Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 570

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Строгая метрика и свободная. Строгая метрика – равномерно-акцентная с резко подчеркнутыми долями, она характерна для танцевальных мелодий, вальсов, маршей, для большинства массовых песен. Строгая акцентная метрика знает два основных размера двухдольный (его разновидность – 4х-дольный) и трехдольный; все остальные так или иначе входят в эти две группы. Свободная метрика характерна для русских протяжных песен, мелодий речитативного, импровизационного характера. Переменный метр. Полиметрия. Соответствие метроритма условиям определенного жанра.

3. Фактура. Синонимы: «письмо» («Подвижной контрапункт строгого письма» С. Танеева), «склад» (полифонический, гомофонный, хоральный), «сложение, изложение» (например, оркестровое изложение), «музыкальная ткань». Множество вариантов определения фактуры, что свидетельствует о сложности понятия. Ю.Н. Тюлин: «совокупность приемов изложения музыкального материала» [Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, с.6]. Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман: «характер, соотношение и функции одновременно развертывающихся компонентов произведения или его отрывка» [с.331]. В.Н. Холопова: «строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов» [Фактура, с.4]. В.В. Назайкинский вносит в определение фактуры пространственно-временную и глубанную категорию: «Трехмерная музыкально-пространственная конфигурация звуковой ткани, дифференцирующая и объединяющая по вертикали, горизонтали и глубине всю совокупность компонентов» [Логика музыкальной композиции, с.73.].

Виды фактуры:монодия и многоголосие.

Разновидности монодии (по В.В. Задерайкому): 1) монодическая фактура вокального распева, соответствующая стринной вокальной монодии; 2) монодическая фактура без скрытого многоголосия; 3) фактура со скрытым многоголосием; 4) сольная монодическая фактура; 5) туттийная монотембральная унисонная фактура; 6) туттийная монотембральная монодическая фактура с октавными дуюлировками; 7) туттийная политембральная фактура – унисонная и с октавными дублировками; 8) монодическая фактура как результат линейного слкдования разнотембровых мотивов и звуков с элементами стерефонии: сближение монодичности и пуантилизма [с.186].

Разновидности многоголосия:

  1. Фактура типа «органум».

  2. Полифоническая фактура: 1) гетерофония; 2) развитая подголосочность;3) разнотемная и контрастная полифония;4) имитационная полифония; 5) комплементарно-сонорная полифония; 6) ритмическая полифония.

  3. Аккордово-гармоническая фактура.

  4. Гомофония фактура с различными типами фигуративного наполнения.

  5. Гомофония фактура с участием дублировок.

  6. Разновидности полиморфной фактуры.

  7. Полифония пластов.

  8. Пуантилистическая фактура.

  9. Фактура с участием «мобильных элементов» (алеаторика).

  10. Нефиксированные записью фактурные комплексы электронной музыки.


Гармония и тембр как составные части фактуры. Фактурный рисунок голосов образуют фигурации и дублировки. Явление получило интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначилось в раннем клавирном стиле. В музыке XIX века рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения и заимствование фактурного приема было бы плагиатом. Родоначальник неповторимых фактурных рисунков – Шопен. Велики достижения в изобретении музыкально – живописных фактур Вагнера, Мусоргского, Римского-Корсакова, Скрябина, Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Стравинского, Бартока.

Три чистых вида фигурации (гармоническая, мелодическая, ритмическая) и многочисленные смешанные виды: гармоническая фигурация – движение по аккордовым звукам, мелодическая фигурация – неаккордовые звуки, ритмическая фигурация – повторение в каком-нибудь ритме (остинатные ритмические рисунки) одного звука, гармонического интервала или аккорда. Фигурирование – специфика вариационного метода развития и вариационных форм (строгие орнаментальные или фигурационные вариации). Местоположение фигураций.

Дублировка – удвоение мелодии каким либо интервалом или созвучием. Применяется, преимущественно, в главном голосе, но может быть и в мелодически развитых других голосах. Синонимы – «параллелизм», «фактурное наслоение», «колористическое наслоение», «удвоение мелодии», «ленточное голосоведение», «комплексная лента», «многоголосная мелодия – комплекс», «этажные повторения». Интервальные дублировки – часто октавные, многооктавные, квинтовые и квартовые – старинное двухголосие («органум»), диссонирующие интервалы –XX век.

Фактурные функции голосов. Формообразующая роль фактуры. Фактура как показатель стиля эпохи или индивидуального стиля композитора, жанра произведения. Роль фактуры в создании изобразительных эффектов и драматургических контрастов. Планы, пласты и слои фактуры. Две стороны фактуры: функциональная и фоническая.


