ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 642
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство культуры Российской Федерации
5.Контрольно-измерительные материалы
6.Список рекомендуемой литературы
7. Учебно-справочные материалы
Тематический план для студентов очной формы обучения
Тематический план для студентов заочной формы обучения
2. Учебно-теоретические материалы
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
1.3. Музыкальный язык и его структура.
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.
2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма
2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
2.7. Разновидности простых и сложных форм
2.9. Жанрово-характерные вариации
2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма
2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма
2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.
2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната
2.17. Контрастно-составные формы
2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл
2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Раздел 3. История музыкальных форм и жанров
3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения
Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко
4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко
4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко
4.4. Вариации и хоральные обработки
4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма
4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века
3. Учебно-практические материалы
3.1. Описания семинарских занятий
Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования
Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы
Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы
Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения
Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко
3.2. Задания для практической работы студентов
Примерные задания для практической работы по темам курса:
Раздел 1. Введение в музыкальную форму
Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль
Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия
Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)
Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы
Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма
Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio
Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.
Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.
Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков
Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.
Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках
Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.
Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).
Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.
Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета
Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)
Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала
Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века
4. Учебно-методические материалы по курсу
4.1. Методические указания для студентов
4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения
4.1.2. План анализа музыкальной формы
4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения
4.2. Методические рекомендации для преподавателей
4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости
5. Контрольно-измерительные материалы
5.1. Вопросы для текущего контроля
5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)
5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения
6.Список рекомендуемой литературы
6.2. Дополнительная литература
7. Учебно-справочные материалы
7.1 Словарь музыкальных форм и жанров
Назначение сонатной репризы – утверждение тематических мыслей экспозиции после анализа и обсуждения их в разработке, симметричное уравновешивание архитектоники сонатной формы. Благодаря транспонированию ПП и ЗП в главную тональность сглаживаются тональные противоречия экспозиции. Реприза I части Третьей сонаты динамическая, как это наблюдается практически во всех сонатных формах Бетховена. Динамизация происходит главным образом за счет изменения тематического состава ГП. В качестве второй темы ГП выступает уже другой материал. Это фанфарное провозглашение октав, подобное тому, которое звучало в кульминационной зоне разработки. Первая и вторая темы ПП проводятся в c-moll. ЗП сокращается, в ней отсутствует 3-й элемент.
Бетховен мыслил коду как вторую разработку, и разбираемое сонатное аллегро – первое на этом пути. Кода как вторая разработка была введена композитором здесь впервые взамен отмененного им повторения разработки и репризы, с воссозданием тех же фаз при кодовой тонально-гармонической направленности в субдоминанту. Кода включает в себя два раздела. Первый раздел – каденция, выполняющая функцию коды-разработки, в которой интенсивно обыгрываются субдоминантовые гармонии. Второй раздел, основанный на материале ГП, отчасти берет на себя функцию репризы в утверждении основной тональности, тоники и ведущего тематизма I части сонаты.
Резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что Третья соната – это в определенной степени этапное произведение Бетховена раннего периода творчества. Здесь практически полностью сложился индивидуальный стиль композитора. В этой сонате много примет, которые его определяют. Они заключаются в следующем:
Само качество тематизма сонаты, которое выражается в его внутренней контрастности. Отсюда большой потенциал развития музыкального материала.
Драматическая трактовка гармонии: акцент на диссонирующих аккордах – УмVII 7, гармонию VI низкой ступени, резкие модуляционные сдвиги, модуляции на полтона (т.99-103 разработки), тональный план с использованием одноименного минора доминантовой тональности в ПП..
Единая сквозная линия развития сонатного аллегро: производный контраст музыкального материала, все последующее развитие вытекает из предыдущего.
Волновая драматургия произведения, чередование динамических подъемов и спадов. Хотя здесь еще трудно выделить наиболее сильную кульминацию как в зрелых сонатах. В этой сонате можно говорить о нескольких кульминациях.
В то же время в Третьей сонате есть особые черты, которые выделяют ее среди фортепианных сонат Бетховена и подчеркивают ее индивидуальность и новаторство в области формы и исполнительских приемов:
1. Отмеченные выше признаки концертности, которые влияют на структуру сонаты и обогащение ее виртуозными исполнительскими эффектами.
2. Многотемность произведения, не очень свойственная для сонатных опусов Бетховена.
