Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 567

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

История возникновения жанров кантаты и оратории. Классические образцы кантатно-ораториального жанра создали Г.Ф. Гендель (32 оратории), и И.С. Бах, (пассионы, мессы, духовные и светские кантаты).

Кантата как небольшой цикл из нескольких номеров или одночастное произведение. Ведущая роль хора и инструментального сопровождения. Включение солистов. Прославляющий характер образного содержания, исторические, лирические, пейзажные кантаты.

Оратория– монументальное вокально-симфоническое произведение, написанное на определенный сюжет. Сходность с оперой: сюжет, наличие оркестровых номеров, арий, речитативов, ансамблей, хоров, но без развития действия на сцене и его декоративного оформления. Состав: хор, солисты, оркестр, чтец. Эпичность оратории (повествование о действии, а не его развитие). Влияние логики сонатно-симфонического цикла на драматургию и композицию кантат и ораторий. Роль развитых инструментальных разделов.

Страсти или пассионы как вокально-драматическое произведение, посвящённое событиям Страстной недели (Страсти Христовы), основаннное на евангельских текстах. Краткая история становления и развития жанра. Г. Шютц как основоположник жанра-формы страстей в «Рождественской истории». Расцвет жанра, связанный с распространившейся в XVIII веке ораториальной формой – с участием солистов, хора и оркестра, нередко органа. Пассионы И.С. Баха как вершины жанра. Эволюция текста от евангельского к новозаветному, а далее – к свободному поэтическому авторскому. Строение циклической композиции страстей.


Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

План лекции:

А. Общие тенденции музыкальной культуры XX века: философия, эстетика.

В. Обновление музыкального языка: звуковысотность, новые техники композиции, метро-ритм, фактура.

С. Принципы формообразования и типология музыкальных форм.

Философия, эстетика, общие тенденции музыкальной культуры. Полярность основных художественных течений. Изменения в области музыкального языка. Звуковысотность: модификация мажоро-минора – расширенная (хроматическая) тональность, диссонантная тональность; новая модальность; иные принципы организации звуковысотности в новых техниках композиции – додекафонно-серийной, сериальной, пунтилизме, алеаторной, сонорной. Новые нормы метро-ритмической организации: доминирующее значение нерегулярной метрики, ритм с нефиксированными длительностями и мобильность музыкальной формы, использование особых форм ритмической организации с определенной математической закономерностью, ритмические серии. Преобладание полифонической фактуры. Образование новых видов фактуры: 1)фактура линеарной полифонии, 2)полифония пластов, 3)пуантилистическаяфактура, 4)полифоническая фактура алеаторных и сонорных композиций. Фактура какмощное средство формообразования.

Принципы формообразования и типология музыкальных форм. Условное деление музыкальных форм XX века на два рода: 1) формы с сохранением классико-романтических и барочных композиционных типов (типовые); 2) формы, в которых не сохраняются старые типовые признаки (нетиповые). В первой половине XX века господствует 1-й род, во второй – значительно увеличивается роль 2-го. Влияние на формообразование новых систем ладово-гармонического мышления (расширенная тональность, атональность, неомодальность) и новых техник композиции (додекафонно-серийная, сериальная, сонорная, алеаторика). Ренессанс полифонического мышления и полифонических форм в музыке XX века. Наполнение старых полифонических форм современным интонационно-тематическим содержанием. Новые трактовки фолифонических форм. Особенность формообразования в музыке 1-й половины XX века. Преобразование типовых форм в рамках расширенной тональности, политональности. Типовые и нетиповые формы в серийной музыке. Существенная роль полифонических форм и приемов в серийной музыке. Принципы формообразования и типология музыкальных форм 2-й половины XX века. Индивидуализированные формы сонорной, алеаторной, и электронной музыки.


3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинарские занятия проводятся в интерактивных формах: игровые ситуации, имитация профессиональной деятельности, дискуссионное обсуждение творческих заданий.

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Темы для обсуждения:

  1. Музыкальная форма и содержание.

  2. Стиль и жанр в музыке.

  3. Функции частей в музыкальной форме.

  4. Драматургия.

  5. Система средств музыки и ее выразительные возможности: мелодия, интонация.

  6. Система средств музыки и ее выразительные возможности: метр и ритм.

  7. Фактура. Виды фактур. Фактурные функции голосов. Фигурации, дублировки.

