Файл: Примерные вопросы и задания для подготовки к государственному экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 1341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Основные научные подходы к пониманию предмета конституционного, муниципального, административного права.

2. Формирование и современное содержание категории конституционализма и конституционного строя.

3. Основные этапы становления и развития конституционного строя России.

4. Конституционные поправки 2020 года: особенности их реализации.

5. Эволюция конституционализма в России на современном этапе.

6. Государственный суверенитет в системе современных международных отношений.

7. Единая система публичной власти, государственная власть и местное самоуправление: понятие и соотношение.

8. Конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления: содержание, правовое закрепление, проблемы реализации.

9. Проблемные аспекты взаимоотношений органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

10. Правовые позиции Конституционного Суда по вопросам местного самоуправления.

11. Правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в условиях современного общества.

12. Реформы государственного управления в России. Цифровая трансформация.

13. Особенности взаимоотношения государства и религиозных объединений в современной России.

14. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе

15. Актуальные проблемы административной ответственности.

16. Проблемные аспекты взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

17. Проблемные аспекты реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

18. Проблемы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.

19. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

20. Проблемы реализации национальных проектов (на примере здравоохранения /образования).

21. Современная социальная политика российского государства. Основные направления укрепления социальной государственности в современной России.

1. Понятие и правовой режим территории государства.

2. Правовой режим государственной границы.

3. Территориальные пределы деятельности федеральных органов государственной власти.

4. Понятие и правовой режим территории субъекта РФ.

5. Особенности правового статуса субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий).

6. Особенности правового статуса сложносоставных субъектов РФ.

7. Территориальные пределы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

8. Производство по образованию нового субъектов РФ.

9. Производство по принятию нового субъекта РФ.

10. Производство по изменению статуса субъекта РФ

11. Производство по изменению границы субъекта РФ

12. Особенности наименований субъектов РФ, населенных пунктов, муниципальных образований.

13. Понятие, виды и признаки населенных пунктов.

14. Порядок изменения наименования населенных пунктов.

15. Производство по созданию, преобразованию, упразднению населенных пунктов.

16. Понятие, виды муниципальных образований, их особенности.

17. Производство по изменению границ муниципальных образований.

18. Производство по преобразованию муниципальных образований.

19. Производство по упразднению муниципальных образований.

20. Взаимосвязь населенного пункта и муниципального образования.

21. Особые территориальные единицы в структуре Российского государства.

1. Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ, Швейцарии и России).

3. Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.

5. Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.

8. Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.

9. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.

10. Понятие споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Система нормативных правовых актов, регулирующих разграничение компетенции.

11. Соотношения исключительных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

12. Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации: проблемы теории, практики и правового регулирования.

13. Делегирование полномочий органов государственной власти РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.

14. Предметы совместного ведения (конкурирующая компетенция) федерации и ее субъектов.

1. Особенности принятия законов субъектов РФ.

2. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях: стадии, особенности.

3. Взаимодействие органов прокуратуры и министерства юстиции с органами законодательной власти в законодательном процессе.

1. Реализации принципа разделения властей в условиях федеративного государства.

2. Соотношение и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в современной России.

3. Принцип разделения властей в решениях Конституционного Суда РФ.

1. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

2. Использование цифровых платформ в деятельности органов публичной власти.

3. Полномочия прокурора при осуществлении функций надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

4. Особенности защиты избирательных прав граждан.

5. Защита прав несовершеннолетних.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.

7. Защита прав Европейским Судом по правам человека.

1. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

2. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите личных и политических прав и свобод человека и гражданина.

3. Решения Конституционного Суда РФ и их роль в защите социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.

1. Порядок роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Президентом Российской Федерации.

2. Выражение недоверия высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ

3. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации

4. Порядок отрешения от должности главы муниципального образования.

5. Порядок удаления в отставку главы муниципального образования.

6. Роспуск представительного органа муниципального образования

7. Ответственность Правительства РФ.

8. Ответственность судей в РФ.

9. Понятие и виды юридической ответственности органов публичной власти и должностных лиц.

10. Понятие и меры конституционно-правовой ответственности.

11. Ликвидация политической партии / религиозного объединения как мера конституционно-правовой ответственности: теория и практика.

12. Понятие и меры муниципально-правовой ответственности.

14. Понятие и виды конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

15. Особенности антикоррупционной экспертизы правовых актов.

16. Понятие и виды контроля за деятельностью органов публичной власти. Понятие и меры.

6. Особенности защиты свободы вероисповедания в современной России.


