Файл: Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 544

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Содержание

5.Контрольно-измерительные материалы

6.Список рекомендуемой литературы

7. Учебно-справочные материалы

Введение

Тематический план для студентов очной формы обучения

Тематический план для студентов заочной формы обучения

2. Учебно-теоретические материалы

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

1.2.Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

1.3. Музыкальный язык и его структура.

1.4. Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

2.1. Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.

2.2 Период

Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.

2.4.Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма

2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

2.7. Разновидности простых и сложных форм

2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию

2.9. Жанрово-характерные вариации

2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма

2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

2.12. Рондо в XIX и XX веках

2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация. Классическая сонатная форма

2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках.

2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната

2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы.

2.17. Контрастно-составные формы

2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа

2.19. Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл

2.20. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Раздел 3. История музыкальных форм и жанров

3.1. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева

3.2. Музыкальные формы западноевропейских светских жанров Средневековья и Возрождения

Раздел 4. Музыкальные формы эпохи барокко

4.1 Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко

4.2. Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы

4.3. Составные (сложные) формы и контрастно-составные формы эпохи барокко

4.4. Вариации и хоральные обработки

4.5. Куплетное рондо

4.6. Концертная форма

4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма

4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Тема 5. Музыкальные формы в музыке XX века

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа) Тема: Основы музыкального формообразования

Семинар 2 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: малые формы

Семинар 3 (2 часа) Тема: Классические музыкальные формы: крупные формы

Семинар 4 (2 часа) Тема: Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа

Семинар 5 (2 часа) Тема: Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения

Семинар 6 (2 часа) Тема: Музыкальные формы эпохи барокко

3.2. Задания для практической работы студентов

Примерные задания для практической работы по темам курса:

Раздел 1. Введение в музыкальную форму

Тема 1.1. Понятие формы в музыке. Форма и содержание. Жанр и стиль

Тема 1.2. Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия

Тема 1.3 Музыкальный язык, его структура (Практическое занятие – 1 час)

Тема 1.4 Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры.

Раздел 2. Классико-романтические музыкальные формы

Тема 2.1 Общая классификация музыкальных форм (от Средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм

Тема 2.2 Период (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.3. Простые («песенные формы»). Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма

Тема 2.4 Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.5. Сложная двухчастная форма. Форма Adagio

Тема 2.6. Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.

Тема 2.7. Разновидности простых и сложных форм. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.8. Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.9. Жанрово-характерные вариации. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.10. Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации.

Тема 2.11. Рондо: общая характеристика и классификация. Рондо венских классиков

Тема 2.12. Рондо в XIX и XX веках. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 2.13. Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

Тема 2.14. Эволюция сонатной формы в XIX-XX веках

Тема 2.15. Разновидности сонатной формы. Рондо-соната.

Тема 2.16. Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация. Смешанные и свободные формы

Тема 2.17. Контрастно-составные формы. (Практическое занятие – 1 час).

Тема 2.18. Циклические инструментальные формы: определение, классификация. Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.

Тема 2.19.Вокальные формы: слово и музыка. Вокальный цикл.

Тема 4.13. Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета

Тема 4.3. Составные (сложные) и контрастно-составные формы эпохи барокко. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.4. Вариации и хоральные обработки. (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.5. Куплетное рондо

Тема 4.6. Концертная форма

Тема 4.7. Старинная и предклассическая сонатная форма (Практическое занятие – 1 час)

Тема 4.8. Вокально-инструментальные формы: форма арии, формы протестантского хорала

Тема 4.9. Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы

Раздел 5. Музыкальные формы в музыке XX века

4. Учебно-методические материалы по курсу

4.1. Методические указания для студентов

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

5. Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля

5.1.1. Контрольные вопросы

5.1.2. Задания в тестовой форме (варианты 1 и 2)

5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения

5.3. Вопросы к экзамену

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

6.2. Дополнительная литература

6.3. Интернет-ресурсы

7. Учебно-справочные материалы

7.1 Словарь музыкальных форм и жанров

7.2. Список ключевых слов

Приложение

Аналитический этюд

Л. Бетховен Фортепианная соната op. 2 №3 c-durI часть

(Целостный анализ)

AdagioE-dur

ScherzoAllegroG-dur

C-dur Allegro assai

Назначение сонатной репризы – утверждение тематических мыслей экспозиции после анализа и обсуждения их в разработке, симметричное уравновешивание архитектоники сонатной формы. Благодаря транспонированию ПП и ЗП в главную тональность сглаживаются тональные противоречия экспозиции. Реприза I части Третьей сонаты динамическая, как это наблюдается практически во всех сонатных формах Бетховена. Динамизация происходит главным образом за счет изменения тематического состава ГП. В качестве второй темы ГП выступает уже другой материал. Это фанфарное провозглашение октав, подобное тому, которое звучало в кульминационной зоне разработки. Первая и вторая темы ПП проводятся в c-moll. ЗП сокращается, в ней отсутствует 3-й элемент.

Бетховен мыслил коду как вторую разработку, и разбираемое сонатное аллегро – первое на этом пути. Кода как вторая разработка была введена композитором здесь впервые взамен отмененного им повторения разработки и репризы, с воссозданием тех же фаз при кодовой тонально-гармонической направленности в субдоминанту. Кода включает в себя два раздела. Первый раздел – каденция, выполняющая функцию коды-разработки, в которой интенсивно обыгрываются субдоминантовые гармонии. Второй раздел, основанный на материале ГП, отчасти берет на себя функцию репризы в утверждении основной тональности, тоники и ведущего тематизма I части сонаты.

Резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что Третья соната – это в определенной степени этапное произведение Бетховена раннего периода творчества. Здесь практически полностью сложился индивидуальный стиль композитора. В этой сонате много примет, которые его определяют. Они заключаются в следующем:

  1. Само качество тематизма сонаты, которое выражается в его внутренней контрастности. Отсюда большой потенциал развития музыкального материала.

  2. Драматическая трактовка гармонии: акцент на диссонирующих аккордах – УмVII 7, гармонию VI низкой ступени, резкие модуляционные сдвиги, модуляции на полтона (т.99-103 разработки), тональный план с использованием одноименного минора доминантовой тональности в ПП..

  3. Единая сквозная линия развития сонатного аллегро: производный контраст музыкального материала, все последующее развитие вытекает из предыдущего.

  4. Волновая драматургия произведения, чередование динамических подъемов и спадов. Хотя здесь еще трудно выделить наиболее сильную кульминацию как в зрелых сонатах. В этой сонате можно говорить о нескольких кульминациях.


В то же время в Третьей сонате есть особые черты, которые выделяют ее среди фортепианных сонат Бетховена и подчеркивают ее индивидуальность и новаторство в области формы и исполнительских приемов:

1. Отмеченные выше признаки концертности, которые влияют на структуру сонаты и обогащение ее виртуозными исполнительскими эффектами.

2. Многотемность произведения, не очень свойственная для сонатных опусов Бетховена.

Схема формы I части Сонаты №3 C-dur

Раздел

Партия, тема, музыкальный материал

Такты

Тональный план

Экспозиция

ГП

1-я тема

2-я тема

т.1-20

т.1-12

т.13-20

C-dur

C-dur – G-dur

СП

т.21-26

G-dur

ПП

1-я тема ПП

2-я тема, драматический прорыв

3-я тема

4-я тема, прорыв 2-го эл. ГП

т.27-72

т.27-38

т.39-46

т.47-60

т.61-72

g-moll

g-moll

G-dur

C-dur – G-dur

ЗП

1-й элемент

2-й элемент

3-й элемент

т.73-90

т.73-77

т.77-84

т.84-90

G-dur

Разработка

1-й раздел: материал ЗП (2-й эл.)

2-й раздел: материал ГП (1-й эл.)

3-й раздел: предыкт материал ГП (1-й эл.)

т.91-139

т.91-109

т.109-129

т.130-139

c-f-Es-f-fis-D

D-c-f-G

G-g

Реприза

ГП

1-я тема

2-я тема (не та, что в экспозиции)

т.140-147

т.148-155

C-dur

C-dur – G-dur

СП

т.156-161

G-dur

ПП

1-я тема ПП

2-я тема, драматический прорыв

3-я тема

4-я тема, прорыв 2-го эл. ГП

т.162-173

т.174-182

т.183-195

т.196-207

с-moll

с-moll

С-dur

F-dur – С-dur

ЗП

1-й элемент

2-й элемент

т.208-212

т.212-218

C-dur

C-dur

Кода

Каденция

Музыкальный материал ГП и ЗП

т.219-234

т.234-258

неустойчивость

C-dur


Схема формы II части Сонаты op.2№3 C-dur


AdagioE-dur

Простая двойная трехчастная форма: ABA1B1A2

10т. 32т. 12т. 12т. 16т.

А - (1-10т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго с полной совершенной вторгающейся каденцией. Характер темы лирико-философский. В музыке чувствуется уверенность, но настороженность. Жанровые истоки темы сочетают в себе черты хорала и марша.

В – (11-42т.), e-moll - G-dur - e-moll - H-dur. Период типа развертывания. Тема драматическая по характеру имеет жанровые истоки прелюдии. Контраст с «А» образно-тематический, жанровый, фактурный, темброво-динамический.

А1– (43-54т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго и с прерванной каденцией, которая делает форму разомкнутой. Тема драматизируется в последнем двутакте.

В1– (55-66т.),C-dur–e-moll. Период из двух предложений с расширением второго и полной совершенной каденцией. В первом предложении модуляция изC-durвe-moll.

А2– (67-82т.),E-dur. Период из двух предложений с расширением второго и дополнением. Тема варьируется.

Схема формы IIIчасти Сонаты op.2№3 C-dur

ScherzoAllegroG-dur

Сложная трехчастная форма с трио кодой: ABACoda.

A – (1-65т.), G-dur – C-dur. Простая трехпятичастная форма с серединой развивающего типа, образуемая за счет точного повторения второй и третьей частей:.Тема скерцозного характера.

В – (66-107т.), a-moll – G-dur. Простая трехпятичастная форма с серединами развивающего типа:aba1ba1. Жанровые истории темы – прелюдийность.

A– точная репризаD.С.epoilaCoda.

Coda– (108-130т.)

Схема формы IV части Сонаты op.2№3 C-dur

C-dur Allegro assai

Рондо-соната

Раздел

Партия, тема, музыкальный материал

Такты

Тональный план

Экспозиция

ГП – простая трехчастная форма

т.1-28

C-dur – G-dur

ПП

т.29-68

G-dur–C-dur

ГП - период

т.69-76

C-dur

Разработка

Разработка музыкального материала ГП.

Тема-эпизод.

Разработка музыкального материала темы-эпизода и ГП.

Предыкт

т.77-102

т.103-118

т.119-167

167-180

F-dur

F-G

Реприза

ГП – простая трехчастная форма

т.181-216

C-dur

ПП

т.217-259

С-dur

ГП

т.260-312

C-dur


162