Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 556

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Основные исторические этапы развития формы рондо:

1. Старинное, куплетное рондо: 1) рондо французских клавесинистов конец XVI – первая половина XVIII векаРондо Ф.Э. Баха.

2. Классическое рондо: рондо венских классиков.

3. Послеклассическое, свободное рондо: 1) рондо запазноевропейских романтиков; 2) рондо русских композиторов; 3) рондо композиторов XX века.

Рондо венских классиков.Упорядочение всех параметров формы рондо, насыщение новым содержанием, соответствующим новой классицистской эстетике. Стремление к сквозному развитию и преодолению разобщенности формы, следовательно, эпизоды становятся крупнее, а их количество уменьшается. Тональная закономерность рондо – проведение рефрена в главной тональности, эпизодов – в подчиненной. Наличие связок между частями рондо, нехарактерность вступлений. Классическое рондо пятичастно АВАСА или RARBR. Область применения: финалы (Л. Бетховен Финал сонаты №21), реже другие части цикла (В.А. Моцарт I ч. сонаты для скрипки F-dur К.547), редко медленные части цикла (В.А. Моцарт II ч. сонаты для фортепиано B-dur К.570), иногда самостоятельные сочинения (Л. Бетховен.«Рондо о потерянном гроше»), изредка части крупного цикла.

Рефрен R– простая 2-х или 3-х частная форма, реже период). Тематизм – бытовая танцевальность и песенность, тяготение к квадратности, усиленной четкими кадансами, подчеркнуто гомофонная фактура, непрерывность ритмической пульсации. Тональность – основная. В последующих проведениях R может сокращаться или варьироваться.

Эпизоды. Различаются между собой. Первый эпизод – часть разработочного характера (на материале R). Незамкнутое построение или ряд построений. Иногда простая 2-х или 3-х частная форма. Тональность –D. Второй эпизод – более развит, вносит контраст, подобный контрасту трио в сложной трехчастной форме. Структурно оформлен, обособлен. Вводится без связок. Тональности: одноименная, S, или параллельная.

Усиление взаимодействия частей за счет введения связующих разделов, особенно от эпизодов к рефрену и коды, синтезирующей материал рефрена и эпизодов. Связки: одноголосная мелодическая линия, короткая модуляция из нескольких аккордов или значительный предыктовый раздел (на интонациях эпизода или рефрена; «ложный рефрен» – рефрен не в основной тональности).

Первая связка (небольшая) от первого R к первому эпизоду.Вторая – от первого эпизода ко второму R.Третья (самая крупная, «ложный рефрен») – от второго эпизода третьему R.Возможна четвертая связка – к Коде.


Кода: часто вырастает из последнего проведения рефрена, переосмысления материала, синтезирование. Сложность строения большой коды: вступительный, развивающий, устойчивый завершающий разделы коды (Л. Бетховен Соната № 21, Финал).

Отличия формы пятичастного рондо (АВАСА) от сложной трехчастной с сокращенной репризой (аваСа) и от сложной трехчастной с двумя трио.


2.12. Рондо в XIX и XX веках

План лекции:

А. Послеклассическое свободное рондо: общая характеристика.

В. Рондо западноевропейских романтиков.

С. Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.

D. Рондо в музыке XX века.

Послеклассическое, свободное рондо. Послебетховенское рондо. Рондо романтиков. Продолжение развития тенденций, заложенных в эпоху классицизма. Индивидуализация форм, яркость и неповторимость содержания – влияние новой романтической эстетики.2 тенденции:

  1. Центробежная – усиление роли эпизодов и уменьшение роли рефрена; значительная внутренняя расчлененность формы, обилие тем-образов. Стремление к сюите (М. Мусоргский «Картинки с выставки», Р. Шуман «Венский карнавал»). Уменьшение роли рефрена: проведение его не в основной тональности, сокращение, пропуск рефрена (два эпизода подряд –М. Глинка «Вальс-фантазия», С. Прокофьев «Джульетта-девочка»).

  2. Центростремительная– увеличение роли рефрена и уменьшение роли эпизодов; связность и монолитность формы, ярко выраженная динамика сквозного развития. Появление двойной трехчастной формы АВА1В1А2 (Ф. Шопен Соната для фортепиано № 3.Финал).

«Четное рондо» с рефреном не на первом, а на втором месте после первого эпизода: ARBRCR. Встречается в так называемых рондо-сюитах (Л. Бетховен Экоссез Es-dur), присущ танцевальным пьесам Ф. Шопена (Мазурка op.30 №2).

Рондо западноевропейских романтиков. Творчество Р. Шумана как новый этап в развитии формы рондо. Расширение жанрового наполнения формы рондо (романс, хорал, марш, полонез, лирический дуэт, легенда и др.). Принцип карнавала: повторение рефрена как способ объединения калейдоскопических образов. Программаность пьес в форме рондо. Использование рондо в слитно-сюитных циклах («Венский карнавал»). Форма рондов музыке Ф. Шопена.

Рондо в творчестве русских композиторов XIX века.Применение формы рондо в музыке М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Разнообразные типы рондо в вокально-хоровой и оперной музыке (романсы, песни, оперные арии и сцены). Лирические, эпические, сказочные, сатирические образы в рондо русских композиторов. Пути усложнения формы «простого рондо» (3-я форма): 1) многоуровневость формы (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Рондо Фарлафа»); 2) вариационность и вариантность (М. Глинка «Руслан и Людмила», «Баллада Финна»).