Внимание к реализации конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания обусловлено тем, что в настоящее время в России и мире происходят законодательные процессы, затрагивающие рассматриваемое естественное право человека и гражданина, провозглашенное в период буржуазных революций, это сопряжено как с реализацией, так и с ограничением изучаемого нами права. В свою очередь, анализ отечественного и зарубежного законодательства позволит выявить некоторые сходные и отличительные положения по особенностям регламентации права на свободу совести и вероисповедания. При этом к подобному анализу зарубежного опыта в рамках своих исследований ученые обращаются как в конституционном, так и в иных отраслях права с целью сформировать предложения по совершенствованию российского законодательства. Кроме того, к данному зарубежному опыту в рамках рассмотрения особенностей регламентации рассматриваемого нами права в Конституции Российской Федерации и конституциях некоторых зарубежных стран обращались такие ученые, как Е.А. Лагода, О.Н. Литвинюк, М.Э. Фолосян.

Хотелось бы обратить внимание на то, понимается под "совестью" и "вероисповеданием". Так, совесть означает чувство нравственной ответственности за свое поведение перед обществом, т.е. личность осуществляет нравственный самоконтроль, самостоятельно формулирует для себя нравственные обязанности. Вероисповедание представляет собой разновидность какого-либо вероучения со свойственной ему обрядностью.

Статья 18 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на свободу совести и религии, без которых нормальное существование цивилизованного общества невозможно. В демократическом государстве человек должен иметь возможность самостоятельно формировать свои моральные принципы, определять обязанности, осуществлять внутренний самоконтроль и нравственную самооценку своих действий.

Так, Конституция Российской Федерации «гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, и в то же время отвергает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности и не допускает принуждения выражать свои мнения и убеждения» (статьи 28, 29).


Закрепление и соблюдение этих основополагающих конституционных ценностей особенно важно для страны, пережившей исторические периоды атеизма и моноидеологии, неприемлемости плюрализма мнений, преследования «диссидентов», насильственного изгнания тех, кто в то время не принимал партийных установок. Сегодня российское государство с равным уважением относится к верующим всех конфессий и людям атеистических убеждений. В современной России созданы все необходимые государственные и правовые гарантии свободы совести и вероисповедания. Разработано законодательство, обеспечивающее свободу совести в целом и выступающее стабилизирующим фактором диалога между национальными и религиозными группами в российском обществе.

Основу этого законодательства составляет Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который устанавливает основные принципы и гарантии в этой области. За нарушение права на свободу совести и вероисповедания в России установлена административная и уголовная ответственность (статья 5.26 КоАП РФ и статья 148 УК РФ). В 2017 году к Уполномоченному поступили 810 обращений по вопросам свободы совести и вероисповедания, из них 22 носили коллективный характер.

Как и в предыдущие годы, в 2017 году значительная часть обращений (234), касается проблемы электронной идентификации, учета и обработки персональных данных верующих. Граждане указали на недопустимость принуждения к использованию технологий электронного учета, необходимость предоставления им беспрепятственной возможности на добровольной основе использовать альтернативные средства сбора, обработки, учета персональных данных и конфиденциальной информации.

Эта проблема не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Уклонение верующих от использования новых электронных технологий, используемых при взаимодействии с государственными органами и коммерческими организациями, приводит к негативным экономическим последствиям для них самих и для их семей. Они лишены пенсий, пособий, дотаций, материнского капитала, занятости и других социально-экономических и культурных прав.

Об этом сообщили верующие из Ленинградской, Костромской областей, Республики Крым, города Севастополя и других субъектов Российской Федерации. Вторая группа обращений была посвящена вопросам регистрации и ликвидации религиозных организаций. В частности, Уполномоченному поступило 143 аналогичных обращения о недопустимости регистрации сатанинских культов и запрета деятельности религиозной группы «Сатанинская церковь». В указанных обращениях граждане просили оказать содействие в проведении проверки законности государственной регистрации Сатанинской церкви и издания ею журнала.



В ходе рассмотрения обращений о предоставлении информации о регистрации религиозных организаций «Сатанинская церковь Российской Федерации» не выявлено, граждане состоят из религиозных объединений. 18 жалоб поступило от верующих «Свидетелей Иеговы» в связи с обращением 15 марта 2017 г. Минюста России в Верховный Суд Российской Федерации с исковым заявлением о признании религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской, о запрете ее деятельности и ликвидации организации. Данные опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что к объединению «Свидетели Иеговы» в российском обществе относятся преимущественно негативно, и решение Верховного Суда Российской Федерации о признании организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации нашло поддержку 76 % респондентов. При этом опасения и неприязнь по отношению к представителям той или иной религии, религиозного течения в целом для россиян не характерны.

Однако, задача бесконфликтного реинтеграции в общественную жизнь граждан, религиозной организации остается актуальной. И эта задача должна решаться совместно властью и гражданским обществом. За последний год, проблема противоречий и конфликтов между осуществлением свободы выражения мнений и свободы творчества, с одной стороны, и правом на признание и охрану достоинства личности и соблюдение религиозных свобод, с другой, стала гораздо более острой. На эту тему поступили обращения от депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и других некоммерческих организаций, коллективные обращения граждан.

