Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 558

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет

культуры и искусств»

Институт музыки

Кафедра оркестрово-инструментального исполнительства

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Учебно-методический комплекс

для студентов по направлению подготовки

073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство»,

Профили

«Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»,

«Оркестровые духовые и ударные инструменты»,

«Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано»

Кемерово

2013

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профили «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» квалификация (степень) выпускника «Бакалавр».

Автор-составитель: доцент О.В. Синельникова

Утвержден на заседании кафедры оркестрового инструментального исполнительства

30.08.2013 г., протокол №1

Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ

21.11.2013 г., протокол №3

Синельникова, О. В.Музыкальная форма [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», профили подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» / доцент О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. – …. с.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………....

1. Структура и содержание дисциплины…………………………………………

1.1. Структура дисциплины………………………………………………………..

1.1.1. Тематический план для студентов очной формы обучения

1.1.2. Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………

1.2. Содержание дисциплины…....…………………………………………………

2. Учебно-теоретические материалы

2.1. Конспект лекций

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

3.2. Задания для самостоятельной практической работы студентов

4. Учебно-методические материалы по курсу………………………….

4.1. Методические указания для студентов………...……………………………..

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы……………………………………………..

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения….........

4.2. Методические рекомендации для преподавателя…………………………

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

студентов заочной формы обучения…………………..

4.4. Образовательные технологии………

4.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…

5.Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля………………………………….……………

5.1.1. Контрольные вопросы…………………………………………………

5.1.2. Задания в тестовой форме……………………………………………..

5.2.Темы рефератов для студентов-инструменталистов заочной формы обучения……………………………

5.3. Вопросы к экзамену………………………………………………………………


6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература……………………………………………………..

6.2. Дополнительная литература……………………………………………

6.3.Интернет-ресурсы………………………………………..

7. Учебно-справочные материалы

7.1. Словарь музыкальных форм и жанров………………………………

7.2. Список ключевых слов

Приложение: Аналитический этюд…………………………

Введение

Цель учебной дисциплины «Музыкальная форма» – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление законов построения музыкальной формы.

Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:

Учебный курс является составной частью цикла истории и теории музыкального искусства (базовая часть) образовательной программы по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профилям «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано». Для его освоения необходимы знания по теории музыки, гармонии, музыкальной форме в объеме курсов музыкального училища (колледжа).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Способность и готовность

- применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);

- пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, понимание особенностей национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

- постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

- овладевать музыкально-текстологической культурой, углубленно прочитывать и расшифровывать авторский (редакторский) нотный текст (ПК-6);

- анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

- работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа (ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-26);

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка (ОК-4, ПК-16);

- законы формообразования (ПК-16);

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, ПК-5).

уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ПК-16, ПК-4, ПК-5, ОК-4);

- выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения (ПК-6, ПК-26);

- анализировать музыкальную форму (ПК-4).

владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий (ОК-4, ПК-4, ПК-26);

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПК-5, ПК-6).

Учебная дисциплина «Музыкальная форма» является составной частью системы профессиональной подготовки бакалавров. Изучение музыкальных форм предусматривает развитие у студентов аналитических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы выпускников в качестве концертных исполнителей, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров, преподавателей. Наряду с приобретением практических навыков в задачи курса анализа музыкальных произведений входит воспитание у студентов художественного вкуса и чувства стиля.

Современное состояние музыкальной науки позволяет создать рабочую учебную программу курса, учитывающую: а) главные стимулы формообразования – гармонические, метрические, тематические; б) конкретное строение форм на разных исторических этапах – барокко, классико-романтическом, современном. Поэтому методологическая основа данной программы соединила достижения немецкого учения о музыкальной композиции (А. Рейх, А. Б. Маркс, Й. Х Лобе, Х. Риман, Э. Праут), советской музыкально-теоретической школы (Ю. Тюлин, И. Способин), разработавшей метод целостного анализа (Л. Мазель, В. Цуккерман), функциональную теорию музыкальной формы (В. Бобровский) и теорию исторических стилей (С. Скребков) с обобщениями и открытиями современных музыковедов (Ю. Холопов, В.Холопова, Г. Григорьева, Т. Кюрегян, Е. Чигарёва, В. Фраенов, Г. Заднепровская и др.), охватывающими широкий исторический период – от средневековья до начала XXI века.


Наряду с музыкальным жанром, стилем, драматургией, систематикой и строением музыкальных форм не обойден и ряд иных ее аспектов, таких как специфика тексто-музыкальных композиций средневековья и Возрождения, вокальных форм эпохи барокко, композиционных техник и формообразования XX столетия.