1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

План лекции:

А. Смысловые и структурные элементы музыкальной речи.

В. Тема, мотив, фраза: определения.

С. Виды тематизма.

D. Виды тематического развития и композиционные процессы в теме.

E. Масштабно-тематические структуры.

Фонический, синтаксический и композиционный уровни организации музыкальной формы. Музыкальный синтаксис, его значение для формообразования и восприятия. Смысловые элементы: тема, мотив. Структурные элементы: мотив, субмотив, фраза, предложение, период.

Темойназывается индивидуализированный музыкальный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения (или его части). Основным свойством темы является ее узнаваемость даже в отрыве от контекста. В процессе становления формы тема развивается, проходя разные стадии. В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах. Определение темы в трудах различных музыковедов (Л. Мазель, В. Бобровский, Е. Ручьевская, В. Валькова).

Мотив– это наименьшая часть темы, способная напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования. Мотив, являясь мельчайшим смысловым элементом музыкальной речи, оказывается и наименьшей структурной единицей. Границами мотива будут те, в рамках которых он сохранит характеризующую его способность напоминать о теме вне контекста. Типичный мотив содержит один метрический акцент. Мотив может состоять из более мелких структурных единиц, называемых субмотивами.

Фразаявляется более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли. Однако и во фразе преобладающее значение имеет один главный акцент. Фраза может быть неделимой или представлять собой объединение двух, трех или четырех мотивов, когда конец одного мотива оказывается одновременно началом другого, и между ними нет цезуры. В вокальной музыке фраза часто выступает наименьшей структурной единицей вместо мотива.

Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой. Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся: 1) повторность мелодико-ритмических фигур; 2) паузы; 3) ритмические остановки; 4) кадансы; 5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п. Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе. Сопровождение может не заключать в себе перерывов в момент цезуры в главном голосе. Часть произведения, отделенная цезурами называется построением. Построение может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком. Считать его окончившимся на задержании, проходящем, вспомогательном звуке или предъеме – нельзя.


Виды тематизма:

1.По музыкально-историческому принципу: 1) старинные монодические формы мелодии: хоральная (знаменный распев, грегорианский хорал, фольклорная; 2) полифонические формы мелодии (ренессансные, барочные); 3) гомофонные формы мелодии (барочные, классические, романтические); 4) современные мелодико-тематические структуры.

2. По структурно-интонационному (мотивному) составу: контрастная, однородная, тематический комплекс.

Композиционные процессы в теме (imt). Тематическое ядро. Гармоническая законченность темы. Особенности темы в гомофонно-гармонической и полифонической музыке (продолжительность, фактурное оформление). Понятия «лейтмотив», «монотематизм», «рассредоточенный тематизм».

Принципы тематического развития: повтор, измененный повтор (варьирование, вариантность), полифоническое развитие, разработка, свободное развертывание.Образование музыкальных форм в результате действия основных принципов развития. Совокупность приёмов преобразования темы называют тематической работой. Приёмы преобразования темы: мелодическая орнаментация, растяжение или сжатие интервалов, обращение интервалов, увеличение длительностей, уменьшение, проведение со смещением на другие доли такта. Совокупность тематических материалов и тем принято называть тематизмом.

Масштабно-тематические структуры – это масштабные соотношения тематических частей построения, выраженные в тактах, наиболее распространенные, типовые формы организации мотивов и фраз в тему, период, простую двухчастную или трехчастную композицию в музыке гомофонного склада. Отражение в масштабно-тематических структурах упорядочивающей логики мышления.

Виды масштабно-тематических структур: периодичность, пара периодичностей, суммирование, дробление, дробление с замыканием.

1. Периодичность – точная или видоизмененная повторность мотива, фразы, построения: a + a + a + a (1 + 1 + 1 + 1), ab +ab (2 + 2). Частный случай периодичности – пара периодичностей, которая основана на парном повторе построений: a + a + b + b (1 + 1 + 1 + 1).

2. Суммирование образуется, когда за двумя сходными мотивами или фразами следует построение, приблизительно равное по длительности их сумме, но не делящееся на два сходных оборота и отличающееся большей слитностью: a + a + ab, a + a + ba, a + a + bc (1 + 1 + 2).

3. Дробление возникает, если за цельной и слитной фразой следуют короткие мотивы, взятые из нее или новые: ab + a + a, ab + b + b, ab + c + c (2 + 1 + 1).


4. Дробление с замыканиемобразуется из последовательности описанных выше структур – периодичности, дробления и суммирования: ab + ab + a + a + ab, ab + ab + b + b + ab, ab + ab + c + c + cb (2 + 2 + 1 + 1 + 2).