В связи с выходом трейлера к полнометражному фильму «Матильда» к Уполномоченному поступило 17 коллективных жалоб (более 20 тысяч подписей) на оскорбление чувств верующих через публичное осквернение образа, канонизированного Русской Православной Церковью императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. Не только православные верующие, но и мусульмане говорили о недопустимости осквернения святынь и многовековой истории народов России, обращая внимание на то, что историческая память объединяет и формирует фундамент общественного согласия федеративного государства. Соглашаясь с позицией граждан, что моральный запрос общества на взаимном уважении религиозных чувств и недопустимость унижения человеческого достоинства являются основой стабильности России, уполномоченный направил обращения в прокуратуру и Министерство культуры России.


Согласно полученным ответам, материалы экстремистского характера и признаки оскорбления чувств верующих в видео-трейлере к указанному фильму не раскрываются. После фильма был выпущен из Прокуратуры Санкт-Петербурга в декабре 2017 года он получил ответ, что экспертное учреждение организовала исследование фильма, а после получения результатов экспертизы будет решаться вопрос о мерах реагирования.

В результате рассмотрения этих и иных обращений, следует отметить, что очень важно для профессионального сообщества деятелей культуры и искусства вторгаться крайне внимательно моральные и нравственные устои верующих, используя идеи, сюжеты и художественные средства их выражения, заимствованные из внутренних правил религиозных организаций, исторических событий, тем более намеренно искажают духовный и моральный аспект, и составляющих суть веры или смысловая ориентация исторических событий, роли личности в истории и личной жизни.

Статья 28 Конституции России регламентирует, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально либо совместно с иными любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и другие убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, можно выделить главные признаки рассматриваемого нами права: исповедание является синонимом слов "религия" и "вероисповедание"; религия представляет собой одну из форм общественного сознания, включающую в себя совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа; религиозные убеждения предполагают твердую уверенность человека в совокупность представлений, сформированных на вере, к которой причисляет себя определенный верующий, в результате чего лицо имеет право: выбирать, т.е. определять, религиозные убеждения из нескольких альтернатив, иметь - предполагает под собой, что лицо уже обладает определенными данными убеждениями, распространять, т.е. увеличивать количество верующих определенных религиозных убеждений, к которым относится лицо, распространяющее данные убеждения среди определенного круга лиц; другие убеждения - под ними следует понимать убеждения, которые не связаны с религией, это могут быть атеистические и иные убеждения.


Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) обеспечивает соблюдение норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) всеми государствами, участвующими в ней. В этом судебном органе рассматриваются жалобы от физических лиц, групп лиц и неправительственных организаций. Так, за время своей деятельности с 1959 по 2010 год ЕСПЧ вынесено 13 697 решений, в том числе против России - 1 079 (в основном по жалобам граждан) [1].

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию, что позволяет всем гражданам страны обращаться в ЕСПЧ. Возможность обращения граждан Российской Федерации в межгосударственный орган создает дополнительную гарантию защиты их прав и свобод в случаях, когда они не удовлетворены решениями российских судов. И россияне все активнее жалуются в ЕСПЧ на несправедливые разбирательства в судах. Так, в 2016 году в отношении России было вынесено 228 постановлений против 116 в 2015 году. Следовательно, тема статьи представляет интерес и имеет актуальность.

Цель статьи - анализ отдельных дел из практики ЕСПЧ. В частности, были поставлены задачи проанализировать Постановления ЕСПЧ:

- по делу "Кимля и другие против России";

- по делу "Скугар и другие против России".

Дело "Кимля и другие против России" было инициировано двумя жалобами - N 76836/01 от 17.08.2001 и N 32782/03 от 02.10.2003, поданными в ЕСПЧ по ст. 34 Конвенции. Заявители по делу - граждане Российской Федерации Евгений Николаевич Кимля и Айдар Рустемович Султанов, а также религиозная группа без статуса юридического лица "Саентологическая церковь Нижнекамска" (далее - СЦН).

Заявитель Е.Н. Кимля родился в 1977 году, проживал в г. Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО)) и являлся президентом Саентологической церкви Сургута. Другой заявитель, А.Р. Султанов, родился в 1965 году, проживал в г. Нижнекамске (Республика Татарстан) и являлся соучредителем и членом СЦН.

Первый центр по изучению вероучения Церкви Саентологии был основан в Сургуте в форме общественной организации "Сургутский гуманитарный центр "Дианетика" (далее - СЦД). После принятия Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" все общественные организации должны были перерегистрироваться в срок до 1 июля 1999 г. СЦД обратился в Управление Минюста России по ХМАО с заявлением на перерегистрацию, но ему было отказано, так как у организации были цели религиозного характера. 23 ноября 1999 г. Управление Минюста России по ХМАО обратилось в суд с заявлением о ликвидации СЦД.