ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 658
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Основные исторические этапы развития формы рондо:
1. Старинное, куплетное рондо: 1) рондо французских клавесинистов конец XVI – первая половина XVIII векаРондо Ф.Э. Баха.
2. Классическое рондо: рондо венских классиков.
3. Послеклассическое, свободное рондо: 1) рондо запазноевропейских романтиков; 2) рондо русских композиторов; 3) рондо композиторов XX века.
Рондо венских классиков.Упорядочение всех параметров формы рондо, насыщение новым содержанием, соответствующим новой классицистской эстетике. Стремление к сквозному развитию и преодолению разобщенности формы, следовательно, эпизоды становятся крупнее, а их количество уменьшается. Тональная закономерность рондо – проведение рефрена в главной тональности, эпизодов – в подчиненной. Наличие связок между частями рондо, нехарактерность вступлений. Классическое рондо пятичастно АВАСА или RARBR. Область применения: финалы (Л. Бетховен Финал сонаты №21), реже другие части цикла (В.А. Моцарт I ч. сонаты для скрипки F-dur К.547), редко медленные части цикла (В.А. Моцарт II ч. сонаты для фортепиано B-dur К.570), иногда самостоятельные сочинения (Л. Бетховен.«Рондо о потерянном гроше»), изредка части крупного цикла.
Рефрен R– простая 2-х или 3-х частная форма, реже период). Тематизм – бытовая танцевальность и песенность, тяготение к квадратности, усиленной четкими кадансами, подчеркнуто гомофонная фактура, непрерывность ритмической пульсации. Тональность – основная. В последующих проведениях R может сокращаться или варьироваться.
Эпизоды. Различаются между собой. Первый эпизод – часть разработочного характера (на материале R). Незамкнутое построение или ряд построений. Иногда простая 2-х или 3-х частная форма. Тональность –D. Второй эпизод – более развит, вносит контраст, подобный контрасту трио в сложной трехчастной форме. Структурно оформлен, обособлен. Вводится без связок. Тональности: одноименная, S, или параллельная.
Усиление взаимодействия частей за счет введения связующих разделов, особенно от эпизодов к рефрену и коды, синтезирующей материал рефрена и эпизодов. Связки: одноголосная мелодическая линия, короткая модуляция из нескольких аккордов или значительный предыктовый раздел (на интонациях эпизода или рефрена; «ложный рефрен» – рефрен не в основной тональности).
Первая связка (небольшая) от первого R к первому эпизоду.Вторая – от первого эпизода ко второму R.Третья (самая крупная, «ложный рефрен») – от второго эпизода третьему R.Возможна четвертая связка – к Коде.
Кода: часто вырастает из последнего проведения рефрена, переосмысления материала, синтезирование. Сложность строения большой коды: вступительный, развивающий, устойчивый завершающий разделы коды (Л. Бетховен Соната № 21, Финал).
Отличия формы пятичастного рондо (АВАСА) от сложной трехчастной с сокращенной репризой (аваСа) и от сложной трехчастной с двумя трио.
2.12. Рондо в XIX и XX веках
План лекции:
А. Послеклассическое свободное рондо: общая характеристика.
В. Рондо западноевропейских романтиков.
С. Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.
D. Рондо в музыке XX века.
Послеклассическое, свободное рондо. Послебетховенское рондо. Рондо романтиков. Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания – влияние новой романтической эстетики.2 тенденции:
Центробежная – усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов. Стремление к сюите (М. Мусоргский «Картинки с выставки», Р. Шуман «Венский карнавал»). Уменьшение роли рефрена: проведение его не в основной тональности, сокращение, пропуск рефрена (два эпизода подряд –М. Глинка «Вальс-фантазия», С. Прокофьев «Джульетта-девочка»).
Центростремительная– увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития. Появление двойной трехчастной формы АВА1В1А2 (Ф. Шопен Соната для фортепиано № 3.Финал).
«Четное рондо» с рефреном не на первом, а на втором месте после первого эпизода: ARBRCR. Встречается в так называемых рондо-сюитах (Л. Бетховен Экоссез Es-dur), присущ танцевальным пьесам Ф. Шопена (Мазурка op.30 №2).
Рондо западноевропейских романтиков. Творчество Р. Шумана как новый этап в развитии формы рондо. Расширение жанрового наполнения формы рондо (романс, хорал, марш, полонез, лирический дуэт, легенда и др.). Принцип карнавала: повторение рефрена как способ объединения калейдоскопических образов. Программаность пьес в форме рондо. Использование рондо в слитно-сюитных циклах («Венский карнавал»). Форма рондов музыке Ф. Шопена.
Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.Применение формы рондо в музыке М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Разнообразные типы рондо в вокально-хоровой и оперной музыке (романсы, песни, оперные арии и сцены). Лирические, эпические, сказочные, сатирические образы в рондо русских композиторов. Пути усложнения формы «простого рондо» (3-я форма): 1) многоуровневость формы (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Рондо Фарлафа»); 2) вариационность и вариантность (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Баллада Финна»).
