Файл: Математическое моделирование в экологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2024

Просмотров: 1072

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Конспект лекций

Владикавказ

Математическое моделирование элементов сложных экологических систем

Лекция 1. Введение в моделирование. Исторический экскурс.

1. Основы моделирования в экологии 1.1. Общие принципы построения моделей в экологии

Лекция 2.

2.1. Элементы моделирования

2.2. Этапы построения математической модели

1.4. Элементы теории подобия, применяемые в моделировании

Лекция 3

3.2. Экологические модели

3.2.1. Основы экологометрики

3.2.2. Выборочный метод в экологометрике.

Зависимость числа интервалов от объема выборки

Статистический ряд по интервалам

Лекция 4. Статистические оценки параметров распределения случайных величин по выборкам

4.4. Статистические оценки гипотез об экологических моделях

Определение вариантов выборок

Выборка из генеральной совокупности

Статистическая таблица

Лекция 5.

Результаты эксперимента

Статистическая таблица эксперимента

Пример преобразования членов уравнения регрессии

Вычисление данных для линеаризации уравнения регрессии

Нормальные уравнения мнк для некоторых функций

Статистическое оценивание уравнения регрессии и парной корреляции.

Обработка результатов наблюдений

Лекция 6.

Рекомендации по выбору вида функции

3.4. Динамические статистические модели

Посадка леса

Данные по объему сброса качественных сточных вод

Данные по объему сброса сточных вод за 5-летие

Пример расчета 5-летних средних

Условное обозначение времени

Расчетные значения для определения уравнения динамики

Ряд динамики для определения сезонных колебаний

Лекция 7. Многофакторные эколого-математические модели. Анализ влияния отдельных факторов в экологической модели.

Эксперименталъный материал исследования

Результаты проведенных опытов

8.1. Анализ влияния отдельных факторов в экологической модели.

Лекция 9. Методы оптимизации. Метод Лагранжа

Лекция 10. Метод линейного программирования.

Лекция 11. Функциональные модели.

Лекция 12. Модели процессов содержащие обыкновенные дифференциальные уравнения.

Численные ошибки использованных для вычисления данных

Лекция 13. Статистические модели динамики.

Лекция 14. Балансовые модели.

Лекция 15.

Лекция 16. Информационные технологии в экологии. Экологические информационные системы.

1 6.1. Экологические информационные системы

1. Какова область значения для числовых характеристик?

Лекция 17. Использование информационных технологий для решения задач экологии.

Специальные приложения.

Значение функции

Значение критерия

Значение критерия

Критические значения коэффициента корреляции rk;α

2. Основы теории подобия

2.1. Подобие физических явлений и его признаки

2.2. Анализ размерностей

2.3. Первая теорема подобия

2.4. Применение методов подобия в математическом

11.3. Численные методы решения дифференциальных уравнений

11.3.1. Постановка задачи

11.3.2. Процесс численного решения

11.3.3. Метод Эйлера

11.3.4. Модифицированный метод Эйлера

11.3.5. Метод Рунге – Кутта

11.3.6. Метод Рунге – Кутта для систем дифференциальных уравнений

11.3.7. Общая характеристика одношаговых методов

3.8. Многошаговые методы

11.3.9. Методы прогноза и коррекции

11.3.10. Краткая характеристика методов прогноза и коррекции.

11.3.11. Выбор шага и погрешность решения.

11.3.12. Жесткие задачи

11.4. Имитационное моделирование систем

11.4.1. Принципы имитационного моделирования

11.4.2. Объекты моделирования

11.4.3. Динамическая модель исследуемого объекта

11.4.4. Построение имитационных моделей динамических систем

11.4.5. Преобразование передаточных функций звеньев в дифференциальные уравнения в форме Коши

11.4.6. Синтез имитационной модели на основе структурной схемы

11.5. Теоретические основы построения математических моделей систем

11.5.1. Компонентные и топологические уравнения

11.5.2. Компонентные и топологические уравнения механической системы

11.5.3. Компонентные и топологические уравнения электрической системы

11.5.4. Компонентные и топологические уравнения гидравлической системы

11.5.5. Компонентные и топологические уравнения тепловой системы

11.6. Метод электроаналогий

11.6.1. Сущность метода электроаналогий.

11.6.2. Электромеханические аналогии

11.6.3. Построение имитационных моделей методом электроаналогий

11.6.4. Плоское прямолинейное движение звеньев

11.6.5. Электрогидравлические аналогии

11.6.6. Электротепловые аналогии

Литература

Рассмотрим второй случай — метод наименьших квадратов для нелинейных форм. Пусть Y — целевая функция; у1, у2, ..., уn — набор ее наблюдений; х1, х2, ..., хnпеременные факторы. Наблюдения представляют из себя вектор

Xi = (x1i, x2i, ..., xmi).

Необходимо целевую функцию Y выразить через вектор Х посредством функции f, вид которой известен, однако неизвестны некоторые её параметры d1, d2, ..., dk. Тогда для Yi можно записать

Yi = fi(d1, d2, ..., dk; x1, x2, ..., xmi) + Fi ,

где Fi отклонение (ошибка).

Если исключить параметры d1, d2, ..., dk то функция запишется в виде

Yi = fi(х„.,х„,,х„„.) + Fi,

куда входят параметры, которые необходимо найти МНК.