Схема формы I части Сонаты №3 C-dur
Раздел |
Партия, тема, музыкальный материал |
Такты |
Тональный план |
Экспозиция |
ГП 1-я тема 2-я тема |
т.1-20 т.1-12 т.13-20 |
C-dur C-dur – G-dur
|
|
СП |
т.21-26 |
G-dur
|
|
ПП 1-я тема ПП 2-я тема, драматический прорыв 3-я тема 4-я тема, прорыв 2-го эл. ГП |
т.27-72 т.27-38 т.39-46 т.47-60 т.61-72 |
g-moll g-moll G-dur C-dur – G-dur |
|
ЗП 1-й элемент 2-й элемент 3-й элемент |
т.73-90 т.73-77 т.77-84 т.84-90 |
G-dur
|
Разработка |
1-й раздел: материал ЗП (2-й эл.) 2-й раздел: материал ГП (1-й эл.) 3-й раздел: предыкт материал ГП (1-й эл.) |
т.91-139 т.91-109 т.109-129 т.130-139 |
c-f-Es-f-fis-D D-c-f-G G-g |
Реприза |
ГП 1-я тема 2-я тема (не та, что в экспозиции) |
т.140-147 т.148-155 |
C-dur C-dur – G-dur |
|
СП |
т.156-161 |
G-dur
|
|
ПП 1-я тема ПП 2-я тема, драматический прорыв 3-я тема 4-я тема, прорыв 2-го эл. ГП |
т.162-173 т.174-182 т.183-195 т.196-207 |
с-moll с-moll С-dur F-dur – С-dur |
|
ЗП 1-й элемент 2-й элемент |
т.208-212 т.212-218
|
C-dur C-dur
|
Кода |
Каденция Музыкальный материал ГП и ЗП |
т.219-234 т.234-258 |
неустойчивость C-dur
|
Схема формы II части Сонаты op.2№3 C-dur
AdagioE-dur
Простая двойная трехчастная форма: ABA1B1A2
10т. 32т. 12т. 12т. 16т.
А - (1-10т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго с полной совершенной вторгающейся каденцией. Характер темы лирико-философский. В музыке чувствуется уверенность, но настороженность. Жанровые истоки темы сочетают в себе черты хорала и марша.
В – (11-42т.), e-moll - G-dur - e-moll - H-dur. Период типа развертывания. Тема драматическая по характеру имеет жанровые истоки прелюдии. Контраст с «А» образно-тематический, жанровый, фактурный, темброво-динамический.
А1– (43-54т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго и с прерванной каденцией, которая делает форму разомкнутой. Тема драматизируется в последнем двутакте.
В1– (55-66т.),C-dur–e-moll. Период из двух предложений с расширением второго и полной совершенной каденцией. В первом предложении модуляция изC-durвe-moll.
А2– (67-82т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго и дополнением. Тема варьируется.
Схема формы IIIчасти Сонаты op.2№3 C-dur
ScherzoAllegroG-dur
Сложная трехчастная форма с трио кодой: ABACoda.
A – (1-65т.), G-dur – C-dur. Простая трехпятичастная форма с серединой развивающего типа, образуемая за счет точного повторения второй и третьей частей:.Тема скерцозного характера.
В – (66-107т.), a-moll – G-dur. Простая трехпятичастная форма с серединами развивающего типа:aba1ba1. Жанровые истории темы – прелюдийность.
A– точная репризаD.С.epoilaCoda.
Coda– (108-130т.)
Схема формы IV части Сонаты op.2№3 C-dur
C-dur Allegro assai
Рондо-соната
Раздел |
Партия, тема, музыкальный материал |
Такты |
Тональный план |
Экспозиция |
ГП – простая трехчастная форма
|
т.1-28 |
C-dur – G-dur
|
|
ПП |
т.29-68 |
G-dur–C-dur |
|
ГП - период |
т.69-76 |
C-dur
|
Разработка |
Разработка музыкального материала ГП. Тема-эпизод. Разработка музыкального материала темы-эпизода и ГП. Предыкт |
т.77-102
т.103-118 т.119-167
167-180 |
F-dur
F-G |
Реприза |
ГП – простая трехчастная форма
|
т.181-216 |
C-dur |
|
ПП
|
т.217-259 |
С-dur |
|
ГП |
т.260-312
|
C-dur
|