба не должна быть аналогичной по существу той, которая уже была рассмотрена Судом, а равно не должна являться предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования (запрет на повторные жалобы);

  • жалоба не должна быть несовместимой с положениями Конвенции, быть «явно необоснованной» или являться «злоупотреблением правом подачи жалобы».

Протокол № 14 добавил к перечисленным условиям еще одно требование, которое призвано отсеивать индивидуальные жалобы, которые, по мнению ЕСПЧ, не связаны с серьезными нарушениями основных прав и свобод. Согласно п. 3 ст. 35 Конвенции в редакции протокола № 14, ЕСПЧ уполномочен объявлять неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если посчитает, что обратившееся с нею лицо не понесло значительного ущерба. При этом Конвенция умалчивает о том, какой ущерб является значительным или не считается таковым (вопрос оставлен на рассмотрение ЕСПЧ). Однако, согласно той же статье, новое условие не должно применяться, если соблюдение прав человека гарантированных Конвенцией и протоколами к ней, требует рассмотрения жалобы по существу или если соответствующее дело не было должным образом рассмотрено внутренним судом. Из смысла ст. 35