  8. Музыкальная тема.

  9. Масштабно-тематические структуры.

  10. Общая классификация музыкальных форм.

Вопросы:

  1. Что такое музыка и в чем специфика музыкального искусства?

  2. С чем связана основная сфера содержания музыкального искусства? Почему?

  3. Назовите звуковысотные элементы музыкального языка.

  4. Назовите метроритмические элементы музыкального языка.

  5. Какое выразительное значение в музыке имеют стиль и жанр?

  6. Какое значение для формообразования в музыке имеет ее временна́я природа?

  7. Какова взаимосвязь типов изложения музыкального материала, принципов его развития и функций частей музыкальной формы?

  8. Приведите примеры основных масштабно-тематических структур в музыке.

Литература:

Список доп. литератруры: 4,7,8,9,35,37,39,44,46,57,60,61,69,73.


Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Темы:

  1. Простые песенные формы: общая характеристика. Предложение и период.

  2. Простая двухчастная форма.

  3. Простая трехчастная форма.

  4. Сложная трехчастная форма.

  5. Сложная двухчастная форма.

  6. Разновидности простых и сложных форм.

Вопросы:

  1. Приведите основные характеристики простой формы.

  2. Назовите главные типы простых форм.

  3. Что такое период и каковы его основные виды?

  4. В чем отличие сложного периода от повторенного периода и от простой двухчастной формы?

  5. В чем отличие простой двухчастной репризной формы от простой трехчастной?

  6. Какая форма называется трех-пяти-частной? двойной трехчастной?

  7. Какие виды репризы встречаются в простых формах?

  8. В чем принципиальное отличие сложной формы от простой?

  9. Назовите виды сложной трехчастной формы. В чем их отличие?

  10. Как могут быть обозначены повторения частей в сложной трехчастной форме?

  11. Какова структура сложной двухчастной формы?

  12. Какова основная область применения сложной двухчастной формы?

Литература к теме:

Список основной литературы: 2,4.

Список дополнительной литературы: 10,32,37,67,70,73,74.

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Темы:

  1. Вариационные формы классико-романтической эпохи: общая характеристика и классификация.

  2. Орнаментальные строгие вариации.

  3. Историческое развитие формы рондо. Рондо у венских классиков.

  4. Классическая сонатная форма.

  5. Разновидности сонатной формы.

  6. Рондо-соната.

  7. Циклические формы: сонатно-симфонический цикл.

Вопросы:

        1. Какое значение имеет термин «рондо» в музыке?

        2. Назовите главный отличительный признак формы рондо?

        3. Назовите пять форм рондо по классификации А.Б. Маркса.

        4. Охарактеризуйте основные исторические этапы развития формы рондо.

        5. Назовите основные типы вариационной формы. В чем их сходство и различие?

        6. Назовите главные признаки сонатной формы, дайте ее определение.

        7. Назовите части сонатной формы, дайте их характеристику.

        8. Как строится экспозиция сонатной формы? Какие разделы экспозиции следует считать главными?

        9. Назовите тональные соотношения тем, типичные для классической экспозиции.

        10. Каким может быть строение главной партии и побочной партии?

        11. Назовите и охарактеризуйте разделы связующей партии.

        12. Назовите отличия сонатной репризы от экспозиции: а) обязательные; б) индивидуальные.

        13. Назовите и охарактеризуйте содержание разделов сонатной разработки.

        14. Что такое ложная реприза?

        15. Назовите и охарактеризуйте разновидности сонатной формы.

        16. Где встречается форма рондо-сонаты?

        17. Что роднит рондо-сонату с сонатной формой и с формой рондо?

        18. Что такое циклическая форма (цикл)?

        19. Назовите основные способы объединения частей цикла.

        20. Назовите основные виды цикла в классической музыке.

        21. В чем принципиальное различие сюитного и сонатно-симфонического циклов?

        22. Охарактеризуйте основные исторические разновидности сюиты.

        23. Истоки каких форм гомофонной музыки коренятся в рамках старинной сюиты?

        24. Расскажите о происхождении сюиты и сонатно-симфонического цикла.

        25. Чем обеспечивается единство сонатно-симфонического цикла?


Литература к теме:

Список основной литературы: 2,4.

Список дополнительной литературы: 10,19,32,36,52,54,72,75.