Рондо в музыке XX века. Тяготение к форме рондо Б. Бартока, С. Прокофьева, М. Глиэра, Д. Кабалевского. Неоклассические тенденции и возрождение формы старинного рондо (М. Равель «Павана»). Новаторство С. Прокофьева в трактовке формы рондо: перенесение классической формы на несвойственные ей ранее два масштабных уровня – микро (строение темы – тема «Феи зимы» из балета «Золушка») и макро (структура цикла и даже сценического произведения – балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»).
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
План лекции:
А. Сонатная форма: общие положения, терминология.
В. Классификация разновидностей сонатной формы.
С. Классическая сонатная форма: общая характеристика.
D. Классическая сонатная форма: структура разделов.
Сонатная форма как наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям форма инструментальной музыки:
воплощение процесса развития, качественное изменение образов;
отражение в особенностях формы общих законов мышления;
широта образного диапазона.
Классические образцы созданы венскими симфонистами; XIX–XX в. - эволюция формы. Модификации в современной музыке. Универсальное применение форма нашла, главным образом, в инструментальной музыке. Реже используется в вокальной сольной, очень редко в ансамблевой и хоровой.
Общие положения. Зрелая сонатная форма как эстетическое совершенство и высшее достижение эпохи «венского классицизма».Истоки сонатной формы. Четыре основных признака сонатной формы:
тональный контраст (тональное противопоставление ГП и ПП в экспозиции и их объединении в репризе);
тематический контраст ГП и ПП;
структурный (наличие 3-х разделов в сонатной форме – экспозиции, разработки и репризы, характерный признак – разработочность во всех разделах);
драматургический, который выражается в динамической сопряжении, непрерывном становлении этой формы, ее процессуальности, сквозное развитие. Сфера применения.
Терминология. Соната– циклическое или одночастное самостоятельное произведение.«Сонатное allegro»– термин, применимый преимущественно к быстрым первым частям и финалам циклов. Сонатность– наличие признаков сонатной формы в какой-либо другой форме. Партия– основная составная часть разделов сонатной формы (например, экспозиции). Тема– экспонированный индивидуализированный материал, основание развиваемого образа. Партия может основываться на нескольких темах (1-я и 2-я темы побочной партии). Три основных раздела сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза. Начиная с Бетховена – развитая кода.
Классификация разновидностей сонатной формы. Критерии классификации:
1) музыкально-исторический: старосонатная форма, классическая сонатная форма, сонатная форма романтиков, сонатная форма в современной музыке;
2) структурный: двухчастная и трухчастная сонатная форма (в старинной сонате), сонатная форма без разработки, сонатная форма с эпизодом (в разработке или вместо разработки), сонатная форма с зеркальной репризой, сонатная форма с двойной экспозицией,сонатная форма с повторением разработки и репризы, сонатная форма с ненормативными сокращениями (без ПП в репризе, без репризы, без разработки и репризы, без экспозиции и репризы), модулирующая (в контрастно-составную, циклическую) сонатня форма;
3) жанровый: сонатное allegro первых частей сонатно-симфонического цикла, сонатная форма в жанре концерта, сонатина,сонатная форма в медленных частях цикла, сонатная форма в оперной сцене.
Классическая сонатная форма.Два основных типа драматургии в сонатной форме венских классиков: «концертный» или «альтернативный», связанный с традицией concertogrosso и получивший продолжение в симфонизме И. Гайдна; «риторический» или «диалектический», утвердившийся в творчестве Л. Бетховена.
Наряду с двумя основными типами драматургии наличие третьего, промежуточного, совершающего модуляцию от альтернативности к диалектичности. Характерные признаки альтернативного типа. Характерные признаки диалектического типа драматургии. Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся у венских классиков и продолженные последующими композиторами.
Вступление. Во многих произведениях отсутствует (сонаты Моцарта, камерные сочинения).Вносит темповый контраст к ГП.Типы вступлений:1) контрастно-оттеняющее (назначение – контрастное оттенение появления ГП.; 2) подготавливающее (формирование черт сонатного allegro – тематизма, характера движения, иногда тональности);3) вступление, содержащее лейтмотив. Возможно сочетание разных типов (Л. Бетховен 8 соната).
Экспозиция– модулирующий первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных партий: ГП (с примыкающей к ней СП) и ПП (с примыкающей к ней ЗП). В большинстве сонатных форм второй половины XVIII– начала XIX века экспозиция повторяется (исключение – увертюры, Л. Бетховен.Соната № 23). В более поздних образцах – отказ от повторения экспозиции с целью создания непрерывности развития.
ГП (однотемная) – построение, выражающее главную музыкальную мысль. У венских классиков – концентрированность содержания и сжатость изложения. Дает импульс к дальнейшему развитию. Характерные черты: действенный характер, инструментальная мотивная чеканность. Выявление основной тональности (ГП не модулирует). XIX–XX вв. – пространные главные ГП. Используются напевные лирические темы (Шуберт, Брамс, Глазунов).