Минимизируя

и используя метод Маркварда, введем векторы

; ; ; ,

сформируем задачу в виде: найти такое Х*, что при F = Yf целевая функция (сумма квадратов остатков) S = FTF минимизируется.

Приближенное значение Хi, получаемое на t-том шаге итеративного процесса, и последующее приближенное значение Хt+1 связаны между собой вектором поправки ∆Х, т.е.

Формула вектора поправки ∆Х согласно условию минимизации, выводится из решения системы линейных уравнений

откуда = -(АTА)-1 AтF,


где А — первая частная производная от F, определяемая как матрица Якоби приx=xt

Это формулы итерации по методу Ньютона — Гаусса. При их использовании, если степень нелинейности f(х) высока, а стартовое значение х далеко отстоит от минимизирующего значения, то велика вероятность «раскачки» и расходимости итеративного процесса.

Левенберг и Марквардт в процедуре Ньютона — Гаусса предложили искать корректирующий вектор ∆Х из уравнения

(AтA +v2I) ∆Х = - АтF;

где I единичная матрица, а v— некоторая величина, называемая числом Марквардта. Тогда

Х = -( AтА + v2I)-1 АтF.

При v = 0 приходим к формуле ∆Х= -( AтА + v2I)-1 АтF. При вычислениях рекомендуется за начальное значение принимать v =0,001, затем на каждом шаге увеличивать v в десять раз, до тех пор, пока S не начнет уменьшаться.


Статистическое оценивание уравнения регрессии и парной корреляции.

После построения уравнения регрессии по МНК проводят оценивание значимости коэффициентов уравнения регрессии и коэффициента корреляции, а также значимость уравнения в целом. Рас- смотрим оценивание на примере полученного уравнения у = 0,71+1,07x по результатам эксперимента, зафиксированного в табл. 3.2.

1. Для статистического оценивания коэффициентов уравнения регрессии проверяют нулевую гипотезу Н: В = 0, т.е. отличается ли статистически значимо оценка коэффициента регрессии от нуля. Границу значимости устанавливают по критерию Стьюдента:

где b выборочная оценка коэффициента уравнения регрессии;

В — значение коэффициента уравнения регрессии в генеральной совокупности;

S(b) среднее квадратическое отклонение коэффициента b;

—значение критерия Стьюдента при числе степеней свободы n - 2 и уровне значимости α (см. приложение 2).

Если условие выполняется, то гипотезу Н0: В = 0 отклоняют, т.е. коэффициент уравнения регрессии значимо отличается от нуля.

Пример. По данным примера в табл. 3.2 произвести статистическую оценку коэффициентов уравнения регрессии

= 0,71+ 1,07х.

Р е ш е н и е. Вычисляем статистику для коэффициентов b0 и b1.

где средние квадратические отклонения вычисляем по формулам:


При числе степеней свободы k = n — 2 = 18 — 2 = 16 и уровне значимости,

α = 0,1 по таблице (см. приложение 2) определяем значение критерия Стьюдента

Сравниваем:

Отсюда делаем заключение, что коэффициент b0 незначим, т.е. принимается гипотеза Н0: В = О, а коэффициент b1 значим, т.е. гипотеза Н0: В = 0 отклоняется. Тогда уравнение регрессии из вида должно быть преобразовано в уравнение с доверительной вероятностью (надежностью) Р = 0,9.

2. Для статистического оценивания коэффициента корреляции проверяют нулевую гипотезу Н0: R = 0, где R коэффициент корреляции в генеральной совокупности. Границу значимости устанавливают по критерию Стьюдента

Если это условие выполняется, то гипотезу Н0: R = 0 отклоня- ют, т.е. коэффициент r принимается значимым.

Пример. По данным примера в табл. 3.2 следует определить значимость коэффициента корреляции r= 0,987.

Р е ш е н и е. Вычисляем статистику t для коэффициента корреляции

При уровне значимости α = 0,1 и числе степеней свободы n - 2 = 18 - 2 = 16 по таблице (см. приложение 2) выбираем значение


При условии tr = 24,56 > t16;0,1 = 1,746 гипотеза H0: R = 0 отклоняется, т.е. полученный коэффициент корреляции является значимым.

3. Для проверки значимости полученного уравнения регрессии, т.е. его адекватности результатам эксперимента, используют критерий Фишера

где — дисперсия случайной величины Y,

—остаточная дисперсия,

Величина у вычисляется для каждого из n по формуле = b0 + b1хi, а затем находится разность экспериментального и теоретического уi значения по всем n экспериментам. Остаточная дисперсия имеет важное значение в статистических исследованиях, так как она представляет собой показатель ошибки предсказания уравнением регрессии результатов опыта.

Критерий находится по таблице (см. приложение 6) по заданному уровню значимости а, числу степеней свободы k1 для S2(Y) и k2 для S2(Y)ост принимают для n испытаний: k1 = n 1; k2 = n 2. Если условие Fb > Fk1;k2;a выполняется, то уравнение регрессии адекватно описывает статистические данные, т.е. оно статистически значимо для полученных в результате эксперимента данных.

Пример. Проверить значимость уравнения регрессии y=1,067х по данным, вычисленным по табл. 3.2 при b0 = 0 и b1 = 1,067.

Р е ш е н и е. Вычисляем Fb статистику