Рондо в музыке XX века. Тяготение к форме рондо Б. Бартока, С. Прокофьева, М. Глиэра, Д. Кабалевского. Неоклассические тенденции и возрождение формы старинного рондо (М. Равель «Павана»). Новаторство С. Прокофьева в трактовке формы рондо: перенесение классической формы на несвойственные ей ранее два масштабных уровня – микро (строение темы – тема «Феи зимы» из балета «Золушка») и макро (структура цикла и даже сценического произведения – балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»).

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

План лекции:

А. Сонатная форма: общие положения, терминология.

В. Классификация разновидностей сонатной формы.

С. Классическая сонатная форма: общая характеристика.

D. Классическая сонатная форма: структура разделов.

Сонатная форма как наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям форма инструментальной музыки:

  • воплощение процесса развития, качественное изменение образов;

  • отражение в особенностях формы общих законов мышления;

  • широта образного диапазона.

Классические образцы созданы венскими симфонистами; XIX–XX в. - эволюция формы. Модификации в современной музыке. Универсальное применение форма нашла, главным образом, в инструментальной музыке. Реже используется в вокальной сольной, очень редко в ансамблевой и хоровой.

Общие положения. Зрелая сонатная форма как эстетическое совершенство и высшее достижение эпохи «венского классицизма».Истоки сонатной формы. Четыре основных признака сонатной формы:

  1. тональный контраст (тональное противопоставление ГП и ПП в экспозиции и их объединении в репризе);

  2. тематический контраст ГП и ПП;

  3. структурный (наличие 3-х разделов в сонатной форме – экспозиции, разработки и репризы, характерный признак – разработочность во всех разделах);

  4. драматургический, который выражается в динамической сопряжении, непрерывном становлении этой формы, ее процессуальности, сквозное развитие. Сфера применения.

Терминология. Соната– циклическое или одночастное самостоятельное произведение.«Сонатное allegro»– термин, применимый преимущественно к быстрым первым частям и финалам циклов. Сонатность– наличие признаков сонатной формы в какой-либо другой форме. Партия– основная составная часть разделов сонатной формы (например, экспозиции). Тема– экспонированный индивидуализированный материал, основание развиваемого образа. Партия может основываться на нескольких темах (1-я и 2-я темы побочной партии). Три основных раздела сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза. Начиная с Бетховена – развитая кода.


Классификация разновидностей сонатной формы. Критерии классификации:

1) музыкально-исторический: старосонатная форма, классическая сонатная форма, сонатная форма романтиков, сонатная форма в современной музыке;

2) структурный: двухчастная и трухчастная сонатная форма (в старинной сонате), сонатная форма без разработки, сонатная форма с эпизодом (в разработке или вместо разработки), сонатная форма с зеркальной репризой, сонатная форма с двойной экспозицией,сонатная форма с повторением разработки и репризы, сонатная форма с ненормативными сокращениями (без ПП в репризе, без репризы, без разработки и репризы, без экспозиции и репризы), модулирующая (в контрастно-составную, циклическую) сонатня форма;

3) жанровый: сонатное allegro первых частей сонатно-симфонического цикла, сонатная форма в жанре концерта, сонатина,сонатная форма в медленных частях цикла, сонатная форма в оперной сцене.

Классическая сонатная форма.Два основных типа драматургии в сонатной форме венских классиков: «концертный» или «альтернативный», связанный с традицией concertogrosso и получивший продолжение в симфонизме И. Гайдна; «риторический» или «диалектический», утвердившийся в творчестве Л. Бетховена.

Наряду с двумя основными типами драматургии наличие третьего, промежуточного, совершающего модуляцию от альтернативности к диалектичности. Характерные признаки альтернативного типа. Характерные признаки диалектического типа драматургии. Строение сонатной формы, ее важнейшие черты, сложившиеся у венских классиков и продолженные последующими композиторами.

Вступление. Во многих произведениях отсутствует (сонаты Моцарта, камерные сочинения).Вносит темповый контраст к ГП.Типы вступлений:1) контрастно-оттеняющее (назначение – контрастное оттенение появления ГП.; 2) подготавливающее (формирование черт сонатного allegro – тематизма, характера движения, иногда тональности);3) вступление, содержащее лейтмотив. Возможно сочетание разных типов (Л. Бетховен 8 соната).

Экспозиция– модулирующий первый раздел сонатной формы, содержащий изложение основных партий: ГП (с примыкающей к ней СП) и ПП (с примыкающей к ней ЗП). В большинстве сонатных форм второй половины XVIII– начала XIX века экспозиция повторяется (исключение – увертюры, Л. Бетховен.Соната № 23). В более поздних образцах – отказ от повторения экспозиции с целью создания непрерывности развития.

ГП (однотемная) – построение, выражающее главную музыкальную мысль. У венских классиков – концентрированность содержания и сжатость изложения. Дает импульс к дальнейшему развитию. Характерные черты: действенный характер, инструментальная мотивная чеканность. Выявление основной тональности (ГП не модулирует). XIX–XX вв. – пространные главные ГП. Используются напевные лирические темы (Шуберт, Брамс, Глазунов).